Страница обновлена 31.07.2017

Муниципальное общеобразовательное учреждение Благовещенская средняя общеобразовательная школа

Страница обновлена 31.07.2017
Муниципальное общеобразовательное учреждение Благовещенская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа по черчению 8 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по черчению для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов.- М.: Просвещение, 2004. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вышнепольского И.С.

                  Цели и задачи курса:

Программа ставит целью:

- научить учеников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

В процессе обучения черчению ставятся задачи:

- сформировать у обучающихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

- формирование у обучающихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений;

- ознакомить обучающихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

- обучить  воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

- обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;

- прививать культуру графического труда.

Программа рассчитана на 70 учебных часов, по два часа в неделю.

 

 

Основные положения

1.                Преподавание черчения в школе направлено на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств личности через решение разнообразных графических задач, направленных на формирование технического, логического, абстрактного и образно-пространственного мышления.

2.                В процессе обучения черчению должны быть соблюдены все этапы формирования, развития и применения полученных знаний на практике по правилам решения графических задач как репродуктивного, так и творческого характера. Работа по решению творческих задач (требующих применения знаний в нестандартных заданиях) должна быть во всех разделах курса.

3.                Для реализации принципа связи с жизнью в преподавании черчения, во-первых, необходимо при подборе учебных заданий стремиться к тому, чтобы их содержание максимально соответствовало реальным деталям и элементам сборочных единиц, которые существуют в технике, во-вторых, осуществлять межпредметные связи с технологией, информатикой и другими учебными дисциплинами через интегрированные уроки.

4.                Пространственное мышление у разных учащихся находится на разном уровне развития в силу индивидуальных психологических особенностей, поэтому необходимо учитывать эти особенности при обучении черчению.

5.                Для преподавания данного предмета в современных общеобразовательных учреждений, учителю необходимо владеть ИКТ и использовать данные технологии на уроках.

6.                Основная часть учебного времени отводится на освоение учащимися практического материала.

 

 

Проверка и оценка знаний, умений и навыков  учащихся.

 

В процессе обучения используется текущая и итоговая  форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.

Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.

Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.

Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.

Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:

1.    Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).

2.    Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).

После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.

Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.

При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;

б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;

б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;

в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;

б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;

в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.

Оценка «2» ставится, если  ученик:

а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.

При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;

б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;

 в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;

б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;

в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

а) не выполняет  обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;

б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

Тема

Дата

Содержание теоретической части

Практическая

 деятельность

1

Введение. Учебный предмет черчение.

Профессии, связанные с выполнением чертёжных работ

 

История развития чертежа и его роль в жизни людей. Основной материал и инструменты. Приёмы работы чертёжными инструментами.

Ознакомление с примерами изображений, чертёжными инструментами и принадлежностями

І

               Техника выполнения чертежей и правила их оформления (5 ч)

2

Организация рабочего места. Правила оформления чертежей.

 

Формат, линии, масштаб, основная надпись. ЕСКД. Понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации

Оформление листа формата А4. Рис. № 19

3

Графическая работа №1 «Линии чертежа»

 

Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры и процессов на рисунках, эскизах, чертежах 

Графическая работа.

 Рис. №24

4

Сведения о чертёжном шрифте и нанесении размеров

 

Типы шрифта, размеры шрифта, буквы, цифры и знаки на чертежах.

Основные особенности выполнения чертёжного шрифта

Написание алфавита чертёжным шрифтом  на миллиметровой бумаге. Упражнения в написании размерных линий и знаков.

5

Сведения о  нанесении размеров

 

Основные сведения о нанесении размеров. Выносные и размерные линии, стрелки, знаки диаметра, радиуса.

Упражнения в написании размерных линий и знаков

6

Построение чертежа.

Графическая работа №2 «Чертёж плоской детали»

 

Повторение теоретических знаний по изученной теме.

Выполнение чертёжных работ с использованием чертёжных инструментов.

Графическая работа по индивидуальным карточкам – заданиям (выполнение чертежа плоской детали с изменением масштаба)

ІІ

                 Геометрические построения (4 ч)

7

Деление окружности на равные части.

 

Процесс выполнения чертежа посредством графических операций (деление окружности).).

Деление окружности на 3,5,6,7,9,12 частей..

8 -9

Сопряжения

 

Процесс выполнения чертежа посредством графических операций (сопряжения

Сопряжение прямого, тупого и острого углов, прямой окружности и дуги, сопряжение окружностей

10

Графическая работа № 3

«Чертёж детали с использованием геометрических построений»

 

Построение сопряжения в контуре детали.

Графическая работа по индивидуальным карточкам – заданиям (построение прокладки по одной  половине её изображения).

ІІІ

                       Способы проецирования (10 ч.)

11

Способы проецирования

 

Центральное, параллельное, ортогональное проецирование

Построение эпюра точки

 

12

Проецирование детали на три плоскости проекций

 

Проецирование предмета на одну, две и три плоскости проекций предмета. Обозначение и название плоскостей.

Построение предмета в трёх основных проекциях.

Рис. 45,46,47.

13

Расположение видов на чертеже. Местные виды

 

Название проекций, полученных при проецировании на три плоскости и их расположение. Определение местного вида и цель его использования.

Построение предмета в трёх основных проекциях  (фронтальное задание).

Рис. 55.

14

Графическая работа №4 «Построение трёх проекций предмета».

 

Повторение по теме: «Проецирование детали на три плоскости проекций».

Графическая работа по индивидуальным карточкам (построение по наглядному изображению трёх видов предмета).

15

Получение и построение аксонометрических проекций

 

Получение и построение фронтальной диметрической и изометрической проекций. Построение осей в аксонометрических проекциях.

Построение осей во фронтальной диметрической и изометрической проекций. Рис. 62

16

Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.

 

Построение геометрических фигур по осям в аксонометрических проекциях

Построение предмета во фронтально диметрической и изометрической проекций.

Рис. 62.

17

Аксонометрические проекции предметов имеющих круглые поверхности.

 

Способы построения предметов имеющих круглые поверхности в изометрической проекции.

Построение окружности в изометрической проекции (по вариантам).

Рис. 64, 65, 66, 68.

18

Технический рисунок

 

  Отличие технического рисунка от аксоном. проекций. Правила построения технич. рисунка

Построение технического рисунка предмета  (фронтально

19-20

Построение технического рисунка

 

Повторение темы

«Технический рисунок»

Графическая работа  № 5 «Технический рисунок».

Выполнение графической работы от руки

ІV

                      Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем (16 ч)

21-

23

Анализ геометрической формы предмета. Проекции геометрических тел.

 

Основные геометрические тела, составляющие формы деталей и предметов. Алгоритм анализа геометрической формы предметов.

Построение проекций геометрических тел

(фронтально).

24

Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.

 

Формулы для построения развёрток геометрических тел.

Построение развёрток плоскогранных тел и тел вращения (по вариантам).

25

Графическая работа №6 «Построение третьей проекции по двум данным»

 

Повторение темы

«Проецирование предмета на три плоскости проекций »

Графическая работа по индивидуальным карточкам (построение комплексного чертежа предмета по двум в данным видам)

26

Нанесение размеров с учётом формы предмета.

 

Рациональное нанесение размеров на чертежах.

Чертёж детали с нанесением размеров.

Рис. 119 б, 120 а.

27

Графическая работа №7 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».

 

Повторение темы

«Получение и построение аксонометрических проекций

 

Графическая работа по индивидуальным карточкам (построение комплексного чертежа) геометрического тела

28

Порядок чтения чертежей деталей, схем технологических карт

 

Алгоритм чтения чертежей. Выявление габаритных размеров детали и чтение её геометрической формы

Чтение чертежей предметов (фронтально).

Рис. 146, 147, 148

29

Практическая работа «Устное чтение чертежей»

 

Повторение по теме

«Порядок чтения чертежей деталей»

Практическая работа по индивидуальным карточкам – заданиям (чтение комплексного чертежа детали письменно).

30

Графическая работа №8 «Выполнение чертежа предмета в 3-х видах с преобразованием его формы».

 

Закрепление знаний теоретического материала.

Графическая работа.

Рис. 149, 150, 151.

31

Эскизы деталей

 

Правила и целесообразность выполнения эскизов.

Постр. эскизов по моделям деталей (фронтально)

32-33

Графическая работа №9 «Эскиз и технический рисунок предмета».

 

Повторение по темам «Технический рисунок» и «Эскизы».

Графическая работа (выполнение эскизов по моделям деталей, индивидуально).

34-35

Графическая работа №10 «Выполнение чертежа предмета»

 

Обобщение знаний, полученных в 8 классе по черчению.

Графическая работа

Рис. 160.

36

Обобщение сведений о способах проецирования.

 

Повторение материала по темам: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции»

Чтение чертежа и построение чертежа в трёх видах по двум заданным. Рис 161.

V

                        Сечения и разрезы (12 ч)

37

Понятие о сечении. Наложенные сечения.

 

Назначение сечений и правила их выполнения. Виды сечений.

Построение наложенного сечения (по индивидуальным карточкам)

38

Вынесенные сечения

 

Правила выполнения и обозначения вынесенных сечений

Построение вынесенного сечения (по индивидуальным карточкам

39

Графическая работа №11 «Сечения».

 

Повторение по теме «Сечения».

Графическая работа (построение сечений).Рис 177.

40

Разрезы.

 

Назначение разрезов. Отличие разрезов от сечений. Правила выполнения разрезов.

Решение заданий.

Рис. 180,183.

41

Простые разрезы. Фронтальный разрез

 

Классификация разрезов.

 Правила выполнения фронтального разреза.

Построение фронтального разреза (фронтальное задание).

Рис.  180, 183

42

Профильный разрез

 

Правила выполнения профильного разреза.

Построение профильного разреза.

Рис. 185.

43

Горизонтальный разрез.

 

Правила выполнения горизонтального разреза.

Построение  горизонтального разреза. Рис. 188.

44

Графическая работа №12 «Простые разрезы».

 

Повторение по теме «Простые разрезы».

Выполнение чертежа предмета с применением необходимых разрезов (индивидуально по карточкам-заданиям).

 

45

 

Соединение части вида и части разреза.

 

 

Правила соединения части вида и части разреза. Особые случаи разрезов.

 

Упражнения на соединение части вида и части разреза.

Рис. 194.

46

Разрезы в аксонометрических проекциях.

 

Правила выполнения разреза в аксонометрической проекции.

Построение аксонометрической проекции детали с вырезом ¼ её части (фронтально).

47

Графическая работа №13 «Чертёж детали с применением разреза»

 

Повторение материала по темам: «Простые разрезы» и «Разрезы в аксонометрических проекциях».

Построение чертежа предмета с применением целесообразных разрезов (индивидуально по карточкам-заданиям).

48

Графическая работа №14 «Чертёж детали с применением разреза»

 

Применение компьютерных технологий выполнения графических работ

Построение чертежа, изометрической проекции и развёртки детали (индивидуально по карточкам – заданиям).

              Пересечение поверхностей геометрических тел с плоскостью (5 ч.)

49

Пересечение плоскогранных тел с наклонной плоскостью.

 

Правила нахождения точек пересечения тела с плоскостью

Построение чертежа, изометрической проекции и развёртки четырёхугольной призмы пересечённой плоскостью (фронтально).

50

Пересечение плоскогранных тел с наклонной плоскостью.

 

Правила нахождения точек пересечения тела с плоскостью

Построение чертежа, изометрической проекции и развёртки пирамиды пересечённой плоскостью (индивидуально по карточкам – заданиям).

51

Пересечение плоскогранных тел с наклонной плоскостью.

 

Правила нахождения точек пересечения тела с плоскостью

Построение чертежа, изометрической проекции и развёртки пирамиды пересечённой плоскостью (индивидуально по карточкам – заданиям).

52

Пересечение тел с вращения наклонной плоскостью.

 

Правила нахождения точек пересечения тела с плоскостью

Построение чертежа, изометрической проекции  и развёртки конуса пересечённой плоскостью (фронтально).

53

Пересечение тел с вращения наклонной плоскостью.Практическая работа

 

Правила нахождения точек пересечения тела с плоскостью

Построение чертежа, изометрической проекции и развёртки цилиндра пересечённой плоскостью

VІІ

                   Сборочные чертежи (12 ч)

54

Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.

 

Положение детали должно давать полное представление о форме и размерах при рациональном использовании поля чертежа.

Определение рациональности выполнения чертежа. Условности и сокращения.

55

Графическая работа №15  «Устное чтение чертежа»

 

Использование стандартных графических объектов. Чтение чертежей, схем.

Чтение чертежа. Построение технического рисунка (в тетради)

56

Графическая работа №16 «Эскиз с натуры»

 

 

Выполнение графической работы с использованием чертёжных инструментов и приспособлений

Выполнить эскиз детали с натуры и построить целесообразный разрез.

57

Сборочные чертежи. Общие сведения о соединениях деталей

 

Общие сведения о соединениях деталей. Изображение и обозначение резьбы.

Виды соединений деталей. Стандарты. Изображение резьбы и обозначение различных видов резьб. Шпильки, болты.

58

Графическая работа №17  «Эскиз резьбового соединения»

 

Закрепление знаний по теме «Резьбовые соединения»

Выполнение графической работы с использованием средств компьютерной поддержки

Выполнение эскиза резьбового соединения.

Рис. 235 (по вариантам).

59

Общие сведения о штифтовых и шпоночных соединениях.

 

Правила выполнения чертежей штифтовых и шпоночных соединений.

Выполнение эскиза шпоночного соединения.

Рис. 225.

60

Графическая работа №18 «Эскиз шпоночного соединения».

 

Закрепление знаний по теме «Штифтовые и шпоночные соединения».

Выполнение эскиза шпоночного соединения (индивидуально по карточкам – заданиям).

61-62

Чтение сборочных чертежей.

 

Алгоритм чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.

1.Чтение сборочных чертежей на рис. 244 -248.

2. Чтение чертежей (индивидуально по карточкам – заданиям).

63

Понятие о деталировании.

 

Процесс создания эскизов деталей по сборочным чертежам.

Составление эскизов деталей посредством деталирования.

Рис. 240, 244.

64-65

Графическая работа №19 «Деталирование»

 

Повторение материала по теме: «Деталирование».

Составление эскизов деталей посредством деталирования (индивидуально по карточкам – заданиям).

VІІІ

                       Прикладная графика (5 ч)

66

Основные особенности строительных чертежей.

 

Основные правила изображений на строительных чертежах. Графические изображения элементов зданий и деталей внутреннего оборудования

Применение компьютерных технологий выполнения графических работ

67

Правила чтения строительных чертежей.

 

Алгоритм чтения чертежей.

Чтение чертежей по учебным таблицам (фронтально).

68

Практическая работа  «Чтение строительного чертежа»

 

Конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов

Чтение строительных чертежей (индивидуально по карточкам – заданиям).

69

Копирование и тиражирование графической документации

 

Закрепление ЗУНов, полученных при изучении курса черчения

Чертёж сборочной единицы

(индивидуально по карточкам – заданиям).

70

Контрольная

графическая работа № 20

 

Закрепление ЗУНов, полученных при изучении курса черчения

Чертёж сборочной единицы

(индивидуально по карточкам – заданиям).

 

Итого

Графические работы

70

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать: 

ü  приемы работы с чертежными инструментами;

ü  простейшие геометрические построения;

ü  приемы построения сопряжений;

ü  основные сведения о шрифте;

ü  правила выполнения чертежей;

ü  основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;

ü  принципы построения наглядных изображений.

ü  основные правила построения линий пересечения простейших геометрических образов;

ü  основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на комплексных чертежах;

ü  условные обозначения материалов на чертежах;

ü  основные типы разъемных и неразъемных соединений (на уровне знакомства);

ü  условные изображения и обозначения резьбы на чертежах;

ü  особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных; условности и способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных;

ü  особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;

ü  основные условные обозначения на кинематических и электрических схемах;

ü  место и роль графики в процессе проектирования и создания изделий (на пути «от идеи – до изделия»).

Учащиеся должны уметь:

ü  анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;

ü  осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

ü  читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;

ü  анализировать графический состав изображений;

ü  выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;

ü  читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;

ü  проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;

ü  приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.

ü  правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество изображений, типы изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели, детали, простейшей сборочной единицы;

ü  выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных моделей и деталей;

ü  выполнять чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их соединений;

ü  читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из трех – шести деталей;

ü  ориентироваться на схемах движения транспорта, планах населенных пунктов и других объектов;

ü  читать и выполнять простые кинематические и электрические схемы;

ü  читать несложные архитектурно-строительные чертежи;

ü  пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями, справочной литературой;

ü  выражать средствами графики идеи, намерения, проекты;