Страница обновлена 31.07.2017

Муниципальное общеобразовательное учреждение Благовещенская средняя общеобразовательная школа

Страница обновлена 31.07.2017
Муниципальное общеобразовательное учреждение Благовещенская средняя общеобразовательная школа

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебный план составлен на основе концепции непрерывного образования. При отборе содержания образования учитывались следующие дидактические принципы:

гуманизации,

гуманитаризации,

непрерывности и поступательности,

интеграции и дифференциации, оптимального соотношения вариативного и инвариантного компонентов.

           Учебный план МОУ Благовещенской СОШ начального общего образования (далее — учебный план) фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.

          Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

          Содержание образования на ступени начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.

           Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность.

          Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

          Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:

• формирование гражданской идентичности обучающихся;

·        их приобщение  к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;

• готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;

• формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

• личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

          Образовательное учреждение по своему усмотрению использует учебное время данной части на различные виды деятельности по каждому предмету (проектная деятельность,  экскурсии, концерт и т. д.).

          Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов предусмотренных требованиями Стандарта к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе по русскому языку, литературному чтению,  иностранному языку, математике, окружающему миру, музыке, изобразительному искусству, технологии, физической культуре, приведены в разделе «Программы отдельных учебных предметов» основной образовательной программы начального общего образования. Учебное заведение работает по образовательной системе «Школа России» 

УМК: Горецкий В.Г. и др. Учебник по обучению грамоте и чтению. Издательство: Просвещение

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение Издательство: Просвещение

Грехнева Г.М., Корепова К.Е. Литературное чтение (1-4 класс). Издательство: Дрофа

Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика (1 класс) Издательство: Просвещение

Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика (2-4 класс) Издательство: Просвещение

Плешаков А.А. Окружающий мир (1-4 класс). Издательство: Просвещение

Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует), использовано образовательным учреждением на введение в 2011-2012 учебном году по решению Министерства образования и науки РФ  3-го часа физической культуры. В данную часть входит и внеурочная деятельность.

          В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, художественно – эстетическое, общеинтеллектуальное общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д.).

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Общеобразовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, дебаты,  олимпиады, конкурсы, соревнования, общественно-полезные практики и т.д.

           При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательное учреждение может использовать возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности лагеря с дневным пребыванием детей. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

           Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

          Образовательное учреждение реализует обучение по базисному учебному плану начального общего образования – вариант 1.

          Образовательное учреждение определяет  режим работы по 5-дневной учебной неделе в 1 классе и 6-дневной учебной неделе во 2-4 классах. Продолжительность учебного года на  ступени начального общего образования составляет в первом классе 33 недели, 2 -4 классах 34 учебных недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Продолжительность урока составляет: в 1 классе — 35 минут; во 2–4 классах — 45 минут

 

«Утверждаю»

Директор школы: _______ /Грачёва С.К./

 

Учебный план

начального общего образования

1 класс

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Русский язык

5

Литературное чтение

4

Математика

4

Немецкий язык

-

Окружающий мир

2

Физическая культура

3

Музыка

1

Технология

1

ИЗО

1

Итого

21

Предельно допустимая нагрузка на обучающегося

21

 

Внеурочная деятельность

 

Внеурочная деятельность

9

Спортивно-оздоровительное

2

Художественно-эстетическое

1

Общекультурное

2

Социальное

2

Духовно-нравственное

2

Всего к финансированию

2

 

1 -4 классы

 

 

Учебные предметы/ классы

Количество

 часов

 в неделю

I

II

III

IV

Русский язык

5

5

5

5

Литературное чтение

4

4

3

3

Математика

4

4

4

4

Немецкий язык

-

2

2

2

Окружающий мир

2

2

2

2

Физическая культура

2

3

3

3

Музыка

1

1

1

1

Технология

1

1

2

2

ИЗО

1

1

1

1

Итого

20

23

23

23

Предельно допустимая нагрузка

на обучающегося

20

23

23

23

Внеурочная деятельность

10

 

 

 

Спортивно-оздоровительное

3

 

 

 

Художественно-эстетическое

2

 

 

 

Общеинтеллектуальное

2

 

 

 

Общекультурное

1

 

 

 

Социальное

1

 

 

 

Духовно-нравственное

1

 

 

 

Всего к финансированию

30

33

33

33

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее программа формирования универсальных учебных действий)  конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой разработки примерных учебных программ.

Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных

учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках

отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования:

•  устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования;

• определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;

•  выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

• определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

            Прерогативой нашей школы является повышение качества знаний, ориентация на личностно-ориентированное обучение и деятельностный подход.

Планируется ежегодное внесение корректив в Программу в зависимости от уровня, темпа развития обучающихся и результатов, которые получены в конце каждого года обучения в начальной школе.

           

1. Ценностные ориентиры начального общего образования

 

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

— сохранение и развитие традиций школы, воспитание патриотизма, любви к малой родине.

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей;

— развитие элементов самоуправления.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

 

2. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных

действий на ступени начального общего образования

 

Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учёбе.

В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности — мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении.

При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающегося к совместно-разделённой (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания деятельности (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте).

 

 

Понятие «универсальные учебные действия»

 

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

 

Функции универсальных учебных действий:

 

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

 

Виды универсальных учебных действий

 

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

 

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.

• нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

 

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

 

 

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

 

Логические универсальные действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения,  классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

 

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем

творческого и поискового характера.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников

и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Так:

• из общения и сорегуляции развивается способность ребёнка регулировать свою деятельность;

• из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я – концепция как результат самоопределения;

• из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребёнка.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

По мере становления личностных действий ребёнка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты ребёнка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я – концепции. Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.

 

3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

 

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.

На ступени начального общего образования имеет особое значение обеспечение при организации учебного процесса сбалансированного развития у обучающихся логического, наглядно-образного и знаково-символического мышления. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. 

Наша школа работает по УМК «Школа России».

 

 

4. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию

 

Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.

Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе из предшкольного звена на ступень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования. Возникновение проблемы преемственности, находящей отражение в трудностях перехода обучающихся на новую ступень образовательной системы, имеет следующие причины:

• недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе на ступень основного общего образования, а затем среднего (полного) образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся;

• обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные универсальные учебные действия

Обеспечивают:

  1. ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения);
  2. ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

Структура

Предшкольное образование

Начальная школа 4 класс

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

Выражением личностной готовности к школе является сформированность «внутренней позиции школьника», как готовности ребёнка принять новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей развитие высокой учебно-познавательной мотивации.

У выпускника будут сформированы внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»

Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение , смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него.

Мотивационная готовность определяется сформированностью социальных мотивов (стремление к социально – значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга) и учебных, и познавательных мотивов. Существенным критерием мотивационной готовности является первичное соподчинение мотивов с доминированием учебно-познавательных. Сформированность Я-концепции и самосознания характеризуется осознанием ребёнком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, определённым уровнем развития способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способу решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требования конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.

Ценностно-нравственная ориентация, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

Эмоциональная готовность выражается в освоении ребёнком социальных норм выражения чувств и в способности регулировать своё поведение на основе эмоционального предвосхищения. Показателем эмоциональной готовности к школьному обучению является развитие высших чувств – нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств («радость познания»), эстетических чувств (чувство прекрасного)

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России; ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; понимание чувств других людей и сопереживание им;

основы экологической культуры; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 

 

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обеспечивают:

  1. социальную компетентность;
  2. учёт позиции партнёра по общению или деятельности;
  3. умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  4. интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Структура

Предшкольное образование

Начальное образование 4 класс

1.Планирование учебного сотрудничества с учителем (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Принимает помощь учителя, положительно к ней относится.

Умеет запросить помощь учителя не только в конкретной ситуации, но и с учётом будущей деятельности.

2.Планирование учебного сотрудничества со сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Умеет распределить роли в игре в трудовой деятельности самостоятельно и с помощью взрослого.

Умеет аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

3. Постановка вопросов, сотрудничество в поиске и сборе информации

Испытывает потребность в постановке вопросов, проявляет любознательность

Осуществляет контакты по обмену и сбору информации

4. Разрешение конфликтов, выявление, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта

Разрешение конфликтов преимущественно с помощью взрослого.

Сохранение доброжелательного отношения друг к другу в ситуации конфликта, Умеет убедить в правильности своей позиции

5. Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка, принятие решения и его реализации

Умеет выявить проблему, сформулировать её с помощью взрослого.

Умеет координировать совместные действия, следить за реализацией принятого замысла

6.Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера

Управляет поведением партнёра, прибегая к помощи взрослого; может осуществить контроль, коррекцию и дать оценку действий партнёра в игровой, бытовой ситуации самостоятельно и с  помощью взрослого

Управляет поведением партнёра, осуществляет контроль, коррекцию и даёт адекватную оценку его действиям самостоятельно и с помощью взрослого

7.Умеет с достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Умеет выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации недостаточно полно и точно; владеет монологической формой речи на уровне пересказа небольших детских произведений; строит высказывания в ходе игровой и бытовой деятельности.

Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;  владеет монологической и диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

 

 

Познавательные универсальные учебные действия

Обеспечивают:

действия исследования, поиска, отбора и структуризации необходимой информации, моделирование изученного содержания, логические действия и операции, способы решения задач

 

Возрастная специфика

Структура

Предшкольное образование

Начальная школа (4 класс)

Общеучебные

Самостоятельное выделение и формулировка цели

Умеет выделить цель в игровой и бытовой деятельности самостоятельно

Умеет выделить учебную цель самостоятельно и с помощью учителя

Поиск необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств

Может получить необходимую информацию с помощью взрослого

Может найти необходимую информацию, в том числе и с помощью компьютерных средств самостоятельно

Моделирование, преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением существенных характеристик

Может выделить существенные и несущественные признаки с помощью взрослого; преобразовать информацию в виде моделей, схем и других знаков и символов

Может выделить существенные и несущественные признаки; преобразовать информацию в виде моделей, схем и других знаков и символов как самостоятельно, так и с помощью взрослого

Преобразование модели с целью выявления общих законов

Может преобразовать одну модель в другую с целью выявления общих законов с помощью взрослого

Может преобразовать одну модель в другую с целью выявления общих законов, как правило, самостоятельно

Умение структурировать знания

Может структурировать знания на уровне жизненного опыта

Может структурировать знания на уровне школьной программы

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Может выбрать наиболее эффективные способы решения задач в игровой и бытовой деятельности

Может выбрать наиболее эффективные способы решения задач в учебной деятельности (как правило, самостоятельно)

Смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели извлечения необходимой информации из текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации

Может извлечь необходимую информацию из прослушанных текстов в жанре сказок, рассказов, стихов с помощью взрослого

Может извлечь необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов  различных жанров (как правило, самостоятельно)

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов её решения

Может поставить и сформулировать проблему в игровой и бытовой ситуации, и разрешить её с помощью взрослого

Может поставить и сформулировать проблему в учебной ситуации и разрешить её самостоятельно и с помощью взрослого

 

 

 

 

Логические

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных)

Может выделить существенные и несущественные признаки объекта окружающего мира с помощью взрослого

Может выделить существенные и несущественные признаки объекта изучаемого в рамках учебной программы самостоятельно и с помощью взрослого

Синтез как составление целого из частей

Способен к синтезу в игровой деятельности

Может достраивать до целого объект, изучаемый в рамках программы самостоятельно

Выбор оснований и критериев для сравнения классификации, сериации

Может провести сравнение, классификацию, сериацию с помощью взрослого

Может провести сравнение, классификацию,  сериацию как самостоятельно, так и с помощью взрослого

Подведение под понятие, выведение следствий

Может подвести под класс известные объекты с помощью взрослого

Может подвести под понятие объекты изучаемые в рамках школьной программы

как самостоятельно, так и с помощью взрослого

Установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений

Может устанавливать причинно-следственные связи в рамках бытовой деятельности самостоятельно

Может устанавливать причинно-следственные связи понятий, изучаемых в рамках школьной программы самостоятельно

Доказательства

Способен выводить доказательства в рамках бытовой деятельности самостоятельно

Способен выводить доказательства в рамках учебной деятельности  самостоятельно

Выдвижение гипотез и их обоснование

Способен выдвигать и обосновывать гипотезы в рамках бытовой деятельности с помощью взрослого

Способен выдвигать и обосновывать гипотезы в рамках учебной деятельности с помощью взрослого

Постановка и решение проблем

Формулирование проблемы

Может обозначить затруднение в рамках бытовой деятельности

Может сформулировать проблему в учебной деятельности самостоятельно и с помощью учителя

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера…

Может разрешить проблему в игровой деятельности в пределах своего опыта и окружения самостоятельно

Может найти способы разрешения проблемы в учебной деятельности самостоятельно и с помощью взрослых

       

 

 

 

Регулятивные универсальные учебные действия

                  Обеспечивают   организацию самим учащимся своей учебной деятельности

 

Структура

Предшкольное образование

Начальное образование  4 класс

- целеполагание как постановка учебной задачи;

Может поставить цель в игровой и бытовой деятельности самостоятельно и с помощью взрослого

Может поставить цель в учебной деятельности самостоятельно и с помощью взрослого

- планирование-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана действий;

Может спланировать последовательность действий в игровой и бытовой деятельности самостоятельно и с помощью взрослого

Может спланировать последовательность действий в учебной деятельности самостоятельно и с помощью взрослого

-прогнозирование-предвосхищение результата, временные характеристики;

Может сделать прогноз на ожидаемый результат в игровой и бытовой деятельности самостоятельно и с помощью взрослого

Может сделать прогноз на ожидаемый результат в учебной деятельности самостоятельно и с помощью взрослого

-контроль- сличение способа действия и результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий;

Может осуществить контроль, сличая способ действия и его результат с заданным образцом в игровой и бытовой деятельности самостоятельно и с помощью взрослого

Может осуществить контроль, сличая способ действия и его результат с заданным образцом и учебной деятельности самостоятельно и с помощью взрослого 

-коррекция- внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения

Может внести необходимые коррективы  в план и способ действия в случае расхождения с эталоном в игровой и бытовой деятельности самостоятельно и с помощью взрослого

Может внести необходимые коррективы в план и способ действия в случае расхождения с эталоном в учебной деятельности самостоятельно и с помощью взрослого

- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Может сосредоточенно работать в течение 5-7 минут; способен к волевому усилию преодолению препятствий с помощью взрослого

Может сосредоточенно работать 15-20 минут; способен к волевому усилию, преодолению препятствий самостоятельно и с помощью взрослого