Информатика и ИКТ
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (www.mon.gov.ru 2005г), рекомендованной Министерством образования и науки РФ для базисного учебного плана 2004 года и соотносится с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ. Данная программа позволяет выполнить обязательный минимум содержания образования.
Рабочая программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями к УМК Н. Д. Угриновича 2012 года, включенного в Федеральный перечень учебников на 2012 – 2013 учебный год, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Основная цель курса – формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни с вычислительными и информационными системами, информационными системами, человек приобретает новое видение мира. Обучение направлено на приобретение у учащихся знаний об устройстве персонального компьютера, формирование представлений о сущности информации и информационных процессов, знакомство учащихся с современными коммуникационными технологиями.
Основная задача программы – обеспечить овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира; значение информационных технологий.
О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:
– Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часа - 1 час в неделю.
- Увеличены часы на изучение тем: «Информация и информационные процессы» – 5 часов; «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» – 3 часа; «Коммуникационные технологии» – 4 часа. Количество часов увеличено за счет часов резерва.
- В программу включены практические работы, предложенные автором учебника: «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра», «Вычисление количества информации с помощью электронного калькулятора», «Определение разрешающей способности мыши», «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы», «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключённому к локальной сети», «Подключение к Интернету», «География» Интернета».
- Изменена нумерация практических работ и практикума.
При изучении предмета «Информатика и информационные технологии» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума по теме «Коммуникационные технологии» – интегрированной практической работы (проекта), ориентированной на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Работа рассчитана на три учебных часа. Программа предусматривает проведение тестовых работ.
Учебная деятельность осуществляется при использовании учебно-методического комплекта Н.Д.Угринович «Информатика и информационные технологии 8-9 классы», включающем в себя:
- Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011г.;
- Windows-CD. Угринович Н. Д Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.;
Дополнительная литература
Методическое пособие для учителя. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012г.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем
- Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; микрофон.
Программные средства
- Операционная система – Windows XP, Linux.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Звуковой редактор.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Кол-во контрольных работ |
Кол-во практических работ |
|
Примерная программа |
Рабочая программа
|
||||
1 |
Информация и информационные процессы |
4 |
9 |
1 |
3 |
2 |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации |
4 |
7 |
1 |
5 |
3 |
Коммуникационные технологии |
13 |
16 |
1 |
9/1 |
4 |
Повторение |
11 |
3 |
- |
- |
|
Итого |
32 |
35 |
3 |
17/1 |
Поурочное планирование
|
№ п./п |
Наименование разделов и тем |
Содержание урока |
УМК |
|
1. |
Информация и информационные процессы (9ч) |
||
|
1.1 |
Правила ТБ в компьютерном классе. Информация и информационные процессы в неживой и живой природе. |
Правила техники безопасности, организация рабочего места в компьютерном классе. Понятие информации. Информационные процессы в неживой и живой природе. |
§ 1.1.1, 1.1.2 стр.8-12 |
|
2.2 |
Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Пр/р 1 «Фиксация аудио- и видео информации» |
Человек: информация и информационные процессы. Виды информации. Информация и информационные процессы в технике. П/р №1 «Фиксация аудио- и видео информации» Фиксация аудио- и видео информации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи. |
§ 1.1.3, 1.1.4 стр.12-18 |
|
3.3 |
Знаки: форма и значение. Пр/р 2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра» |
Знаки: форма и значение. Пр/р 2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра» |
§ 1.2.1 стр.18-20, 126 |
|
4.4 |
Знаковые системы. Двоичное кодирование информации в компьютере. Пр/р 2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра» |
Знаковые системы. Двоичное кодирование информации в компьютере. Пр/р 2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра» |
§ 1.2.2 стр.20-24, 127 |
|
5.5 |
Кодирование информации. Пр/р 2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра» |
Кодирование информации. Пр/р 2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра» |
§1.2.3 стр.24-25, 128 |
|
6.6 |
Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределённости. Пр/р 3 «Вычисление количества информации с помощью электронного калькулятора» |
Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределённости. Пр/р 3 «Вычисление количества информации с помощью электронного калькулятора» |
§ 1.3.1 стр.26, 125-126 |
|
7.7 |
Единицы измерения информации. Определение количества информации. |
Единицы измерения информации. Определение количества информации. |
§1.3.1, 1.3.2 стр27-30
|
|
8.8 |
Алфавитный подход к определению количества информации. Количество информации в сообщении.
|
Алфавитный подход к определению количества информации. Количество информации в сообщении. |
§ 1.3.3 стр.30-32 |
|
9.9 |
Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы». |
Контроль знаний и умений: тестирование |
|
|
2. |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 ч) |
||
|
10.1 |
Программная обработка данных на компьютере. |
Программная обработка данных на компьютере. Данные и программы. |
§ 2.1 стр.33-35 |
|
11.2 |
Устройство компьютера. Пр/р 4 «Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств» |
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Пр/р 4 «Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств». Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера. |
§ 2.2 стр.35-50 |
|
12.3 |
Файлы и файловая система, работа с файлами и дисками. Пр/р 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера» |
Файлы и файловая система. Пр/р 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера» Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях. |
§ 2.3 стр.50-58, 130-132 |
|
13.4 |
Программное обеспечение компьютера. |
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. |
§ 2.4 стр.58-63 |
|
14.5 |
Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Пр/р 6 «Определение разрешающей способности мыши» |
Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). Пр/р 6 «Определение разрешающей способности мыши»
|
§ 2.5, 2.6 стр.63-69, 134-137 |
|
15.6 |
Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Пр/р 7 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы»
|
Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Пр/р 7 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы» |
§ 2.7 стр.69-72, 137-139 |
|
16.7 |
Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Пр/р 8 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение» Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»(кратковременная). |
Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Пр/р 8 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение» Контроль знаний и умений: тестирование |
§2.8 стр.72-79, 140-142 |
|
3. |
Коммуникационные технологии (16 ч) |
||
|
17.1 |
Передача информации. |
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации |
§ 3.1 стр.80-81 |
|
18.2 |
Локальные компьютерные сети. Пр/р 9 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключённому к локальной сети» |
Локальные компьютерные сети. Пр/р 9 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключённому к локальной сети» |
§ 3.2 стр.81-84, 143-144 |
|
19.3 |
Глобальная компьютерная сеть: состав Интернета, адресация в Интернете. Пр/р 10 «Подключение к Интернету» |
Глобальная компьютерная сеть: состав Интернета, адресация в Интернете. Пр/р 10 «Подключение к Интернету» |
§3.3.1, 3.3.2 стр.84-91. 145-148 |
|
20.4 |
Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Пр/р 11 «География» Интернета» |
Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Пр/р 11 ««География» Интернета» |
§3.3.3. стр.91-94, 149-151 |
|
21.5 |
Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Пр/р 12 «Путешествие во Всемирной паутине» |
Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Пр/р 12 «Путешествие во Всемирной паутине» Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них. |
§ 3.4.1. стр.94-97, 151-154 |
|
22.6 |
Электронная почта. Пр/р 13 «Работа с электронной Web-почтой» |
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Пр/р 13 «Работа с электронной Web-почтой» Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения. |
§ 3.4.2. стр.98-100, 155-157 |
|
23.7 |
Файловые архивы. Пр/р 14 «Загрузка файлов из Интернета»
|
Файловые архивы. Архивирование и разархивирование. Пр/р 14 «Загрузка файлов из Интернета» Загрузка файлов, создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора. |
§ 3.4.3. стр.100-102, 158-161 |
|
24.8 |
Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Пр/р 15 «Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат».
|
Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Пр/р 15 «Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат». |
§ 3.4.4., 3.4.5., 3.4.6. стр.102-107, 161-165 |
|
25.9 |
Поиск информации в Интернете. Пр/р 16 «Поиск информации в Интернете» |
Поиск информации в Интернете. Пр/р 16 «Поиск информации в Интернете» Поиск документа путем ввода ключевых слов. |
§ 3.5 стр.107-110 |
|
26.10 |
Электронная коммерция в Интернете. Пр/р 16 «Поиск информации в Интернете» |
Электронная коммерция в Интернете. Пр/р 16 «Поиск информации в Интернете». Поиск документа с использованием системы каталогов |
§ 3.6 стр.110-112 |
|
27.11 |
Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Пр/р 17 «Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички» |
Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Пр/р 17 «Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички». Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, с использованием шаблонов. |
§ 3.7.1., 3.7.2. стр.113-115, 165-172 |
|
28.12 |
Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Пр/р 17 «Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички» |
Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Пр/р 17 «Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички» Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты. |
§ 3.7.3., 3.7.4. стр.115-118 |
|
29.13 |
Гиперссылки, списки, интерактивные формы на Web-страницах. |
Гиперссылки, списки, интерактивные формы на Web-страницах |
§ 3.7.5., 3.7.6., 3.7.7. стр.118-123 |
30.14 |
Практикум: работа №I «Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы с использованием шаблонов» (начало).
|
Практикум: работа №I «Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы с использованием шаблонов». Планирование веб-страницы. Поиск необходимой информации.
|
|
31.15 |
Практикум: работа №I «Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы с использованием шаблонов» (продолжение).
|
Практикум: работа №I «Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы с использованием шаблонов». Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений.
|
|
32.16 |
Практикум: работа №I «Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы с использованием шаблонов» (завершение).
|
Практикум: работа №I «Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы с использованием шаблонов». Включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование ссылок (гипертекста). |
|
33.16 |
Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии». |
Контроль знаний и умений: тестирование |
|
4. |
Итоговое повторение (2 ч) |
||
34.1 35.2 |
Итоговое повторение. |
|
|
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса составлена на основании следующих основополагающих нормативно-методических документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Министерства образования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»)
Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование
http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (утверждены приказом Министерства образования РФ от 9.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования») http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/bup/bup.doc
- Примерная программа основного общего образования (сайт Федерального агентства по образованию http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/)
- Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Минестерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/20134учебный год"
- Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области, в 2013/2014 уч.г., ГОАУ ЯО ИРО
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Информатика и информационные технологии
http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3945/
Данная программа соотносится с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ и позволяет выполнить обязательный минимум содержания образования.
Рабочая программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями к УМК Н. Д. Угриновича 2011 года, включенного в Федеральный перечень учебников на 2013 – 2014 учебный год, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Цели
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:
– В примерной программе на изучение курса отводится 70 учебных часов. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения. Количество часов уменьшено за счет часов резерва.
- Тема «Представление информации» интегрируется в темы «Обработка текстовой информации», «Обработка графической информации», «Обработка числовой информации». Такое расположение материала способствует лучшему формированию в сознании учеников связи между принципами представления данных разного типа в компьютерной памяти и технологиями работы с ними.
– Так как при проведении школьных олимпиад, а также в СУЗах и ВУЗах наиболее распространено использование языка программирования Turbo Pascal, поэтому вносятся изменения в рабочую программу темы: Разработка линейных программ с функциями ввода и вывода данных на языке программирования Turbo Pascal, Разработка программ на ветвление и использование логических выражений на языке программирования Turbo Pascal, Разработка циклических программ на языке программирования Turbo Pascal. Разработка программы, содержащей подпрограмму на языке программирования Turbo Pascal.
Методика преподавания курса основана на следующих принципах:
1.Научность.
2. Системный подход, опора на единую теорию.
3. Деятельностный характер обучения.
4. Линейное построение курса.
Все используемые формы работы нацелены на реализацию системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов, обеспечивающих активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся:
- урок-практикум,
- урок обобщения и систематизации знаний;
- практическая работа,
- проектная деятельность,
- урок-презентация,
- урок контроля знаний.
При изучении предмета «Информатика и информационные технологии» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Программа предусматривает проведение тестовых работ.
Используемый учебно-методический комплект:
- Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011г.;
- Windows-CD. Угринович Н. Д Компьютерн