Страница обновлена 31.07.2017

Муниципальное общеобразовательное учреждение Благовещенская средняя общеобразовательная школа

Страница обновлена 31.07.2017
Муниципальное общеобразовательное учреждение Благовещенская средняя общеобразовательная школа

 

Рабочие программы по обществознанию

6 класс

Пояснительная записка

 

Рабочая  программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) (www.mon.gov.ru 2005 г), рекомендованной Министерством образования и науки РФ для базисного учебного плана 2004 г. и соотносится с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию. Данная программа позволяет выполнить обязательный минимум содержания образования.

Преподавание обществознания в 6 классе носит пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков.

 

Изучение обществознания на первой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Развитие личности в период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации;
  • Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
  • Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде;
  • Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • Формирование опыта применения полученных знаний  для решения типичных задач в области социальных отношений; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; семейно – бытовых отношениях;

 

 

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, таких как:

  • Сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • Владение видами публичных выступлений – высказывания, монолог, диалог; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • Выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

- на использование элементов причинно – следственного анализа;

- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки и передачи информации.

 

Программа рассчитана на 35 часов, из расчёта 1 учебный час в неделю в соответствии с рекомендациями Примерной программы. При изучении предмета «Обществознание»  планируется проведение практических и лабораторных работ, направленных на отработку общеучебных умений и навыков. Подчёркнутые лабораторные и практические работы оцениваются. Изменён порядок изучения следующих тем: «Человек и общество», «Политика и право», а два урока «Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения», «Межличностные конфликты и их разрешение» перенесены из темы «Человек и общество» в тему «Социальная сфера» в связи с тем, что согласно учебному плану школы учащиеся 6 и 7 классов обучаются совместно.

Рабочая программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями УМК учебника А.И. Кравченко, издательство «Русское слово», 2008 г.,  включённого в Федеральный перечень учебников на 2013 – 2014 уч. год, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.  

 

 

 

Календарно – тематический план

по курсу обществознание  в 6 классе

 

п/п

 

Наименование тем и уроков

Всего

часов,

дата

Лаборат.

практич.

Контр.

Провер.

 

Примечания

1

Введение. Общество как форма совместной жизни людей

1

 

 

 

2

2.1

2.2

 

 

2.3

 

 

2.4

 

2.5

Человек и общество

Человек, общество и природа

Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения

Отличие человека от животных. Потребности, способности, характер

Общение и учёба. Особенности игры

Особенности подросткового возраста

5

 

 

 

Пр. раб

№1

 

 

 

 

Прак.р.

№ 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1-2

3

3.1

 

3.2

 

3.3

 

 

3.4

 

3.5

 

 

Духовная культура

Культура общества и человека, её проявления

Образование, его значение в жизни людей

Право на образование. Необходимость самообразования

Наука в жизни современного общества. Труд учёного

Урок обобщения и повторения по теме:

«Духовная культура»

5

 

Лаб. раб

№ 1

 

 

 

Лаб. раб

№ 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

§ 22- 23

 

 § 21

с. 140-143

 

 

 

§ 21

с. 137-140

 

4

4.1

 

 

4.2

 

4.3

4.4

 

4.5

 

 

4.6

4.7

Экономика

Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности

Товары и услуги. Рынок. Купля – продажа

Деньги и их роль в экономике

Домашнее хозяйство. Семейный бюджет

Налоги как часть расходов семьи. Личный бюджет школьника

Защита прав потребителей

Урок обобщения и повторения по теме:

«Экономика»

7

 

 

 

 

 

 

 

Прак. р.

№ 3

Прак.р.

№4

 

Пр.р №5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

§ 7

 

 

§ 8

 

§ 10

 

 

 

 

§ 12

5

5.1

 

 

5.2

 

 

5.3

 

5.4

 

5.5

 

5.6

 

 

5.7

5.8

Социальная сфера

Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Религия. Право

Нарушение норм. Ответственность человека за его поступки

Здоровье людей. Опасные для человека и общества явления

Слагаемые здорового образа жизни

Человек и его окружение. Межличностные отношения

Сотрудничество. Межличностные конфликты и их разрешение

Семья. Отношения в семье

Урок обобщения и повторения по теме: «Социальная сфера»

8

 

Лаб.р.

№ 3

 

 

 

 

Лаб.р.

№ 4

Прак.р.

№ 6

Прак.р.

№ 7

 

Прак.р.

№ 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

§ 15

 

 

§ 24

 

 

§ 25

 

 

§ 12

 

§ 13

 

 

§ 14

6

6.1

 

6.2

 

6.3

 

6.4

 

 

6.5

 

6.6

 

 

 

6.7

Политика и право

Конституция Российской Федерации

Государственное устройство и символика России

Роль права в жизни общества и государства

Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение правил поведения

Ответственность за проступки и преступления

Права ребёнка и их защита. Права и обязанности школьников, родителей и детей

Урок обобщения и повторения по теме:

«Политика и право»

7

 

 

 

Лаб.р.

№ 5

 

 

 

 

 

 

 

Прак. р.

№ 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

§ 18

 

§ 16

 

§ 17

 

§ 19

 

 

 

 

§ 20

7

Повторение и обобщение по курсу

2

 

1

 

 

Итого

35

14

5

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

 

В результате изучения обществознания ученик должен

 

Знать / понимать:

 

  • Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • Сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

 

Уметь:

  • Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально – деятельное существо; основные социальные роли;
  • Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • Приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники);

 

 

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • Общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • Нравственной оценки конкретных поступков людей;
  • Первичного анализа и использования социальной информации;
  • Сознательного неприятия антиобщественного поведения.

 

 

 

7 класс

Пояснительная записка

 

Рабочая  программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) (www.mon.gov.ru 2005 г), рекомендованной Министерством образования и науки РФ для базисного учебного плана 2004 г. и соотносится с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию. Данная программа позволяет выполнить обязательный минимум содержания образования.

Преподавание обществознания в 7 классе не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся.

Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Развитие личности в период социального взросления человека (11-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой)  информации и определения собственной позиции;
  • Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
  • Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; способах регулирования общественных отношений;
  • Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • Формирование опыта применения полученных знаний  для решения типичных задач в области социальных отношений; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; семейно – бытовых отношениях.

 

 

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, таких как:

  • Сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • Владение видами публичных выступлений – высказывания, монолог, диалог; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • Выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

- на использование элементов причинно – следственного анализа;

- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в  адаптированных источниках различного типа;

- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу и др.);

- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей;

- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни.

Познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки и передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

 

Программа составлена без изменений. Рассчитана на 35 часов, из расчёта 1 учебный час в неделю в соответствии с рекомендациями Примерной программы. При изучении предмета «Обществознание»  планируется проведение практических и лабораторных работ, направленных на отработку общеучебных умений и навыков.  Подчёркнутые практические и лабораторные работы оценваются.

Рабочая программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями УМК учебника А.И. Кравченко, издательство «Русское слово», 2009 г., включённого в Федеральный перечень учебников на 2013 – 2014 уч. год, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.  

 

 

Календарно – тематический план

по курсу обществознание  в 7 классе

 

 

п/п

 

Наименование тем и уроков

Всего

часов,

дата

Лаборат.

практич.

Контр.

Провер.

 

Примечания

1

Введение. Общество как форма жизнедеятельности людей

1

 

 

 

2

2.1

 

 

2.2

 

 Общество

Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь

Взаимодействие общества и природы

2/8

8 кл-4

 

 

 

Пр. раб

№1

9 кл-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочинение

3

3.3

 

3.4

 

 

3.5

Человек

Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь

Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учение)

Личность. Особенности подросткового возраста

3/10

8 кл -8

 

 

Прак.р.

№2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1-2

4

4.1

 

 

4.2

 

 

4.3

 

 

4.4

 

 

 

4.5

 

 

 Сфера духовной культуры

Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества

Образование и его значимость в условиях информационного общества

Возможности получения общего и проф. образования в РФ. Самообразование

Возрастание роли научных исследований в современном мире. Ответственность учёного

Урок обобщения и повторения по теме:

«Сфера духовной культуры»

 

58

 

Лаб. раб

№ 1

 

 

 

 

Лаб. раб

№2

9 кл-4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

§ 22-23

 

 

§ 21

с. 140-143

 

 

 

 

§ 21

с. 137-140

 

 

5

5.1

 

 

5.2

 

5.3

 

5.4

 

 

5.5

 

5.6

 

5.7

 

Экономика

Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и потребности

Товары и услуги. Обмен, формы торговли и реклама

Деньги. Функции и формы денег

Семейный бюджет. Формы сбережения граждан. Страховые услуги

Налоги, уплачиваемые гражданами

Экономические основы  прав потребителя

Урок обобщения и повторения по теме:

«Экономика»

 

 

7/22

 

8 кл -13

 

 

 

 

 

 

 

Прак. р.

№ 3

 

Прак.р.

№ 4

 

9кл-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

§ 7

 

 

§ 8

 

 

 

§ 10

 

 

 

 

§ 12

 

6

6.1

 

6.2

 

6.3

 

 

6.4

 

 

6.5

 

 

6.6

 

 

6.7

 

 

6.8

 

Социальная сфера

Социальные  нормы и их значение

Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение

Опасность и профилактика наркомании и алкоголизма для человека и общества Социальная значимость здорового образа жизни.

Социальное страхование

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение

Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение

Семья как малая группа. Межличностные отношения  в семье

Урок обобщения и повторения по теме:

«Социальная сфера»

 

 

8/14

 

8кл -8

Лаб.р.

№ 3

 

 

 

Лаб.р.

№ 4

Прак.р.

№ 5

 

Прак.р.

№ 6

 

Прак.р.

№ 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

§ 15

 

 

 

§ 24

 

 

§ 25

 

 

§ 12

 

 

§ 13

 

§ 14

 

 

7

7.1

 

7.2

 

7.3

 

7.4

 

 

7.5

 

7.6

 

7.7

 

Политика и право

Конституция Российской Федерации

Федеративное устройство России. Президент РФ

 Право и его роль в жизни общества и государства

Правомерное поведение. Понятие прав, свобод и обязанностей

Признаки и виды правонарушений

Особенности правового статуса несовершеннолетних

Урок обобщения и повторения по теме:

«Политика и право»

 

7/22

 

 

 

 

Лаб.р.

№ 5

 

 

 

 

 

 

 

Прак.р.

№ 8

 

9кл-15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

§ 18

 

§ 16

 

§ 17

 

§ 19

 

 

 

§ 20

8

Повторение и обобщение по курсу

2

 

1

 

 

Итого

35

13

5

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

 

В результате изучения обществознания ученик должен

 

Знать / понимать:

 

  • Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • Сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

 

Уметь:

  • Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально – деятельное существо; основные социальные роли;
  • Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • Приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники);

 

 

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • Общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • Нравственной оценки конкретных поступков людей;
  • Первичного анализа и использования социальной информации;
  • Сознательного неприятия антиобщественного поведения.

 

 

 

8 класс

Пояснительная записка

 

Рабочая  программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) (www.mon.gov.ru 2005 г), рекомендованной Министерством образования и науки РФ для базисного учебного плана 2004 г. и соотносится с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию. Данная программа позволяет выполнить обязательный минимум содержания образования.

Преподавание обществознания в 8 классе не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся.

Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Развитие личности в период социального взросления человека (11-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой)  информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
  • Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • Формирование опыта применения полученных знаний  для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско – общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно – бытовых отношениях.

 

 

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, таких как:

  • Сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • Владение видами публичных выступлений – высказывания, монолог, диалог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

- на использование элементов причинно – следственного анализа;

- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в  адаптированных источниках различного типа;

- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки и передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

 

Программа составлена без изменений. Рассчитана на 35 часов, из расчёта 1 учебный час в неделю в соответствии с рекомендациями Примерной программы. При изучении предмета «Обществознание»  планируется проведение практических и лабораторных работ, направленных на отработку общеучебных умений и навыков. Подчёркнутые практические и лабораторные работы оцениваются.

Рабочая программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями УМК учебника А.И. Кравченко, издательство «Русское слово», 2008 г.,  включённого в Федеральный перечень учебников на 2013 – 2014 уч. год, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.

 

Поурочно – тематический план по обществознанию  8 класс

 

 

п/п

Наименование тем и уроков

Всего

часов

Лаборат.

практич.

Контр.

Провер.

Примечания

 

1

1.1

 

 

 

1.2

 

 

1.3

 

 

1.4

 

Общество

Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения

Взаимодействие общества и природы. Влияние человека на окружающую среду

Традиционное, индустриальное, информационное общества

Социальные изменения  и его формы.

 

4/8

 

7 кл – 2

 

 

 

 

Лаб. р.

№1

 

 

 

 

 

 

9 кл -2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

§ 1

 

 

 

§ 2

 

 

§ 3

 

 

§ 4

 

 

2

2.1

 

2.2

 

2.3

 

2.4

 

2.5

 

2.6

 

2.7

 

 

2.8

 

Человек

Биологическое и социальное в человеке

Личность. Факторы её формирования

Деятельность человека, её формы (труд, игра, учение)

Социализация и воспитание индивида.

Мышление и речь. Познание мира. Самопознание

Духовный мир человека.

Мировоззрение

Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры,  ценности и нормы

Свобода. Социальная ответственность

 

 

8/10

 

7 кл -3

 

 

Лаб. раб

№ 2

 

 

 

 

Прак.р.

№ 1

 

 

Прак.р.

№ 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

§ 5

 

§ 6

 

§ 7

 

§ 8

 

 

 

3

3.1

 

 

 

3.2

 

3.3

 

 

3.4

 

 

 

 

 

3.5

 

 

 

3.6

 

 

 

 

 

3.7

 

 

3.8

 

 

3.9

 

3.10

 

 

 

3.11

 

 

3.12

 

 

 

 

3.13

 

3.14

Экономика

Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов

Товары и услуги. Обмен. Торговля

Деньги. Инфляция. Банковские услуги

Альтернативная стоимость

Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда

Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Формы торговли и реклама

Предпринимательство и его организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. прибыль

Рынок. Рыночный механизм.

Издержки, выручка, прибыль

Факторы, влияющие на спрос и предложение

Рыночное равновесие

Бюджет государства и семьи. Страховые услуги

Экономические цели и функции государства. Международная торговля. Обменные курсы валют

Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Профсоюз

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

 

 

Налоги, уплачиваемые гражданами

Повторительно- обобщающий урок по теме:

«Экономика»

14/22

7 кл-7

 

 

 

 

 

 

Лаб.р.

№ 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прак.р.

№ 3

 

 

 

 

 

 

Прак.р.

№ 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 кл -2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

§ 9

 

 

 

§ 10

 

§ 10

 

 

§ 14

 

§ 16

 

 

§ 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 11

 

 

§ 12

 

 

§ 15

 

§ 14

 

 

 

§ 16

 

с. 96

 

 

 

 

 

с. 94-96

4

4.1

 

 

 

4.2

 

 

 

4.3

 

 

 

4.4

 

4.5

 

4.6

 

 

4.7

 

 

4.8

 

 

Социальная сфера

Социальная структура общества. Формальные и неформальные  группы. Социальный статус

 Социальная роль. Многообразие социальных ролей в подростковом обществе

Социальная мобильность. Высокий уровень мобильности в современном обществе

 Социальный конфликт Пути его разрешения

Общение. Большие и  малые социальные группы

Социальные нормы и социальное развитие России в современных условиях

Брак и развод, неполная семья. Отношения между поколениями

Этнические группы.

Межнациональные и межконфессиональные отношения

8/14

7 кл – 8

 

 

 

 

Лаб. р.

№ 4

 

 

 

 

 

 

Прак. р.

№ 5

Прак. р.

№ 6

 

 

 

 

 

 

Лаб. р.

№ 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 17

 

 

 

§ 18

 

 

 

§ 19, 20

 

 

 

§ 23

 

§ 8

 

 

 

 

§ 24

 

 

§ 21

 

5

Повторение по курсу

Человечество в ХХІ в., основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма

1

 

1

 

 

Итого

Практическая работа

Лабораторная работа

35

11

6

5

4

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

 

В результате изучения обществознания, включая экономику,

 ученик должен

 

Знать / понимать:

  • Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • Сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь:

  • Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально – деятельное существо; основные социальные роли;
  • Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • Приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

 

 

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • Общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • Нравственной оценки конкретных поступков людей;
  • Первичного анализа и использования социальной информации;
  • Сознательного неприятия антиобщественного поведения.

 

 

 

  9 класс

Пояснительная записка

 

Рабочая  программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) (www.mon.gov.ru 2005 г), рекомендованной Министерством образования и науки РФ для базисного учебного плана 2004 г. и соотносится с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию. Данная программа позволяет выполнить обязательный минимум содержания образования.

Преподавание обществознания в 9 классе не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся.

Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Развитие личности в период социального взросления человека (11-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой)  информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
  • Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • Формирование опыта применения полученных знаний  для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско – общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно – бытовых отношениях.

 

 

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, таких как:

  • Сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • Владение видами публичных выступлений – высказывания, монолог, диалог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

- на использование элементов причинно – следственного анализа;

- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в  адаптированных источниках различного типа;

- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки и передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

 

Программа составлена без изменений. Рассчитана на 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю в соответствии с рекомендациями Примерной программы. При изучении предмета «Обществознание»  планируется проведение практических и лабораторных работ, направленных на отработку общеучебных умений и навыков. Подчёркнутые практические и лабораторные работы оцениваются.

Рабочая программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями УМК учебника А.И. Кравченко,издательство «Русское слово», 2013 г.,  включённого  в Федеральный перечень учебников на 2013 – 2014 уч. год, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.

 

Поурочно – тематический план по обществознанию  9 класс

 

п/п

Наименование тем и уроков

Всего

часов

Лаборат.

практич.

Контр.

провер.

Примеча

ния

1

1.2

 

1.2

 

 

Общество

 Общество и сферы общественной жизни

Человечество в XXI в., основные вызовы и угрозы. Глобализация

2/8

8кл -4

 

 

 

7кл – 2

 

2

2.1

2.2

Экономика

Главные вопросы экономики

Экономическое развитие России в современных условиях

2/22

8 кл -14

7 кл – 7

 

 

1

 

3

 

3.1

 

3.2

 

3.3

 

 

3.4

 

 

3.5

3.6

 

 

3.7

 

3.8

 

 

3.9

 

3.10

 

 

3.11

 

Политика и социальное управление

Политика и власть. Роль политики в жизни общества

Органы государственной власти РФ. Разделение властей

Понятие и признаки

государства. Государственный суверенитет

Территориально – государственное устройство. Федеративное устройство России

Формы государства

Политический режим. Демократия, её развитие в современном мире

Гражданское общество.

Местное самоуправление

Правовое государство. Опасность политического экстремизма

Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни

Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества

1110

 

 

 

 

Прак. р.

№ 1

 

 

 

 

 

 

 

Лаб.р.

№ 1

 

 

 

 

 

 

Прак. Р

№ 2

 

 

 

Лаб.р.

№ 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

§ 1

 

 

 

§ 2

 

 

§ 3

 

 

§ 4

§ 5

 

 

§ 6

 

§ 6

 

 

§ 7

 

§ 8

 

 

4

4.1

 

 

 

4.2

 

 

4.3

 

 

 

4.4

 

 

 

 

4.5

 

 

4.6

 

 

 

 

4.7

 

 

 

 

4.8

 

 

4.9

 

 

4.10

 

 

4.11

 

 

 

 

 

4.12

 

 

4.13

 

 

4.14

 

 

 

 

4.15

 

Право

Право и его роль в жизни общества и государства.  Норма права. Нормативный правовой акт

Система законодательства. Субъекты права. Презумпция невиновности

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.

Конституция РФ.  Основы конституционного строя РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан

Правоохранительные органы  и судебная система. Адвокатура. Нотариат

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита

Международно – правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Особенности правового статуса несовершеннолетних

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина

 Гражданские правоотношения.

Права потребителей. Жилищные правоотношения

Основные виды гражданско – правовых договоров. Право собственности

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних

 

 

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей  и детей

Административные правоотношения, правонарушения и наказания

Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны

Повторение по теме: «Право»

 

15/22

 

 

 

 

 

 

Прак. Р

№ 3

 

 

 

 

 

Лаб.р.

№ 3

 

 

 

 

 

 

Прак. р.

№ 4

 

 

 

Прак. р.

№ 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прак.р.

№ 6

 

Прак.р.

№ 7

 

 

 

 

Пр.р.-8

 

 

Прак.р

№ 9 – 10

 

Прак.р.

№ 11

 

 

 

 

7 кл -7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

§ 9

 

 

 

§ 10

 

 

§ 10

 

 

 

§ 11

 

 

 

 

 

 

 

§ 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 12

 

 

§ 13

 

 

§ 14

 

 

 

 

 

§ 15

 

 

 

 

 

§ 16

 

5

5.1

 

 

5.2

 

 

5.3

 

5.4

 

 

Духовная сфера

Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Свобода и ответственность

Социальные ценности и нормы. Мораль. Добро и зло. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность

Наука в жизни современного общества

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести

 

4/8

 

 

7 кл – 5

 

 

 

Лаб. р.

№ 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

§ 17-19

 

 

 

 

 

§ 22-23

 

 

§ 20-21

 

 

 

Итого

Практическая работа

Лабораторная работа

34

15

11

4

5

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

 

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать / понимать:

  • Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • Сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь:

  • Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально – деятельное существо; основные социальные роли;
  • Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • Приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей ( материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники ); различать в социальной информации факты и мнения;
  • Самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

 

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • Общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • Нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • Реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • Первичного анализа и использования социальной информации;
  • Сознательного неприятия антиобщественного поведения.

 

 

 

10 класс

Пояснительная записка

 

Рабочая  программа по обществознанию в 10 классе составлена на основе Примерной программы  среднего (полного) общего образования по обществознанию (www.mon.gov.ru 2005 г), рекомендованной Министерством образования и науки РФ для базисного учебного плана 2004 г. и соотносится с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию. Данная программа позволяет выполнить обязательный минимум содержания образования.

Рабочая программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями УМК учебника А. И. Кравченко и Е. А. Певцовой, включённого в Федеральный перечень учебников на 2013 – 2014 уч. год, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, определяет минимальный набор лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно – нравственная сфера, право. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

 

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старших классах направлено на достижение следующих целей:

  • Развитие личности в период ранней юности, её духовно – нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и  демократическим ценностям, закреплённым в Конституции российской Федерации;
  • Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной  средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально – экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно – бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности  и ключевых компетенций:

  • Определение сущностных характеристик изучаемого предмета, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
  • Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  • Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • Применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • Поиск нужной информации в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.)
  • Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  •  Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза;
  • Создание собственных произведений, моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
  • Пользование компьютерными технологиями  для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных. Презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • Владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Примерная  программа отводит на изучение учебного предмета «Обществознание» на ступени среднего общего образования на базовом уровне  в X классе 70 часов, из расчёта 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 70 часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю в соответствии с учебным планом образовательного учреждения. В X классе предполагается изучить разделы «Человек как творец и творение культуры» – 14 часов, «Общество как сложная динамическая система» – 10 часов, «Социальные отношения» – 14 часов, «Политика как общественное явление» – 16 часов, «Человек в системе общественных отношений» – 14 часов. Часы резерва отведены на повторение материала и подготовку к экзаменам в XI классе. Запланировано проведение: 10 ч. – практических работ, 9 ч.- лабораторных, 8 ч. – семинарских занятий. Подчёркнутые в планировании работы оцениваются.

 

Поурочно – тематическое планирование

по обществознанию   10 класс

 

пп

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Лаборат.

и практ.

Контр. провер.

Приме-

чания

1.

 

1.1

 

 

1.2

 

 

1.3

 

1.4

 

 

1.5

 

 

1.6

 

1.7

 

1.8

 

1.9

 

1.10

 

 

1.11

 

1.12

 

 

1.13

 

 

1.14

Человек как творец и творение культуры

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Философские и научные представления о социальных качествах человека

Мышление и деятельность. Творчество в деятельности

Формирование характера. Потребности, способности и интересы

Проблема познавательности мира. Чувственное и рациональное познание

Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы

Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Понятие культуры. Многообразие культур

Виды человеческих знаний.

Мораль,  искусство, право

Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения

Философия. Религия. Свобода совести

Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание

Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Человек как творец и творение культуры»

14

 

 

 

 

 

Лаб. р. 1

 

 

 

 

 

 

 

Пр. р. 1

 

 

 

 

 

 

Лаб.р.2

 

Пр.р. 2

 

 

 

 

 

 

Сем. 1

 

 

Сем. 1

 

 

 

Пр.р. 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

2.1

 

2.2

 

2.3

 

2.4

 

 

2.5

 

 

2.6

 

 

2.7

 

 

2.8

 

2.9

 

2.10

 

2.11

 

Общество как сложная динамическая система

Системное строение общества: элементы и подсистемы

Основные институты общества, нормы, процессы

Общество и природа. Воздействия людей на природную среду

Понятие общественного прогресса. Эволюция и революция как формы социального изменения

Цивилизация, формация. Типы обществ. Многовариантность общественного развития

Семинар «Особенности современного мира. Процессы глобализации»

Семинар «Особенности современного мира. Процессы глобализации»

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XIX века

Социальное взаимодействие и общественные отношения

Особенности российской цивилизации

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Общество как сложная динамическая система»

11

 

 

 

Лаб.р. 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сем. 2

 

 

Сем. 2

 

 

Сем. 3

 

 

 

Лаб.р.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

3

3.1

 

3.2

3.3

 

 

3.4

 

 

3.5

 

3.6

 

3.7

 

 

3.8

 

 

 

3.9

 

3.10

 

3.11

 

 

3.12

 

 

3.13

3.14

 

Социальные отношения

Социальная стратификация и социальные отношения

Социальные группы, их типы

Социальный конфликт,  виды и причины конфликта. Пути и средства их разрешения

Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль

Отклоняющееся поведение, и его типы.

Социальная мобильность, её виды в современном обществе

Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры

Этнические общности.

Этно-социальные конфликты, пути их разрешения

Межнациональные отношения. Конституционные принципы национальной политики в РФ

Семья как социальный институт. Семья и брак

Современная демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации

Опасность сектантства

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Социальные отношения»

14

 

 

 

Пр.р. 4

Лаб.р. 5

 

 

 

 

 

Сем. 4

 

 

 

Сем. 5

 

 

 

 

 

 

 

 

Пр.р.5

 

Пр.р.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

4

 

4.1

 

4.2

 

4.3

 

4.4

 

 

4.5

 

 

4.6

 

 

4.7

 

4.8

 

 

4.9

 

 

4.10

 

 

4.11

 

4.12

 

4.13

 

4.14

 

4.15

4.16

Политика как общественное явление

Понятие власти. Политическая власть

Государство как главный институт политической власти. Его функции

Политическая система, её структура и сущность

Политическая деятельность. Опасность политического экстремизма

Типология политических режимов. Демократия, её основные признаки и ценности

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Законодательство РФ о выборах

Гражданское общество и государство

Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в РФ

Политическая элита, особенности её формирования в современной России

Политическая идеология. Современные идейно-политические течения

Многопартийность. Политические партии  и движения

Законодательное регулирование деятельности партий в РФ

 СМИ в политической системе общества

Политический  процесс, его  особенности в России

Избирательная компания в РФ

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Политика как общественное явление»

16

 

 

 

 

 

 

 

 

Лаб.р.6

 

 

 

 

 

Лаб.р.7

 

 

 

 

Пр.р.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лаб.р.8

 

Пр.р.8

 

 

 

Пр.р.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

5

 

5.1

 

5.2

 

5.3

 

5.4

 

5.5

5.6

 

5.7

 

 

5.8

 

5.9

 

 

5.10

 

 

 

5.11

 

 

5.12

 

5.13

 

5.14

 

Человек в системе общественных отношений

Общественное и индивидуальное

сознание. Социализация индивида

Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте

Духовная жизнь человека. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения

Самосознание индивида и социальное поведение

Свобода и ответственность

Общественная значимость и личностный смысл образования

Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества

Человек в системе экономических отношений

Свобода экономической деятельности. Предпринимательство

Рациональное экономическое поведение человека (собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина)

Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение

Политическое участие. Абсентизм, его причины и опасность

Политическое лидерство и его типология

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Человек в системе общественных отношений»

14

 

 

 

 

 

 

Лаб.р.9

 

 

 

 

Сем. 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пр.р.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

6.1

Повторительно – обобщающий урок по курсу

1

 

 

 

 

Итого

Лабораторная работа

Практическая работа

Семинарское занятие

Проверочная работа

70

 

 

9

10

8

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки выпускников

 

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:

Знать/ понимать:

  • Биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • Тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
  • Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • Особенности социально-гуманитарного познания.

 

Уметь:

  • Характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • Подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

 

 

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

  • Успешно выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • Совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • Критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • Решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • Ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • Предвидения возможных последствий определённых социальных действий;
  • Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • Реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • Осуществления конструктивного взаимодействия людей с различными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.