Рабочие программы по обществознанию
6 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) (www.mon.gov.ru 2005 г), рекомендованной Министерством образования и науки РФ для базисного учебного плана 2004 г. и соотносится с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию. Данная программа позволяет выполнить обязательный минимум содержания образования.
Преподавание обществознания в 6 классе носит пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков.
Изучение обществознания на первой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Развитие личности в период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации;
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
- Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде;
- Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; семейно – бытовых отношениях;
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, таких как:
- Сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- Владение видами публичных выступлений – высказывания, монолог, диалог; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- Выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно – следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.
Познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки и передачи информации.
Программа рассчитана на 35 часов, из расчёта 1 учебный час в неделю в соответствии с рекомендациями Примерной программы. При изучении предмета «Обществознание» планируется проведение практических и лабораторных работ, направленных на отработку общеучебных умений и навыков. Подчёркнутые лабораторные и практические работы оцениваются. Изменён порядок изучения следующих тем: «Человек и общество», «Политика и право», а два урока «Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения», «Межличностные конфликты и их разрешение» перенесены из темы «Человек и общество» в тему «Социальная сфера» в связи с тем, что согласно учебному плану школы учащиеся 6 и 7 классов обучаются совместно.
Рабочая программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями УМК учебника А.И. Кравченко, издательство «Русское слово», 2008 г., включённого в Федеральный перечень учебников на 2013 – 2014 уч. год, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Календарно – тематический план
по курсу обществознание в 6 классе
№ п/п |
Наименование тем и уроков |
Всего часов, дата |
Лаборат. практич. |
Контр. Провер. |
Примечания |
1 |
Введение. Общество как форма совместной жизни людей |
1 |
|
|
|
2 2.1 2.2
2.3
2.4
2.5 |
Человек и общество Человек, общество и природа Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения Отличие человека от животных. Потребности, способности, характер Общение и учёба. Особенности игры Особенности подросткового возраста |
5 |
Пр. раб №1
Прак.р. № 2 |
|
§ 1-2 |
3 3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
|
Духовная культура Культура общества и человека, её проявления Образование, его значение в жизни людей Право на образование. Необходимость самообразования Наука в жизни современного общества. Труд учёного Урок обобщения и повторения по теме: «Духовная культура» |
5 |
Лаб. раб № 1
Лаб. раб № 2 |
1
|
§ 22- 23
§ 21 с. 140-143
§ 21 с. 137-140
|
4 4.1
4.2
4.3 4.4
4.5
4.6 4.7 |
Экономика Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности Товары и услуги. Рынок. Купля – продажа Деньги и их роль в экономике Домашнее хозяйство. Семейный бюджет Налоги как часть расходов семьи. Личный бюджет школьника Защита прав потребителей Урок обобщения и повторения по теме: «Экономика» |
7 |
Прак. р. № 3 Прак.р. №4
Пр.р №5 |
1 |
§ 7
§ 8
§ 10
§ 12 |
5 5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7 5.8 |
Социальная сфера Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Религия. Право Нарушение норм. Ответственность человека за его поступки Здоровье людей. Опасные для человека и общества явления Слагаемые здорового образа жизни Человек и его окружение. Межличностные отношения Сотрудничество. Межличностные конфликты и их разрешение Семья. Отношения в семье Урок обобщения и повторения по теме: «Социальная сфера» |
8 |
Лаб.р. № 3
Лаб.р. № 4 Прак.р. № 6 Прак.р. № 7
Прак.р. № 8 |
1 |
§ 15
§ 24
§ 25
§ 12
§ 13
§ 14 |
6 6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7 |
Политика и право Конституция Российской Федерации Государственное устройство и символика России Роль права в жизни общества и государства Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение правил поведения Ответственность за проступки и преступления Права ребёнка и их защита. Права и обязанности школьников, родителей и детей Урок обобщения и повторения по теме: «Политика и право» |
7 |
Лаб.р. № 5
Прак. р. № 9 |
1 |
§ 18
§ 16
§ 17
§ 19
§ 20 |
7 |
Повторение и обобщение по курсу |
2 |
|
1 |
|
|
Итого |
35 |
14 |
5 |
|
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать / понимать:
- Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- Сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
- Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально – деятельное существо; основные социальные роли;
- Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- Приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- Общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- Нравственной оценки конкретных поступков людей;
- Первичного анализа и использования социальной информации;
- Сознательного неприятия антиобщественного поведения.
7 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) (www.mon.gov.ru 2005 г), рекомендованной Министерством образования и науки РФ для базисного учебного плана 2004 г. и соотносится с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию. Данная программа позволяет выполнить обязательный минимум содержания образования.
Преподавание обществознания в 7 классе не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся.
Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Развитие личности в период социального взросления человека (11-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; способах регулирования общественных отношений;
- Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; семейно – бытовых отношениях.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, таких как:
- Сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- Владение видами публичных выступлений – высказывания, монолог, диалог; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- Выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно – следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу и др.);
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни.
Познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки и передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа составлена без изменений. Рассчитана на 35 часов, из расчёта 1 учебный час в неделю в соответствии с рекомендациями Примерной программы. При изучении предмета «Обществознание» планируется проведение практических и лабораторных работ, направленных на отработку общеучебных умений и навыков. Подчёркнутые практические и лабораторные работы оценваются.
Рабочая программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями УМК учебника А.И. Кравченко, издательство «Русское слово», 2009 г., включённого в Федеральный перечень учебников на 2013 – 2014 уч. год, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Календарно – тематический план
по курсу обществознание в 7 классе
№ п/п |
Наименование тем и уроков |
Всего часов, дата |
Лаборат. практич. |
Контр. Провер. |
Примечания |
1 |
Введение. Общество как форма жизнедеятельности людей |
1 |
|
|
|
2 2.1
2.2
|
Общество Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь Взаимодействие общества и природы |
2/8 |
8 кл-4
Пр. раб №1 |
9 кл-2
|
Сочинение |
3 3.3
3.4
3.5 |
Человек Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учение) Личность. Особенности подросткового возраста |
3/10 |
8 кл -8
Прак.р. №2
|
|
§ 1-2 |
4 4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
|
Сфера духовной культуры Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества Образование и его значимость в условиях информационного общества Возможности получения общего и проф. образования в РФ. Самообразование Возрастание роли научных исследований в современном мире. Ответственность учёного Урок обобщения и повторения по теме: «Сфера духовной культуры»
|
58 |
Лаб. раб № 1
Лаб. раб №2 |
9 кл-4
1
|
§ 22-23
§ 21 с. 140-143
§ 21 с. 137-140
|
5 5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7 |
Экономика Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и потребности Товары и услуги. Обмен, формы торговли и реклама Деньги. Функции и формы денег Семейный бюджет. Формы сбережения граждан. Страховые услуги Налоги, уплачиваемые гражданами Экономические основы прав потребителя Урок обобщения и повторения по теме: «Экономика»
|
7/22 |
8 кл -13
Прак. р. № 3
Прак.р. № 4 |
9кл-2
1 |
§ 7
§ 8
§ 10
§ 12 |
6 6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8 |
Социальная сфера Социальные нормы и их значение Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение Опасность и профилактика наркомании и алкоголизма для человека и общества Социальная значимость здорового образа жизни. Социальное страхование Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение Семья как малая группа. Межличностные отношения в семье Урок обобщения и повторения по теме: «Социальная сфера»
|
8/14 |
8кл -8 Лаб.р. № 3
Лаб.р. № 4 Прак.р. № 5
Прак.р. № 6
Прак.р. № 7 |
1 |
§ 15
§ 24
§ 25
§ 12
§ 13
§ 14
|
7 7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7 |
Политика и право Конституция Российской Федерации Федеративное устройство России. Президент РФ Право и его роль в жизни общества и государства Правомерное поведение. Понятие прав, свобод и обязанностей Признаки и виды правонарушений Особенности правового статуса несовершеннолетних Урок обобщения и повторения по теме: «Политика и право» |
7/22 |
Лаб.р. № 5
Прак.р. № 8 |
9кл-15
1
|
§ 18
§ 16
§ 17
§ 19
§ 20 |
8 |
Повторение и обобщение по курсу |
2 |
|
1 |
|
|
Итого |
35 |
13 |
5 |
|
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать / понимать:
- Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- Сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
- Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально – деятельное существо; основные социальные роли;
- Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- Приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- Общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- Нравственной оценки конкретных поступков людей;
- Первичного анализа и использования социальной информации;
- Сознательного неприятия антиобщественного поведения.
8 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) (www.mon.gov.ru 2005 г), рекомендованной Министерством образования и науки РФ для базисного учебного плана 2004 г. и соотносится с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию. Данная программа позволяет выполнить обязательный минимум содержания образования.
Преподавание обществознания в 8 классе не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся.
Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Развитие личности в период социального взросления человека (11-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско – общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно – бытовых отношениях.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, таких как:
- Сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- Владение видами публичных выступлений – высказывания, монолог, диалог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно – следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки и передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа составлена без изменений. Рассчитана на 35 часов, из расчёта 1 учебный час в неделю в соответствии с рекомендациями Примерной программы. При изучении предмета «Обществознание» планируется проведение практических и лабораторных работ, направленных на отработку общеучебных умений и навыков. Подчёркнутые практические и лабораторные работы оцениваются.
Рабочая программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями УМК учебника А.И. Кравченко, издательство «Русское слово», 2008 г., включённого в Федеральный перечень учебников на 2013 – 2014 уч. год, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Поурочно – тематический план по обществознанию 8 класс
№ п/п |
Наименование тем и уроков |
Всего часов |
Лаборат. практич. |
Контр. Провер. |
Примечания |
1 1.1
1.2
1.3
1.4 |
Общество Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения Взаимодействие общества и природы. Влияние человека на окружающую среду Традиционное, индустриальное, информационное общества Социальные изменения и его формы. |
4/8 |
7 кл – 2
Лаб. р. №1
|
9 кл -2
1 |
§ 1
§ 2
§ 3
§ 4
|
2 2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8 |
Человек Биологическое и социальное в человеке Личность. Факторы её формирования Деятельность человека, её формы (труд, игра, учение) Социализация и воспитание индивида. Мышление и речь. Познание мира. Самопознание Духовный мир человека. Мировоззрение Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры, ценности и нормы Свобода. Социальная ответственность
|
8/10 |
7 кл -3
Лаб. раб № 2
Прак.р. № 1
Прак.р. № 2
|
1 |
§ 5
§ 6
§ 7
§ 8
|
3 3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12
3.13
3.14 |
Экономика Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов Товары и услуги. Обмен. Торговля Деньги. Инфляция. Банковские услуги Альтернативная стоимость Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Формы торговли и реклама Предпринимательство и его организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. прибыль Рынок. Рыночный механизм. Издержки, выручка, прибыль Факторы, влияющие на спрос и предложение Рыночное равновесие Бюджет государства и семьи. Страховые услуги Экономические цели и функции государства. Международная торговля. Обменные курсы валют Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Профсоюз Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
Налоги, уплачиваемые гражданами Повторительно- обобщающий урок по теме: «Экономика» |
14/22 |
7 кл-7
Лаб.р. № 3
Прак.р. № 3
Прак.р. № 4
|
9 кл -2
1 |
§ 9
§ 10
§ 10
§ 14
§ 16
§ 13
§ 11
§ 12
§ 15
§ 14
§ 16
с. 96
с. 94-96 |
4 4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
|
Социальная сфера Социальная структура общества. Формальные и неформальные группы. Социальный статус Социальная роль. Многообразие социальных ролей в подростковом обществе Социальная мобильность. Высокий уровень мобильности в современном обществе Социальный конфликт Пути его разрешения Общение. Большие и малые социальные группы Социальные нормы и социальное развитие России в современных условиях Брак и развод, неполная семья. Отношения между поколениями Этнические группы. Межнациональные и межконфессиональные отношения |
8/14 |
7 кл – 8
Лаб. р. № 4
Прак. р. № 5 Прак. р. № 6
Лаб. р. № 5 |
|
§ 17
§ 18
§ 19, 20
§ 23
§ 8
§ 24
§ 21
|
5 |
Повторение по курсу Человечество в ХХІ в., основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма |
1 |
|
1 |
|
|
Итого Практическая работа Лабораторная работа |
35 |
11 6 5 |
4 |
|
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения обществознания, включая экономику,
ученик должен
Знать / понимать:
- Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- Сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
- Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально – деятельное существо; основные социальные роли;
- Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- Приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- Общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- Нравственной оценки конкретных поступков людей;
- Первичного анализа и использования социальной информации;
- Сознательного неприятия антиобщественного поведения.
9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) (www.mon.gov.ru 2005 г), рекомендованной Министерством образования и науки РФ для базисного учебного плана 2004 г. и соотносится с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию. Данная программа позволяет выполнить обязательный минимум содержания образования.
Преподавание обществознания в 9 классе не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся.
Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Развитие личности в период социального взросления человека (11-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско – общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно – бытовых отношениях.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, таких как:
- Сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- Владение видами публичных выступлений – высказывания, монолог, диалог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно – следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки и передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа составлена без изменений. Рассчитана на 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю в соответствии с рекомендациями Примерной программы. При изучении предмета «Обществознание» планируется проведение практических и лабораторных работ, направленных на отработку общеучебных умений и навыков. Подчёркнутые практические и лабораторные работы оцениваются.
Рабочая программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями УМК учебника А.И. Кравченко,издательство «Русское слово», 2013 г., включённого в Федеральный перечень учебников на 2013 – 2014 уч. год, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Поурочно – тематический план по обществознанию 9 класс
№ п/п |
Наименование тем и уроков |
Всего часов |
Лаборат. практич. |
Контр. провер. |
Примеча ния |
1 1.2
1.2
|
Общество Общество и сферы общественной жизни Человечество в XXI в., основные вызовы и угрозы. Глобализация |
2/8 |
8кл -4
|
7кл – 2 |
|
2 2.1 2.2 |
Экономика Главные вопросы экономики Экономическое развитие России в современных условиях |
2/22 |
8 кл -14 |
7 кл – 7
1 |
|
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5 3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
|
Политика и социальное управление Политика и власть. Роль политики в жизни общества Органы государственной власти РФ. Разделение властей Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет Территориально – государственное устройство. Федеративное устройство России Формы государства Политический режим. Демократия, её развитие в современном мире Гражданское общество. Местное самоуправление Правовое государство. Опасность политического экстремизма Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум Политические партии и движения, их роль в общественной жизни Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества |
1110 |
Прак. р. № 1
Лаб.р. № 1
Прак. Р № 2
Лаб.р. № 2 |
1 |
§ 1
§ 2
§ 3
§ 4 § 5
§ 6
§ 6
§ 7
§ 8
|
4 4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
4.14
4.15 |
Право Право и его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт Система законодательства. Субъекты права. Презумпция невиновности Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан Правоохранительные органы и судебная система. Адвокатура. Нотариат Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита Международно – правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Особенности правового статуса несовершеннолетних Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина Гражданские правоотношения. Права потребителей. Жилищные правоотношения Основные виды гражданско – правовых договоров. Право собственности Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей Административные правоотношения, правонарушения и наказания Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны Повторение по теме: «Право» |
15/22 |
Прак. Р № 3
Лаб.р. № 3
Прак. р. № 4
Прак. р. № 5
Прак.р. № 6
Прак.р. № 7
Пр.р.-8
Прак.р № 9 – 10
Прак.р. № 11
|
7 кл -7
1 |
§ 9
§ 10
§ 10
§ 11
§ 11
§ 12
§ 13
§ 14
§ 15
§ 16 |
5 5.1
5.2
5.3
5.4
|
Духовная сфера Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Свобода и ответственность Социальные ценности и нормы. Мораль. Добро и зло. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность Наука в жизни современного общества Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести |
4/8
|
7 кл – 5
Лаб. р. № 4
|
1
|
§ 17-19
§ 22-23
§ 20-21
|
|
Итого Практическая работа Лабораторная работа |
34 |
15 11 4 |
5 |
|
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать / понимать:
- Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- Сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
- Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально – деятельное существо; основные социальные роли;
- Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- Приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей ( материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники ); различать в социальной информации факты и мнения;
- Самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- Общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- Нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- Реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- Первичного анализа и использования социальной информации;
- Сознательного неприятия антиобщественного поведения.
10 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию в 10 классе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (www.mon.gov.ru 2005 г), рекомендованной Министерством образования и науки РФ для базисного учебного плана 2004 г. и соотносится с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию. Данная программа позволяет выполнить обязательный минимум содержания образования.
Рабочая программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями УМК учебника А. И. Кравченко и Е. А. Певцовой, включённого в Федеральный перечень учебников на 2013 – 2014 уч. год, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, определяет минимальный набор лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно – нравственная сфера, право. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старших классах направлено на достижение следующих целей:
- Развитие личности в период ранней юности, её духовно – нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции российской Федерации;
- Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально – экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно – бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- Определение сущностных характеристик изучаемого предмета, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- Применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- Поиск нужной информации в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.)
- Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза;
- Создание собственных произведений, моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- Пользование компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных. Презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- Владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Примерная программа отводит на изучение учебного предмета «Обществознание» на ступени среднего общего образования на базовом уровне в X классе 70 часов, из расчёта 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 70 часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю в соответствии с учебным планом образовательного учреждения. В X классе предполагается изучить разделы «Человек как творец и творение культуры» – 14 часов, «Общество как сложная динамическая система» – 10 часов, «Социальные отношения» – 14 часов, «Политика как общественное явление» – 16 часов, «Человек в системе общественных отношений» – 14 часов. Часы резерва отведены на повторение материала и подготовку к экзаменам в XI классе. Запланировано проведение: 10 ч. – практических работ, 9 ч.- лабораторных, 8 ч. – семинарских занятий. Подчёркнутые в планировании работы оцениваются.
Поурочно – тематическое планирование
по обществознанию 10 класс
№ пп |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Лаборат. и практ. |
Контр. провер. |
Приме- чания |
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
1.12
1.13
1.14 |
Человек как творец и творение культуры Человек как результат биологической и социокультурной эволюции Философские и научные представления о социальных качествах человека Мышление и деятельность. Творчество в деятельности Формирование характера. Потребности, способности и интересы Проблема познавательности мира. Чувственное и рациональное познание Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы Свобода и необходимость в человеческой деятельности Понятие культуры. Многообразие культур Виды человеческих знаний. Мораль, искусство, право Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения Философия. Религия. Свобода совести Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания Повторительно – обобщающий урок по теме: «Человек как творец и творение культуры» |
14 |
Лаб. р. 1
Пр. р. 1
Лаб.р.2
Пр.р. 2
Сем. 1
Сем. 1
Пр.р. 3 |
|
|
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
|
Общество как сложная динамическая система Системное строение общества: элементы и подсистемы Основные институты общества, нормы, процессы Общество и природа. Воздействия людей на природную среду Понятие общественного прогресса. Эволюция и революция как формы социального изменения Цивилизация, формация. Типы обществ. Многовариантность общественного развития Семинар «Особенности современного мира. Процессы глобализации» Семинар «Особенности современного мира. Процессы глобализации» Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XIX века Социальное взаимодействие и общественные отношения Особенности российской цивилизации Повторительно – обобщающий урок по теме: «Общество как сложная динамическая система» |
11
|
Лаб.р. 3
Сем. 2
Сем. 2
Сем. 3
Лаб.р.4 |
1 |
|
3 3.1
3.2 3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12
3.13 3.14
|
Социальные отношения Социальная стратификация и социальные отношения Социальные группы, их типы Социальный конфликт, виды и причины конфликта. Пути и средства их разрешения Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль Отклоняющееся поведение, и его типы. Социальная мобильность, её виды в современном обществе Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры Этнические общности. Этно-социальные конфликты, пути их разрешения Межнациональные отношения. Конституционные принципы национальной политики в РФ Семья как социальный институт. Семья и брак Современная демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей Религиозные объединения и организации в Российской Федерации Опасность сектантства Повторительно – обобщающий урок по теме: «Социальные отношения» |
14 |
Пр.р. 4 Лаб.р. 5
Сем. 4
Сем. 5
Пр.р.5
Пр.р.6
|
1 |
|
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
4.14
4.15 4.16 |
Политика как общественное явление Понятие власти. Политическая власть Государство как главный институт политической власти. Его функции Политическая система, её структура и сущность Политическая деятельность. Опасность политического экстремизма Типология политических режимов. Демократия, её основные признаки и ценности Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Законодательство РФ о выборах Гражданское общество и государство Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в РФ Политическая элита, особенности её формирования в современной России Политическая идеология. Современные идейно-политические течения Многопартийность. Политические партии и движения Законодательное регулирование деятельности партий в РФ СМИ в политической системе общества Политический процесс, его особенности в России Избирательная компания в РФ Повторительно – обобщающий урок по теме: «Политика как общественное явление» |
16 |
Лаб.р.6
Лаб.р.7
Пр.р.7
Лаб.р.8
Пр.р.8
Пр.р.9 |
1 |
|
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5 5.6
5.7
5.8
5.9
5.10
5.11
5.12
5.13
5.14
|
Человек в системе общественных отношений Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте Духовная жизнь человека. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения Самосознание индивида и социальное поведение Свобода и ответственность Общественная значимость и личностный смысл образования Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества Человек в системе экономических отношений Свобода экономической деятельности. Предпринимательство Рациональное экономическое поведение человека (собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина) Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение Политическое участие. Абсентизм, его причины и опасность Политическое лидерство и его типология Повторительно – обобщающий урок по теме: «Человек в системе общественных отношений» |
14 |
Лаб.р.9
Сем. 6
Пр.р.10 |
1 |
|
6.1 |
Повторительно – обобщающий урок по курсу |
1 |
|
|
|
|
Итого Лабораторная работа Практическая работа Семинарское занятие Проверочная работа |
70
|
9 10 8
|
5 |
|
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:
Знать/ понимать:
- Биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- Тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- Особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- Характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- Подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Успешно выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- Совершенствования собственной познавательной деятельности;
- Критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- Решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- Ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- Предвидения возможных последствий определённых социальных действий;
- Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- Реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- Осуществления конструктивного взаимодействия людей с различными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.