Страница обновлена 31.07.2017

Муниципальное общеобразовательное учреждение Благовещенская средняя общеобразовательная школа

Страница обновлена 31.07.2017
Муниципальное общеобразовательное учреждение Благовещенская средняя общеобразовательная школа

Рабочие программы по химии

8 класс

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа курса химии 8 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии, программы курса химии   для 8 класса общеобразовательных учреждений и государственного образовательного стандарта.

 

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

Контрольных работ – 5 часов.

Практических работ – 4 часа.

Самостоятельных работ – 4

Форма итоговой аттестации -   контрольная работа.

 

Цели и задачи рабочей программы:

 

·           Освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира.

·           овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.

·           развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.

·           воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

 

Учебно-методический комплект:

 

1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.

2. Габриелян О.С., Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2002.

 

 Основное содержание.

 

Тема 1.   Введение (6 часов).

 

Основные понятия: химический элемент, вещества простые и сложные, атом, молекула. Методы исследования: наблюдение, описание, эксперимент.

Химическая реакция, физическое явление. Знаки первых 20 химических элементов.

Периодическая система химических элементов. Группа,   период.

Химическая формула. Закон постоянства состава веществ. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении.

Правила обращения с лабораторным оборудованием.

 

Тема 2. Атомы химических элементов (10 часов).

 

Основные понятия:

Протоны, нейтроны, электроны. Изотопы. Схема строения атома. ПЗХЭ и ПСХЭ Д.И. Менделеева.   Типы химической связи: ионная, ковалентная неполярная, ковалентная полярная, металлическая.   

 

 

 

Тема 3. Простые вещества (7 часов).

 

Основные понятия:

Простые вещества   – металлы и неметаллы. Количество вещества, моль, молярная масса. Молярный объем.

 

Тема 4. Соединения химических элементов (14 часов).

 

Основные понятия: Степень окисления. Оксиды, основания, кислоты, соли. Ионы: катионы и анионы. Индикатор. Вещества аморфные и кристаллические. Закон постоянства состава веществ.   Чистые вещества и смеси. Однородные и неоднородные смеси. Способы разделения смесей: дистилляция, кристаллизация, фильтрование, возгонка. Растворы.   Массовая доля   растворенного вещества.

 

Тема 5. Изменения, происходящие с веществами ( 11 часов).

 

Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Вычисления по уравнениям химических реакций. Реакции соединения, замещения, разложения, обмена.

 

Тема 6. Растворение растворы. Свойства растворов электролитов (18 часов).

 

Основные понятия: Электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, ионы, реакция ионного обмена, реакция нейтрализации, окисление, восстановление, окислитель, восстановитель, степень окисления.

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки учеников 8 класса.

 

В результате изучения химии ученик должен знать:

химическую символику: знаки химических элементов, формулы неорганических веществ, уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная масса,   относительная молекулярная масса, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление;

основные законы химии: ПЗХЭ, ЗПСВ, ЗСМ.

 

 

 

Уметь:

 

·           Называть: химические элементы, соединения изучаемых классов;

 

·           объяснять: физический смысл атомного номера химического элемента, номеров групп и периода, к которым относится элемент в ПСХЭ; закономерности изменения свойств   элементов ; сущность РИО;

 

·           характеризовать: химические элементы (1-20) на основе их положения в ПСХЭ и особенности строения их атомов; химические свойства основных классов неорганических соединений;

 

·           определять: состав веществ по их формулам, принадлежность вещества определенному классу, типы химических реакций, степень окисления, тип химической связи;

 

·           составлять: формулы неорганических соединений изученных классов, уравнения химических реакций, схемы строения атомов химических элементов (1-20);

 

·           обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;

 

·           вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объем, массу по уравнениям химических реакций. 

 

 

 

 

Поурочно-тематическое планирование по химии 8 класс

 

№п/п

содержание

дата

 

Тема 1 «Введение»  (6 часов)

 

1/1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Химия – наука о веществах и их свойствах и превращениях           

 

 

 

2/2

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.        

           

 

 

 

3/3

Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов

 

 

4/4

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса.      

 

 

 

5/5

Массовая доля элемента в соединении           

 

 

 

6/6

Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности в химической лаборатории»           

           

 

 

 

Тема 2 «Атомы химических элементов». (10 часов)

7/1

Основные сведения о строении атомов.          

 

 

 

8/2

Изотопы как разновидности атомов химического элемента.

 

 

 

9/3

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов.     

 

 

10/4

Периодическая система химических элементов и строение атома.          

           

 

 

 

11/5

Ионная связь.

 

 

12/6

Ковалентная неполярная химическая связь

 

 

13/7

Ковалентная полярная химическая связь. 

           

 

 

 

14/8

Металлическая химическая связь.  

 

 

 

15/9

Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов». Самостоятельная работа №1 «Виды связи»

 

 

16/10

Контрольная работа №1 «Атомы химических элементов»

 

 

Тема 3 «Простые вещества» (7 часов).

 

 

17/1

Простые вещества -   металлы.       

 

 

 

18/2

Простые вещества -   неметаллы.   

 

 

 

19/3

Количество вещества. Моль. Молярная масса.      

 

 

 

20/4

Молярный объем газообразных веществ

 

 

21/5

Решение задач за вычисление количества вещества, массы, объема.           

 

 

 

22/6

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества». Самостоятельная работа №2 «Простые вещества»

 

 

 

23/7

Контрольная работа №2 «Простые вещества»     

 

 

Тема 4 «Соединения химических элементов» (14 часов).

 

24/1

Степень окисления: бинарные соединения.               

 

 

 

25/2

Оксиды. Летучие водородные соединения.

 

 

26/3

Основания.    

 

 

 

27/4

Кислоты.       

 

 

 

28/5

Соли.

 

 

29/6

Соли. 

 

 

30/7

Основные классы неорганических веществ. Самостоятельная работа №3 «Основные классы неорганических веществ»       

 

 

 

31/8

Амфотерные и кристаллические вещества.      

 

 

 

32/9

Чистые вещества и смеси    

 

 

 

33/10

Разделение смесей. Очистка веществ.

 

 

 

34/11

Практическая работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли»     

 

 

 

35/12

Массовая и объемная доля компонентов смеси. 

 

 

 

36/13

Практическая работа №3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества»     

 

 

 

37/14

Контрольная работа №3 «Соединения химических элементов»      

 

 

 

Тема 5 «Изменения, происходящие с веществами» (11 часов)

 

38/1

Химические реакции.

 

 

39/2

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.       

 

 

 

40/3

Составление уравнений химических реакций

 

 

41/4

Расчеты по химическим уравнениям.

 

 

 

42/5

Реакции разложения.

 

 

 

43/6

Реакции соединения.

 

 

44/7

Реакции замещения. 

 

 

 

45/8

Реакции обмена.

 

 

46/9

Типы химических реакций на примере свойств воды.

 

 

 

47/10

Обобщение и систематизация знаний по теме «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций». Самостоятельная работа №4 «Типы химических реакций».         

 

 

 

48/11

Контрольная работа №4 «Изменения, происходящие с веществами»        

 

 

 

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (20 часов).

 

49/1

Растворение как физико-химический процесс. Растворимость.     

 

 

 

50/2

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация.

 

 

51/3

Основные положения ЭД.                

 

 

 

52/4

Ионные уравнения.  

 

 

53/5

Характеристика кислот по составу в свете ТЭД.     

 

 

 

54/6

Характеристика кислот по свойствам в свете ТЭД.

 

 

55/7

Характеристика оснований по составу в свете ТЭД,  

 

 

56/8

Характеристика оснований по свойствам в свете ТЭД.       

 

 

 

57/9

Соли в свете ТЭД, их свойства.      

 

 

 

58/10

Оксиды. Их классификация. Свойства

 

 

59/11

Генетическая связь основных классов неорганических веществ. Самостоятельная работа №5 «Основные классы неорганических веществ в свете ТЭД»          

 

 

 

60/12

Практическая работа №4 «Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических веществ»   

 

 

 

61/13

Окислительно-восстановительные реакции

 

 

62/14

Упражнения в составлении ОВР     

 

 

 

63/15

Свойства простых   и сложных веществ в свете ОВР.           

 

 

 

64/16

Свойства простых   и сложных веществ в свете ОВР.           

 

 

 

65/17

Обобщение и систематизация знаний за курс 8 класса, решение задач.

 

 

66/18

Итоговая контрольная работа.        

 

 

 

67/19

Повторение   

Решение задач

 

 

68/20

Повторение   

Решение задач

 

 

69

Повторение темы «ТЭД»

 

 

70

Повторение темы «ОВР»

 

 

 

 

 

9 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010.).

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс» О.С.Габриелян – рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2008

 

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

•       освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

•       овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

•       развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

•       воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

•       применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В авторскую программу внесены следующие изменения:

1.Увеличено число часов на изучение тем:

-тема 1 «Металлы» вместо 15 часов – 16 часов;

-тема 2 «Неметаллы» вместо 23 часов – 24 часов;

-тема 5 «Органические соединения» вместо 10 часов – 12часов, так как эти темы содержат наиболее важные вопросы курса химии основной школы.

2.Сокращено число часов

- на повторение « Основных вопросов  курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса» на 2 часа за счет исключения темы «Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления и восстановления», т. к. этот материал частично включен в тему «Генетические ряды металла и неметалла» и повторяется при дальнейшем изучении курса химии 9 класса.

-на тему 6 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» с 8 часов до 6 часов.

3. Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.

5. В тему «Неметаллы» включен урок «Кислород», т.к. этот материал входит в обязательный минимум  содержания основных образовательных программ.

Резерв – 3часа.

 

               Тематическое планирование по химии  базовый уровень (68ч; 2ч/нед.)

 

п/п

Наименование разделов

 и тем уроков

Всего часов

Из них

Примечание

Практических

Контрольных

1.

Повторение основных вопросов курса 8класса.

6

 

 

 

2.

Металлы

14+2

№1.

№ 1

 

3.

Неметаллы

21+3

№ 2, № 3,

№ 2

 

4.

Органические соединения

10+2

№4

№3

 

5.

Химия и жизнь

6+1

№5

 

 

 

Резерв

3

 

 

 

 

Итого

68

5

3

 

 

Содержание программы

 

Тема 1. Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6ч.)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований  и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Лабораторный опыт.1 Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

 

Тема 2. Металлы (16ч.)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элемента главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочно-земельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочно-земельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строения атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и в народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочно-земельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия , лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение  гидроксидов железа( II) и (III).

Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б)кальция; в) алюминия; г)железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

 

Практикум №1. Свойства металлов и их соединений (1ч.)

1.      Получение и свойства соединений металлов.

 

Тема 3. Неметаллы (24ч.)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород.  Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид- ион. Краткие сведения о хлоре, броме. Фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и её соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II)  и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей.

Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Поглощение углем растворённых веществ или газов. Восстановление меди из её оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора. Углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат – ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

 

Практикум №2. Свойства неметаллов и их соединений (2ч.)

2.      Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».

3.      Получение, собирание и распознавание газов.

 

Тема 4. Органические соединения (12ч.)

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трёхатомный спирт – глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Её свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, её свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Демонстрации.  Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная  реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с йодом.

 

 

 

 

Тема 5. Химия и жизнь (7ч.)

Человек  в мире веществ: материалы и химические процессы. Химическая картина мира. Химия и пища. Калорийность жиров, белков, углеводов. Консерванты пищевых продуктов. Природные источники углеводов: нефть и природный газ. Применение их как топлива и сырья. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Бытовая химическая грамотность: умение читать маркировку изделий пищевой, фармацевтической и легкой промышленности, соблюдение инструкций по применению приобретенных товаров

Календарно-тематическое планирование по химии  (9 класс, базовый уровень; 68ч.; 2ч/нед.)

Наименование разделов и тем уроков

Из них

Практические работы

(тема)

Контрольные работы

Дата

I.

Повторение основных вопросов курса 8 класса (6ч)

 

 

 

1.1

1.2

 

Периодический закон и перио­дическая сис­тема химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Переходные элементы

 

 

 

1.3

1.4

Характеристика элемента по его положению в пе­риодической системе хи­миче­ских элементов Д.И.Менделеева.

 

 

 

1.5

Свойства оксидов и оснований в свете ТЭД и процессов окисления и восстановления

 

 

 

1.6

Свойства кислот и солей в свете ТЭД и процессов окисления и восстановления

 

 

 

II.

 «Металлы» (16 ч)

 

 

 

2.1

 

Положение ме­таллов в периодической сис­теме химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов и физи­ческие свойства.

 

 

 

2.2

Химические свойства метал­лов.

 

 

 

2.3

Общие понятия о коррозии металлов. Сплавы, их свойства и значение

 

 

 

2.4

Металлы в при­роде. Способы получения ме­таллов.

 

 

 

2.5

Общая характеристика элементов главной подгруппы 1группы

 

 

 

2.6

Щелочные ме­таллы и их со­единения.

 

 

 

2.7

Общая характеристика элементов главной подгруппы 2группы

 

 

 

2.8

Щелочнозе­мельные ме­таллы и их соединения­

 

 

 

2.9

Алюминий, его физические и химические свойства

 

 

 

 

2.10

 

 

Соединения алюминия.

 

 

 

2.11

Железо,его физические и химические свойства.

 

 

 

2.12

Генетические ряды железа (II) и железа( III)

 

 

 

2.13

 

Практическая работа №1. Получение и свойства соединений металлов.

 

 

2.14

Обобщающий урок по теме: «Металлы».

 

 

 

2.15

Решение задач на определение выхода продукта реакции

 

 

 

2.16

 

 

Контрольная работа  № 1 по теме «Металлы».

 

III.

Неметаллы (24 ч)

 

 

 

3.1

Общая характе­ристика неме­таллов.

 

 

 

3.2

Водород, его физические и химические свойства.

 

 

 

3.3

Общая характе­ристика галоге­нов.

 

 

 

3.4

Соединения га­логенов.

 

 

 

3.5

Кислород, его физические и химические свойства.

 

 

 

3.6

Сера, её физиче­ские и химиче­ские свойства.

 

 

 

3.7

Оксиды серы. Серная кислота и её соли.

 

 

 

3.8

 

Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».

 

 

3.9

Азот, его физи­ческие и хими­ческие свойства.

 

 

 

3.10

Аммиак и его свойства.

 

 

 

3.11

Соли аммония.

 

 

 

3.12

Азотная кислота и её свойства.

 

 

 

3.13

Соли азотной кислоты. Азотные удобрения

 

 

 

3.14

Фосфор, его фи­зические и хи­мические свой­ства.

 

 

 

3.15

Оксид фос­фора (V). Ортофосфорная ки­слота и её соли.

 

 

 

3.16

Углерод, его фи­зические и хи­мические свой­ства.

 

 

 

3.17

Оксиды угле­рода. Сравнение физических и химических свойств

 

 

 

3.18

Угольная ки­слота и её соли.

 

 

 

3.19

Кремний его физические и химические свойства

 

 

 

3.20

Силикатная промышленность

 

 

 

3.21

Решение расчетных задач

 

 

 

3.22

 

Практическая работа № 3. По­лучение, соби­рание и распо­знавание газов (углекислого газа, аммиака).

 

 

3.23

Обобщающий урок по теме: «Химия неметаллы».

 

 

 

3.24

 

 

Контрольная ра­бота № 2 по теме «Неметаллы».

 

IV.

Органические соединения (12 ч)

 

 

 

4.1

 

Предмет орга­нической химии. Строение атома углерода

 

 

 

4.2

 

Предельные уг­леводороды (ме­тан, этан).

 

 

 

4.3

Непредельные углеводороды (этилен).

 

 

 

4.4

Понятие о предельных одноатомных спиртах. Глицерин

 

 

 

4.5

Одноосновные предельные карбоновые ки­слоты на примере уксусной кислоты.

 

 

 

4.6

Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах

 

 

 

4.7

Жиры

 

 

 

4.8

Понятие об аминокислотах и белках. Реакции поликондесации.

 

 

 

4.9

Понятие об углеводах.

 

 

 

4.10

Полимеры

 

 

 

4.11

 

Практическая работа №4  по теме «Изготовление моделей углеводородов»

 

 

4.12

Обобщение знаний по органической химии.

 

Контрольная работа №3 «Органические соединения»

 

V.

Химия и жизнь (7ч)

 

 

 

5.1

Человек в мире веществ: материалы и химические процессы. Химическая картина мира

 

 

 

5.2

Химия и пища Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов

 

 

 

5.3

Химические вещества как строительные и поделочные.

 

 

 

5.4

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, применение их как топлива и сырья

 

 

 

5.5

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

 

 

 

5.6

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Бытовая химическая грамотность

 

 

 

5.7

 

Практическая работа №5 по теме «Знакомство с образцами лекарственных препаратов»

 

 

Резерв

3ч.

 

 

 

 

 

Итого 68ч.

5ч.

3ч.

 

 

 

Требования к уровню подготовки  учащихся 9-го класса:

Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать/понимать:

·         химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

·         важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

·         основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

·         называть: химические элементы, соединения изученных классов;

·         объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

·         характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

·         определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

·         составлять: формулы неорганических соединений изученных классов, схемы строения элементов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

·         обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

·         распознавать опытным путём: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

·         вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ü  безопасного обращения с веществами и материалами;

ü  экологически грамотного поведения в окружающей среде;

ü  оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

ü  критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

ü  приготовления растворов заданной концентрации.

 

Учебно-методический комплект:

 

1.      Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2007. – 267с.

2.      Химия.  9 класс.: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 9 класс» / О.С.Габриелян, А.В.Яшукова. – М.: Дрофа, 2005. – 176с.

 

Методическая литература:

 

1.      Химия. Настольная книга учителя. 9 класс: методическое пособие / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. – М.: Дрофа, 2007. – 350с.

2.      Химия.  9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2009. – 174с.

 

Дополнительная литература:

 

1.      Химия. 9 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 128с.

2.      Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.

3.      Энциклопедия  для  детей. (Том 17.) Химия. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 656с.

 

 

 

10 класс

Пояснительная записка

 

Рабочая программа курса химии 10 класса разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), Программы курса химии   для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень), автор О.С. Габриелян, 2006,  и государственного образовательного стандарта.

 

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), в том числе для проведения контрольных работ – 3 часа, практических работ – 2 часа.

 

Цели и задачи рабочей программы:

·           Освоение знаний о  химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших понятиях, законах, теориях.

·           овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.

·           развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

·           воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

·           Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

 

  Учебно-методический комплект:

 

1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.:Дрофа, 2007.

 

2. Габриелян О.С., Настольная книга учителя. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2006. 

 

Основное содержание

 

Тема 1. Введение.

Основные понятия: органическая химия, природные. Искусственные и синтетические органические вещества.

 

Тема 2. Строение органических соединений.

Основные понятия: гомолог, изомер, гомологический ряд, изомерия, химическое строение.

 

Тема 3. Углеводороды.

Основные понятия: Алканы, алкены, алкадиены, алкины, арены. Гомологические ряды. Химические свойства углеводородов.

 

 

 

Тема 4. Кислородсодержащие органические соединения.

Основные понятия: Спирты, фенолы, альдегиды и кетоны. Сложные эфиры. Жиры. Углеводы. Дисахариды и полисахариды. Функциональная группа. Качественная реакция.  

 

Тема 5. Азотсодержащие органические соединения.

Основные понятия: Амины. Анилин. Аминокислоты. Белки. Нуклеиновые кислоты. 

 

Тема 6. Биологически активные вещества.

Основные понятия: Ферменты. Витамины. Гормоны. Лекарства. 

 

Тема 7. Искусственные и синтетические органические соединения.

Основные понятия: Полимеры. Пластмассы, волокна.  

 

  Структура программы по химии в 10 классе (1 час в неделю, всего 35 часа).

 

 

 

Название темы

Количество часов

 

1

Введение.

1

 

Углеводороды         

 

10

 

Кислородсодержащие органические соединения.

11

 

Азотсодержащие органические соединения.

6

 

Биологически активные вещества .

2

 

Искусственные и синтетические органические   соединения   

 

2

 

Повторение

11

 

Итого

35

 

 

 

  

 

 

 

  

Календарно-тематическое планирование по химии в 10 классе.

 

№ п/п            

 

Тема урока    

 

Дата

Д/з

 

  1. «Введение» (1 час)

 

 

 

 

1.1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Предмет органической химии.     

           

 

 

 

 

  1. «Теория   строения органических соединений» (2 часа)

 

 

 

 

2.1

Теория химического строения А.М. Бутлерова. Основные положения.       

           

 

 

 

3.2

Теория химического строения А.М. Бутлерова.

 

 

 

 

  1. «Углеводороды» (10 часов)

 

 

 

 

4.1

Природный газ. Характеристика алканов по составу, строению и свойствам.   

           

 

 

 

5.2

Изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства. Применение.      

           

 

 

 

6.3

Характеристика алкенов по составу, строению и свойствам.    

           

 

 

 

7.4

Химические свойства и применение алкенов.   

           

 

 

 

8.5

Алкадиены: состав, строение, свойства  

           

 

 

 

9.6

Алкины. Ацетилен.

 

 

 

10-11.7-8

Арены.          

 

 

 

12.9

Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды»     

           

           

 

 

 

13.10

Контрольная работа №1 «Углеводороды»          

 

 

 

  1.  «Кислородсодержащие органические соединения» ( 11часов)

 

 

 

14.1

Спирты: состав, строение, физические свойства. Классификация спиртов.   

           

 

 

 

15.2

Спирты: химические свойства. Отдельные представители спиртов: метанол и этанол. Получение и применение спиртов.         

           

 

 

 

16.3

Фенол: состав, строение, свойства, применение

 

 

17.4

Альдегиды и кетоны.

 

 

18.5

Обобщение и систематизация знаний о спиртах, фенолах, альдегидах и кетонах. Самостоятельная работа №1 «Спирты, фенолы, альдегиды и кетоны».       

           

 

 

 

19.6

Карбоновые кислоты.

 

 

20.7

Сложные эфиры. Жиры.    

 

 

 

21.8

Углеводы.     

 

 

 

22.9

Дисахариды и полисахариды.       

           

 

 

 

23.10

Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородсодержащие органические соединения». Самостоятельная работа №2 по теме «Кислородсодержащие органические соединения».

           

 

 

 

24.11

Контрольная работа №2 «Кислородсодержащие органические соединения».          

           

 

 

 

 

  1. «Азотсодержащие органические соединения» ( 6 часов)

 

 

 

25.1

Амины. Анилин.

 

 

26.2

Аминокислоты. Белки.

 

 

27.3

Нуклеиновые кислоты.      

 

 

 

28.4

Обобщение и систематизация знаний по теме «Азотсодержащие органические соединения». Самостоятельная работа № 3 по теме «Азотсодержащие органические соединения»   

 

 

 

29.5

Контрольная работа №3 по теме «Азотсодержащие органические соединения».  

           

 

 

 

30.6

Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений»           

 

 

 

 

  1. «Биологически активные вещества» (2 часа).

 

 

 

31.1

Ферменты.

 

 

32.2

Витамины, гормоны, лекарства.   

           

 

 

 

 

  1. «Искусственные и синтетические органические   соединения» (2 часа).

 

 

 

 

33.1

Искусственные и синтетические органические вещества. Полимеры.         

           

 

 

 

34.2

Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон»        

 

 

 

35

Повторение – основные классы органических соединений

 

 

 

 

Контрольных работ – 3

 

Самостоятельных работ – 3

 

Практических работ – 2

 

Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса

 

В результате изучения химии ученик должен:

Знать:

Понятия органическая химия, природные, искусственные и синтетические материалы;

основные положения ТХС, понятия изомер, гомолог, гомологический ряд, пространственное строение;

правила составления названий классов органических соединений;

качественные реакции на различные классы органических соединений;

важнейшие физические и химические свойства основных представителей изученных классов органических веществ;

классификацию углеводов по различным признакам;

характеристики важнейших классов кислородсодержащих веществ;

классификацию и виды изомерии;

правила техники безопасности.

 

 

 

Уметь:

Составлять структурные формулы изомеров;

называть основные классы органических веществ по международной номенклатуре;

строение, гомологические ряды основных классов органических соединений;

составлять уравнения химических реакций, решать задачи;

объяснять свойства веществ на основе их строения;

уметь прогнозировать свойства веществ на основе их строения;

определять возможность протекания химических реакций;

решать задачи на вывод молекулярной формулы вещества по значению массовых долей химических элементов и по массе продуктов сгорания;

проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников;

грамотно обращаться с химической посудой и оборудованием;

использовать полученные знания для применения в быту.