Страница обновлена 31.07.2017

Муниципальное общеобразовательное учреждение Благовещенская средняя общеобразовательная школа

Страница обновлена 31.07.2017
Муниципальное общеобразовательное учреждение Благовещенская средняя общеобразовательная школа

Элективные предметы (рабочие программы) 10 класс

1.      Основы русской словесности (русский язык)

Программа факультативного курса «Основы русской словесности» составлена на основе авторской программы А.И. Горшкова.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

 

№ урока

Тема

Дата проведения

1.

Введение. Слово и словесность.

 

2.

Строй и употребление языка. Стиль как категория словесности.

 

3.

Разговорный язык и литературный язык и их разновидности.

 

4.

Лексика.

 

5.

Фразеология. Крылатые слова, их источники

 

6.

Стилистическое использование морфологических форм частей речи.

 

7.

Синтаксис. Типы предложений и их соотнесенность.

 

8.

Выражение устное и письменное.

 

9.

Повествование, описание и рассуждение как типичные виды словесного выражения.

 

10-12.

Средства художественной изобразительности.

 

13-14.

Начальные сведения о стихосложении.

 

15.

Качества словесного выражения.

 

16.

Роды и виды художественной словесности.

 

17.

Эпос и его жанры.

 

18.

Лирика и ее жанры.

 

19.

Драма и ее жанры.

 

20-21.

Понятие о тексте и его строении.

 

22.

Типы текстов.

 

23-24.

Анализ текстов.

 

25.

Классицизм и теория трех стилей. Сентиментализм.

 

26.

Романтизм и его языковые черты.

 

27.

Реализм и народность литературы и ее языка.

 

28.

Композиция словесного произведения.

 

29.

Сюжет и фабула.

 

30.

Образ автора и образ рассказчика в произведении.

 

31.

Формы субъективации авторского повествования.

 

32.

Эстетическая функция языка в произведениях.

 

33.

Некоторые особенности словесной организации драматических и стихотворных произведений.

 

34.

Подведение итогов.

 

 

2.      Познавательные и логические задания по обществознанию

Пояснительная записка

 

Настоящая программа включает в себя пояснительную записку, календарно – тематический план, список, используемый при изучении курса обществознания.

       Элективный курс по обществознанию предназначен для изучения в 10    классе.  Курс рассчитан на 68 часов. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию.

Задачи  курса:

·         Создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию;

·         Ознакомление старшеклассников с основными законами логики, ключевыми правилами логического мышления;

·         Формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.

Содержание курса включает:

·         Информацию о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ЕГЭ по обществознанию;

·         Теоретические блоки, посвящённые логическим приёмам и процедурам мышления;

·         Практические блоки, представленные контрольно-тренировочными заданиями ЕГЭ.

В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Формой итогового контроля является тренировочный экзамен и самоанализ.

Рабочая программа

 

Содержание занятия

Дата

часы

1

 Вводное занятие: цели, задачи, содержание, структура курса. Структура КИМов ЕГЭ по обществознанию

 

1

2

 Основные типы заданий. Особенности  заданий с выбором одного варианта ответа

 

1

3

 Решение контрольно-тренировочных заданий с выбором одного варианта ответа.

 

1

4

 Решение контрольно-тренировочных заданий с выбором одного варианта ответа по теме «Человек»

 

1

5

 Самоанализ работы

 

1

6

 Решение контрольно-тренировочных заданий с выбором одного варианта ответа по теме  «Общество»

 

1

7

 Самоанализ работы

 

1

8

 Решение контрольно-тренировочных заданий с выбором одного варианта ответа по теме  «Познание»

 

1

9

 Самоанализ работы

 

1

10

 Решение контрольно-тренировочных заданий с выбором одного варианта ответа по теме  «Социальная сфера»

 

1

11

 Самоанализ работы

 

1

12

 Решение контрольно-тренировочных заданий с выбором одного варианта ответа по теме  «Социальная сфера»

 

1

13

 Самоанализ работы

 

1

14

 Решение контрольно-тренировочных заданий с выбором одного варианта ответа по теме  «Политика»

 

1

15

 Самоанализ работы

 

1

16

 Решение контрольно-тренировочных заданий с выбором одного варианта ответа по теме  «Политика»

 

1

17

 Самоанализ работы

 

1

18

 Решение контрольно-тренировочных заданий с выбором одного варианта ответа по теме  «Духовная сфера»

 

1

19

 Самоанализ работы

 

1

20

 Особенности заданий на выбор из двух суждений

 

1

21-

 

 

22

 Решение контрольно-тренировочных заданий на выбор из двух суждений (содержательные линии «Человек», «Общество», «Познание»).

 Самоанализ работы

 

2

23-

 

 

24

 Решение контрольно-тренировочных заданий на выбор из двух суждений (содержательные линии «Социальные отношения», «Политика», «Духовная сфера»)

 Самоанализ работы

 

2

 25

 Задания на сравнение близких понятий и на различение смыслов одного понятия

 

1

26-

27

 Задания на завершение схем. Решение контрольно-тренировочных заданий на завершение схем.

 

2

28

 Специфика заданий на классификацию

 

1

29

 Задания на распределение позиций по группам и установление соответствия

 

1

30

 Решение контрольно-тренировочных заданий на установление соответствия

 

1

31

 Модели заданий на перечисление признаков и на применение основных понятий

 

1

34

 Примеры и критерии оценивания заданий на перечисление признаков и на применение понятий

 

1

35-36

 Задания на составление сложного плана развёрнутого ответа

 

2

37

 Эссе как тип экзаменационного задания на ЕГЭ по обществознанию.

 

1

38

 Структура эссе. Как писать эссе

 

1

39

 Требования к качеству выполнения эссе

 

1

40

 Уровни раскрытия проблемы в эссе. Система оценивания

 

1

41

 Типичные оценки при написании эссе

 

1

42

 Практикум. Написание плана эссе.

 

1

43

 Практикум. Написание эссе.

 

1

44

 Практикум. Написание эссе.

 

1

45

 Презентация и самоанализ эссе.

 

1

46

 Специфика заданий на конкретизацию

 

1

47

 Задания на подтверждение (опровержение) с помощью примеров

 

1

48

 Решение заданий на конкретизацию и подтверждение

 

1

49

 Задания на иллюстрирование примерами

 

1

50

 Разновидности заданий-задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом.

 

1

51

 Задача с открытым ответом: как выбрать нужные аргументы?

 

1

52

 Памятка для решения познавательных задач

 

1

53

 Типичные трудности учащихся при решении задач

 

1

54

 Практикум. Решение заданий-задач

 

    1

55

 Структура и специфика заданий на анализ и интерпретацию источника

 

    1

56

 В чем заключается интерпретация и анализ текста?

 

    1

57

 Многообразие текстов, входящих в составные задания

 

1

58

 Многообразие заданий к тексту и условия их выполнения

 

    1

59

 Примеры и комментарии составного задания

 

    1

60

 Можно ли выражать несогласие с точкой зрения автора текста?

 

1

61

 Практикум. Анализ документов по темам «Человек», «Общество», «Познание»

 

1

61

 Практикум. Анализ документов по темам «Социальные   отношения»

 

1

62

 Практикум. Анализ документов по темам «Духовная сфера»,  «Политика»

 

1

63-64

 Практикум. Самоанализ выполнения заданий на интерпретацию и анализ текста

 

1

65-

66

 Тренировочный экзамен

 

2

67 -68

 Самоанализ работы

 

1

69-70

 Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по  обществознанию

 

2

 

Итого

 

70

 

 

Литература:

 

1.      Аверьянова Г.И. ЕГЭ-2008. обществознание. Тематические тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2008.

2.      Брандт М.Ю. Эссе на экзамене по обществознанию// Преподавание истории и обществознания в школе, № 1, 2004.

3.      Бойко А.П.  Логика. Экспериментальное учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. – М., 1993.

4.      ЕГЭ. Обществознание. Федеральный банк экзаменационных материалов/ Сост. Е.Л.Рутковская, О.В. Кишенкова и др. – М.: Эксмо, 2008.

5.      Единый государственный экзамен 2010. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся   / ФИПИ. – М.: Интеллект – Центр, 2010.

6.      Клименко А.В., Румынина В.В.Обществознание: учеб. Пособие для школьников ст. классов и поступающих в вузы. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

7.      Котова О.А., Лискова Т.И. Рутковская Е.Л. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий / ФИПИ. – М.: Интеллект – Центр, 2010.

8.      Лазебникова А.Ю. ЕГЭ-2007: Обществознание: Репетитор. – М.: Просвещение, Эксмо, 2007.

9.      Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Задания на выбор из двух суждений на экзамене по обществознанию//Преподавание истории и обществознания в школе, №5, 2005.

10.  Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Обществознание. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

 

3.Клетки и ткани (биология)

Пояснительная  записка

       Рабочая программа элективного курса по биологии в 10 классе разработана на основе авторской программы «Клетки и ткани». Д. К. Обухова, др. биологических наук, профессора кафедры цитологии и гистологии Санкт- Петербургского государственного университета. Внесены изменения – общее количество часов не 65, а 34 часа.

       Часть 1.  Общая цитология (биология клетки 17 часов) вместо 38 часов.       Часть 2.  Сравнительная  (эволюционная) гистология – Учение о тканях многоклеточных организмов – 15 часов вместо 26.

        В состав УМК «Клетки и ткани» входит: Учебное пособие « Клетки и ткани »;  методическое пособие для учителя, практикум « Клетки и ткани» . Биология 10 класс – поурочные планы. Автор составитель А.Ю. Гаврилова. Волгоград. Издательство « Учитель» – 2005 г.

         Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) , предусматривает теоретический материал , а также лабораторные и практические  работы.

         Цель курса:  создать условия для развития творческого мышления, умение самостоятельно применять и пополнять свои знания и через содержание курса.

         Задача: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь учащимся в подготовке к поступлению в ВУЗЫ.   

 

 

 

Основные требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать:

1.      Принципиальное устройство светлого микроскопа.

·         Положение клеточной теории;

·         Особенности  прокариотической  и  эукариатической клеток;

·         Сходство и различие животной и растительной клеток ;

·         Основные компоненты и органоиды клеток: мембрану и надмембранный  комплекс, цитоплазму и органоиды, митохондрии, хлоропласты, рибосомы;

·         Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке; 

·         Особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;

·         Строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов, современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями;

·         Определение и классификация тканей;

Уметь:

·         Работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами;

·         Изготовлять простейшие микропрепараты;

·         Определять тип тканей по микропрепарату и фотографии;

·         Выявлять причинно – следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов;

·         Работать с современной биологической и медицинской литературой и интернетом;

·         Составлять доклады и проекты по темам;

·         Использовать знания о клетках и тканях для ведения здорового образа жизни.

 

Поурочное планирование.

 п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Лабораторные, практические, диагностические и контрольные работы

I

Общая цитология (Биология клетки)

17ч.

 

1.

Введение в биологию клетки

1ч.

 

1.1

Задачи современной цитологии. Клеточная теория – основной закон строения живых организмов. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории.

1ч.

Лабораторная работа №1 «Устройство микроскопа, методика приготовления препарата»

2.

Общий план строения живых организмов

2ч.

Практическая работа №2 Изучение молочно – кислых бактерий и уксуснокислых.

2.1

Прокариоты и эукариоты. Сходства и различия.

1ч.

 

2.2

Животная и растительная клетка. Теории происхождения эукариотической клетки.

1ч.

 

3.

Основные компоненты и органоиды клетки.

2ч.

 

3.1

Мембрана и надмембранный комплекс. Современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения всех мембран клеток.

1ч.

Лабораторная работа №3 изучение клеток водных простейших

3.2

Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет – его компоненты и функции в разных типах клеток.

1ч.

 

4

Метаболизм – преобразование веществ и энергии.

4ч.

 

4.1

Митохондрии и хлоропласты. Типы обмена веществ в клетке. Гетеротрофы и автотрофы. Фотосинтез.

1ч.

Практическая работа №4 изучение хлоропластов растений клетки.

4.2

Рибосомы. Синтез белка. Основные этапы.

1ч.

 

4.3

Основные законы биоэнергетики клетках. Современная система синтеза АТФ. Митохондрия – энергетическая станция.

1ч.

 

4.4

Проверочная работа

1ч.

Итоговая тестовая работа по теме

5

Ядерный аппарат и репродукция клеток.

4ч.

 

5.1

Ядро эукариотической клетки и нуклеотид прокариот. Строение и значение ядра.

1ч.

 

5.2

Понятие о хроматине (эу- и гетерохроматин). Структура хромосом. Ядрышко – его строение и функции.

1ч.

 

5.3

Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток. Понятие о жизненном цикле и его периоды. Репликация ДНК – важнейший этап жизни клеток.

1ч.

Практическая работа №5 почкование дрожжевых грибов

5.4

Митоз- его биологическое значение. Разновидности митоза. Понятие о «стволовых клетках». Мейоз- основа генетической и индивидуальной, комбинативной изменчивости. Рак- самое опасное заболевание человека.

1ч.

 

6

Вирусы как клеточная форма жизни.

3 ч.

 

6.1

Строение вирусов и их типы. Жизненный цикл вирусов (на примере СПИДА)

1ч.

 

6.2

Клетка- хозяин и вирус- паразит: стратегии взаимодействия.

1ч.

 

6.3

Современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями. Вакцинации- достижения и проблемы.

1ч.

Выступления с докладами на данную тему.

7

Эволюция клетки

2ч.

 

7.1

Первичные этапы биохимической эволюции на Земле.

1ч.

 

7.2

Теории эволюции про и эукариотической клеток. Происхождение многоклеточных

 организмов.

1ч.

Итоговая тестовая работа.

II

Сравнительная (эволюционная) гистология- учение о тканях многоклеточных организмов.

15ч.

 

8

Понятие о тканях многоклеточных организмов.

1ч.

 

8.1

Определение ткани. Теория «Эволюционной динамики тканевых систем» академ. А.А.Заварзина «Классификация тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе (онтогенеза)»

1ч.

 

9

Эпителиальные ткани

2ч.

 

9.1

Покровные эпителии позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функции – разные решения.

1ч.

 

9.2

Кишечные эпителии. Типы пищеварения в животном мире – внутриклеточное и полосное.

1ч.

№6 Изучение эпителиальных тканей. Под микроскопом.

10

Мышечные ткани

2ч.

 

10.1

Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных. (соматическое поперечнополосатые и косые; сердечные поперечнополосатые, глазки) 

1ч.

 

10.2

Изучение строения мышечных тканей под микроскопом (сходства и различия)

1ч.

Лабораторная работа.

11

Ткани внутренней среды (соединительные)

5ч.

 

11.1

Опорно-механические ткани (хрящевая и костная). Схемы их строения и элементы эволюции опорных тканей у животных.

1ч.

№7 Изучение костной хрящевой тканей под микроскопом.

11.2

Трофическо – защитные ткани (кровь, лимфоидные ткань, соединительная ткань), воспаление.

1ч.

№8 «Особенности строения клеток человека»

11.3

Иммунитет, понятие об основных типах иммунитета. Протекание иммунной реакции при попадании антигена.

1ч.

 

11.4

Факторы, влияющие на функционирование иммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания, аутоиммунные заболевания.

1ч.

 

11.5

СПИД – чума XX и XXI в.в. смертельная опасность этой болезни м пути борьбы с её распространением.

1ч.

Выступления с докладами.

12

Ткани нервной системы.

4ч.

 

12.1

Значение нервной системы, как главной интегрирующей системы нашего организма.

1ч.

 

12.2

Элементы нервной ткани – нейроны и глиальные клетки.

1ч.

№9 Изучение строения н.к. под микроскопом.

12.3

Работа над проектом: «Экстероцепторы и поступление информации из внешней среды».

2ч.

Защита проекта

13

Заключение. Значение эволюционного подхода при изучении клеток и тканей животного и человека.

1ч.

 

13.1

Общебиологические закономерности, открытые при изучении основных структур и процессов в живой природе – основа современной молекулярной биологии и медицины.

1ч.