Рабочая программа по черчению 8 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по черчению для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов.- М.: Просвещение, 2004. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вышнепольского И.С.
Цели и задачи курса:
Программа ставит целью:
- научить учеников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
- сформировать у обучающихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
- формирование у обучающихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений;
- ознакомить обучающихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
- обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
- обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
- прививать культуру графического труда.
Программа рассчитана на 70 учебных часов, по два часа в неделю.
Основные положения
1. Преподавание черчения в школе направлено на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств личности через решение разнообразных графических задач, направленных на формирование технического, логического, абстрактного и образно-пространственного мышления.
2. В процессе обучения черчению должны быть соблюдены все этапы формирования, развития и применения полученных знаний на практике по правилам решения графических задач как репродуктивного, так и творческого характера. Работа по решению творческих задач (требующих применения знаний в нестандартных заданиях) должна быть во всех разделах курса.
3. Для реализации принципа связи с жизнью в преподавании черчения, во-первых, необходимо при подборе учебных заданий стремиться к тому, чтобы их содержание максимально соответствовало реальным деталям и элементам сборочных единиц, которые существуют в технике, во-вторых, осуществлять межпредметные связи с технологией, информатикой и другими учебными дисциплинами через интегрированные уроки.
4. Пространственное мышление у разных учащихся находится на разном уровне развития в силу индивидуальных психологических особенностей, поэтому необходимо учитывать эти особенности при обучении черчению.
5. Для преподавания данного предмета в современных общеобразовательных учреждений, учителю необходимо владеть ИКТ и использовать данные технологии на уроках.
6. Основная часть учебного времени отводится на освоение учащимися практического материала.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:
1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;
б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.
Календарно-тематическое планирование
№
|
Тема |
Дата |
Содержание теоретической части |
Практическая деятельность |
1 |
Введение. Учебный предмет черчение. Профессии, связанные с выполнением чертёжных работ |
|
История развития чертежа и его роль в жизни людей. Основной материал и инструменты. Приёмы работы чертёжными инструментами. |
Ознакомление с примерами изображений, чертёжными инструментами и принадлежностями |
І |
Техника выполнения чертежей и правила их оформления (5 ч) |
|||
2 |
Организация рабочего места. Правила оформления чертежей. |
|
Формат, линии, масштаб, основная надпись. ЕСКД. Понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации |
Оформление листа формата А4. Рис. № 19 |
3 |
Графическая работа №1 «Линии чертежа» |
|
Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры и процессов на рисунках, эскизах, чертежах |
Графическая работа. Рис. №24 |
4 |
Сведения о чертёжном шрифте и нанесении размеров |
|
Типы шрифта, размеры шрифта, буквы, цифры и знаки на чертежах. Основные особенности выполнения чертёжного шрифта |
Написание алфавита чертёжным шрифтом на миллиметровой бумаге. Упражнения в написании размерных линий и знаков. |
5 |
Сведения о нанесении размеров |
|
Основные сведения о нанесении размеров. Выносные и размерные линии, стрелки, знаки диаметра, радиуса. |
Упражнения в написании размерных линий и знаков |
6 |
Построение чертежа. Графическая работа №2 «Чертёж плоской детали» |
|
Повторение теоретических знаний по изученной теме. Выполнение чертёжных работ с использованием чертёжных инструментов. |
Графическая работа по индивидуальным карточкам – заданиям (выполнение чертежа плоской детали с изменением масштаба) |
ІІ |
Геометрические построения (4 ч) |
|||
7 |
Деление окружности на равные части. |
|
Процесс выполнения чертежа посредством графических операций (деление окружности).). |
Деление окружности на 3,5,6,7,9,12 частей.. |
8 -9 |
Сопряжения |
|
Процесс выполнения чертежа посредством графических операций (сопряжения |
Сопряжение прямого, тупого и острого углов, прямой окружности и дуги, сопряжение окружностей |
10 |
Графическая работа № 3 «Чертёж детали с использованием геометрических построений» |
|
Построение сопряжения в контуре детали. |
Графическая работа по индивидуальным карточкам – заданиям (построение прокладки по одной половине её изображения). |
ІІІ |
Способы проецирования (10 ч.) |
|||
11 |
Способы проецирования |
|
Центральное, параллельное, ортогональное проецирование |
Построение эпюра точки
|
12 |
Проецирование детали на три плоскости проекций |
|
Проецирование предмета на одну, две и три плоскости проекций предмета. Обозначение и название плоскостей. |
Построение предмета в трёх основных проекциях. Рис. 45,46,47. |
13 |
Расположение видов на чертеже. Местные виды |
|
Название проекций, полученных при проецировании на три плоскости и их расположение. Определение местного вида и цель его использования. |
Построение предмета в трёх основных проекциях (фронтальное задание). Рис. 55. |
14 |
Графическая работа №4 «Построение трёх проекций предмета». |
|
Повторение по теме: «Проецирование детали на три плоскости проекций». |
Графическая работа по индивидуальным карточкам (построение по наглядному изображению трёх видов предмета). |
15 |
Получение и построение аксонометрических проекций |
|
Получение и построение фронтальной диметрической и изометрической проекций. Построение осей в аксонометрических проекциях. |
Построение осей во фронтальной диметрической и изометрической проекций. Рис. 62 |
16 |
Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. |
|
Построение геометрических фигур по осям в аксонометрических проекциях |
Построение предмета во фронтально диметрической и изометрической проекций. Рис. 62. |
17 |
Аксонометрические проекции предметов имеющих круглые поверхности. |
|
Способы построения предметов имеющих круглые поверхности в изометрической проекции. |
Построение окружности в изометрической проекции (по вариантам). Рис. 64, 65, 66, 68. |
18 |
Технический рисунок |
|
Отличие технического рисунка от аксоном. проекций. Правила построения технич. рисунка |
Построение технического рисунка предмета (фронтально |
19-20 |
Построение технического рисунка |
|
Повторение темы «Технический рисунок» |
Графическая работа № 5 «Технический рисунок». Выполнение графической работы от руки |
ІV |
Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем (16 ч) |
|||
21- 23 |
Анализ геометрической формы предмета. Проекции геометрических тел. |
|
Основные геометрические тела, составляющие формы деталей и предметов. Алгоритм анализа геометрической формы предметов. |
Построение проекций геометрических тел (фронтально). |
24 |
Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. |
|
Формулы для построения развёрток геометрических тел. |
Построение развёрток плоскогранных тел и тел вращения (по вариантам). |
25 |
Графическая работа №6 «Построение третьей проекции по двум данным» |
|
Повторение темы «Проецирование предмета на три плоскости проекций » |
Графическая работа по индивидуальным карточкам (построение комплексного чертежа предмета по двум в данным видам) |
26 |
Нанесение размеров с учётом формы предмета. |
|
Рациональное нанесение размеров на чертежах. |
Чертёж детали с нанесением размеров. Рис. 119 б, 120 а. |
27 |
Графическая работа №7 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». |
|
Повторение темы «Получение и построение аксонометрических проекций
|
Графическая работа по индивидуальным карточкам (построение комплексного чертежа) геометрического тела |
28 |
Порядок чтения чертежей деталей, схем технологических карт |
|
Алгоритм чтения чертежей. Выявление габаритных размеров детали и чтение её геометрической формы |
Чтение чертежей предметов (фронтально). Рис. 146, 147, 148 |
29 |
Практическая работа «Устное чтение чертежей» |
|
Повторение по теме «Порядок чтения чертежей деталей» |
Практическая работа по индивидуальным карточкам – заданиям (чтение комплексного чертежа детали письменно). |
30 |
Графическая работа №8 «Выполнение чертежа предмета в 3-х видах с преобразованием его формы». |
|
Закрепление знаний теоретического материала. |
Графическая работа. Рис. 149, 150, 151. |
31 |
Эскизы деталей |
|
Правила и целесообразность выполнения эскизов. |
Постр. эскизов по моделям деталей (фронтально) |
32-33 |
Графическая работа №9 «Эскиз и технический рисунок предмета». |
|
Повторение по темам «Технический рисунок» и «Эскизы». |
Графическая работа (выполнение эскизов по моделям деталей, индивидуально). |
34-35 |
Графическая работа №10 «Выполнение чертежа предмета» |
|
Обобщение знаний, полученных в 8 классе по черчению. |
Графическая работа Рис. 160. |
36 |
Обобщение сведений о способах проецирования. |
|
Повторение материала по темам: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции» |
Чтение чертежа и построение чертежа в трёх видах по двум заданным. Рис 161. |
V |
Сечения и разрезы (12 ч) |
|||
37 |
Понятие о сечении. Наложенные сечения. |
|
Назначение сечений и правила их выполнения. Виды сечений. |
Построение наложенного сечения (по индивидуальным карточкам) |
38 |
Вынесенные сечения |
|
Правила выполнения и обозначения вынесенных сечений |
Построение вынесенного сечения (по индивидуальным карточкам |
39 |
Графическая работа №11 «Сечения». |
|
Повторение по теме «Сечения». |
Графическая работа (построение сечений).Рис 177. |
40 |
Разрезы. |
|
Назначение разрезов. Отличие разрезов от сечений. Правила выполнения разрезов. |
Решение заданий. Рис. 180,183. |
41 |
Простые разрезы. Фронтальный разрез |
|
Классификация разрезов. Правила выполнения фронтального разреза. |
Построение фронтального разреза (фронтальное задание). Рис. 180, 183 |
42 |
Профильный разрез |
|
Правила выполнения профильного разреза. |
Построение профильного разреза. Рис. 185. |
43 |
Горизонтальный разрез. |
|
Правила выполнения горизонтального разреза. |
Построение горизонтального разреза. Рис. 188. |
44 |
Графическая работа №12 «Простые разрезы». |
|
Повторение по теме «Простые разрезы». |
Выполнение чертежа предмета с применением необходимых разрезов (индивидуально по карточкам-заданиям). |
45 |
Соединение части вида и части разреза. |
|
Правила соединения части вида и части разреза. Особые случаи разрезов. |
Упражнения на соединение части вида и части разреза. Рис. 194. |
46 |
Разрезы в аксонометрических проекциях. |
|
Правила выполнения разреза в аксонометрической проекции. |
Построение аксонометрической проекции детали с вырезом ¼ её части (фронтально). |
47 |
Графическая работа №13 «Чертёж детали с применением разреза» |
|
Повторение материала по темам: «Простые разрезы» и «Разрезы в аксонометрических проекциях». |
Построение чертежа предмета с применением целесообразных разрезов (индивидуально по карточкам-заданиям). |
48 |
Графическая работа №14 «Чертёж детали с применением разреза» |
|
Применение компьютерных технологий выполнения графических работ |
Построение чертежа, изометрической проекции и развёртки детали (индивидуально по карточкам – заданиям). |
VІ |
Пересечение поверхностей геометрических тел с плоскостью (5 ч.) |
|||
49 |
Пересечение плоскогранных тел с наклонной плоскостью. |
|
Правила нахождения точек пересечения тела с плоскостью |
Построение чертежа, изометрической проекции и развёртки четырёхугольной призмы пересечённой плоскостью (фронтально). |
50 |
Пересечение плоскогранных тел с наклонной плоскостью. |
|
Правила нахождения точек пересечения тела с плоскостью |
Построение чертежа, изометрической проекции и развёртки пирамиды пересечённой плоскостью (индивидуально по карточкам – заданиям). |
51 |
Пересечение плоскогранных тел с наклонной плоскостью. |
|
Правила нахождения точек пересечения тела с плоскостью |
Построение чертежа, изометрической проекции и развёртки пирамиды пересечённой плоскостью (индивидуально по карточкам – заданиям). |
52 |
Пересечение тел с вращения наклонной плоскостью. |
|
Правила нахождения точек пересечения тела с плоскостью |
Построение чертежа, изометрической проекции и развёртки конуса пересечённой плоскостью (фронтально). |
53 |
Пересечение тел с вращения наклонной плоскостью.Практическая работа |
|
Правила нахождения точек пересечения тела с плоскостью |
Построение чертежа, изометрической проекции и развёртки цилиндра пересечённой плоскостью |
VІІ |
Сборочные чертежи (12 ч) |
|||
54 |
Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах. |
|
Положение детали должно давать полное представление о форме и размерах при рациональном использовании поля чертежа. |
Определение рациональности выполнения чертежа. Условности и сокращения. |
55 |
Графическая работа №15 «Устное чтение чертежа» |
|
Использование стандартных графических объектов. Чтение чертежей, схем. |
Чтение чертежа. Построение технического рисунка (в тетради) |
56 |
Графическая работа №16 «Эскиз с натуры»
|
|
Выполнение графической работы с использованием чертёжных инструментов и приспособлений |
Выполнить эскиз детали с натуры и построить целесообразный разрез. |
57 |
Сборочные чертежи. Общие сведения о соединениях деталей |
|
Общие сведения о соединениях деталей. Изображение и обозначение резьбы. |
Виды соединений деталей. Стандарты. Изображение резьбы и обозначение различных видов резьб. Шпильки, болты. |
58 |
Графическая работа №17 «Эскиз резьбового соединения» |
|
Закрепление знаний по теме «Резьбовые соединения» Выполнение графической работы с использованием средств компьютерной поддержки |
Выполнение эскиза резьбового соединения. Рис. 235 (по вариантам). |
59 |
Общие сведения о штифтовых и шпоночных соединениях. |
|
Правила выполнения чертежей штифтовых и шпоночных соединений. |
Выполнение эскиза шпоночного соединения. Рис. 225. |
60 |
Графическая работа №18 «Эскиз шпоночного соединения». |
|
Закрепление знаний по теме «Штифтовые и шпоночные соединения». |
Выполнение эскиза шпоночного соединения (индивидуально по карточкам – заданиям). |
61-62 |
Чтение сборочных чертежей. |
|
Алгоритм чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах. |
1.Чтение сборочных чертежей на рис. 244 -248. 2. Чтение чертежей (индивидуально по карточкам – заданиям). |
63 |
Понятие о деталировании. |
|
Процесс создания эскизов деталей по сборочным чертежам. |
Составление эскизов деталей посредством деталирования. Рис. 240, 244. |
64-65 |
Графическая работа №19 «Деталирование» |
|
Повторение материала по теме: «Деталирование». |
Составление эскизов деталей посредством деталирования (индивидуально по карточкам – заданиям). |
VІІІ |
Прикладная графика (5 ч) |
|||
66 |
Основные особенности строительных чертежей. |
|
Основные правила изображений на строительных чертежах. Графические изображения элементов зданий и деталей внутреннего оборудования |
Применение компьютерных технологий выполнения графических работ |
67 |
Правила чтения строительных чертежей. |
|
Алгоритм чтения чертежей. |
Чтение чертежей по учебным таблицам (фронтально). |
68 |
Практическая работа «Чтение строительного чертежа» |
|
Конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов |
Чтение строительных чертежей (индивидуально по карточкам – заданиям). |
69 |
Копирование и тиражирование графической документации |
|
Закрепление ЗУНов, полученных при изучении курса черчения |
Чертёж сборочной единицы (индивидуально по карточкам – заданиям). |
70 |
Контрольная графическая работа № 20 |
|
Закрепление ЗУНов, полученных при изучении курса черчения |
Чертёж сборочной единицы (индивидуально по карточкам – заданиям). |
|
Итого Графические работы |
70 20 |
|
|
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
ü приемы работы с чертежными инструментами;
ü простейшие геометрические построения;
ü приемы построения сопряжений;
ü основные сведения о шрифте;
ü правила выполнения чертежей;
ü основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;
ü принципы построения наглядных изображений.
ü основные правила построения линий пересечения простейших геометрических образов;
ü основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на комплексных чертежах;
ü условные обозначения материалов на чертежах;
ü основные типы разъемных и неразъемных соединений (на уровне знакомства);
ü условные изображения и обозначения резьбы на чертежах;
ü особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных; условности и способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных;
ü особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;
ü основные условные обозначения на кинематических и электрических схемах;
ü место и роль графики в процессе проектирования и создания изделий (на пути «от идеи – до изделия»).
Учащиеся должны уметь:
ü анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;
ü осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
ü читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;
ü анализировать графический состав изображений;
ü выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;
ü читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;
ü проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
ü приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.
ü правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество изображений, типы изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели, детали, простейшей сборочной единицы;
ü выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных моделей и деталей;
ü выполнять чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их соединений;
ü читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из трех – шести деталей;
ü ориентироваться на схемах движения транспорта, планах населенных пунктов и других объектов;
ü читать и выполнять простые кинематические и электрические схемы;
ü читать несложные архитектурно-строительные чертежи;
ü пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями, справочной литературой;
ü выражать средствами графики идеи, намерения, проекты;