Страница обновлена 28.04.2018

Муниципальное общеобразовательное учреждение Благовещенская средняя общеобразовательная школа

Страница обновлена 28.04.2018
Муниципальное общеобразовательное учреждение Благовещенская средняя общеобразовательная школа

Изменения в основной образовательной программе

 основного общего образования МОУ Благовещенской СОШ

 

На основании Приказа министерства образования № 1897 от 17.12.2010 г. с изменениями  и дополнениями от 29.12.2014 г. и от 31.12.2015 г. в основную образовательную программу основного общего образования внесены следующие изменения:

- вместо термина «образовательный процесс» использовать термин «образовательная деятельность», вместо термина «ступень» используется термин «уровень», вместо термина «программы» используется термин «рабочие программы»;

 

 -   в Целевой раздел в пояснительную записку –

 «Основное общее образование может быть получено:

 в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме); вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Срок получения основного общего образования составляет пять лет, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год»;

 

- в Целевой раздел в планируемые метапредметные результаты  добавляется  «развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами»;

        

 - в Целевом разделе в планируемых предметных результатах  из предметной области «Филология» выделяются три обязательные предметные области «Русский язык и литература», «Родной язык и родная литература», «Иностранные языки»;

 

  - в Целевой раздел в планируемые предметные результаты  добавляется: «Изучение предметной области "Русский язык и литература" должно обеспечить:

  включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;

  осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;

  приобщение к российскому литературному наследию и через него – к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;

  обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;

  получение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные результаты изучения предметной области "Русский язык и литература" должны отражать:

Русский язык:

  1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

  создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;

  развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;

  овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;

  умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;

  умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);

  2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:

  осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

  соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

  стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

  3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:

распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;

  уместное использование фразеологических оборотов в речи;

  корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;

  использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;

  4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:

  идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам;

  распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;

  распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков;

распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;

  распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;

  5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:

проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;

  проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;

  анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;

  определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;

  определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;

  деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

  умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;

  проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи;

  характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;

  опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;

  определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

  определение грамматической основы предложения;

  распознавание распространённых и нераспространённых предложений, предложений осложнённой и неосложнённой структуры, полных и неполных;

  распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;

  познавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения;

   определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;

  определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;

  6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:

  умение использовать словари (в том числе – мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их            строения и способах конструирования информационных запросов;

  пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего – для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;

  пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;

  использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;

  использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;

  использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;

  7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

  поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;

  освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять на письме;

  применение правильного переноса слов;

  применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;

  соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;

  выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски;

  нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;

  соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесённости глаголов-сказуемых в связном тексте;

Литература:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Родной язык и родная литература

Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно обеспечить:

  воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

  приобщение к литературному наследию своего народа;

  формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

  получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Иностранный язык. Второй иностранный язык

Изучение предметной области "Иностранные языки" должно обеспечить:

  приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами;

  осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом;

  формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;

  обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Предметные результаты изучения предметной области "Математика и информатика" должны отражать:

Математика. Алгебра. Геометрия. Информатика:

  осознание роли математики в развитии России и мира;

  возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов;

  оперирование понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность, нахождение пересечения, объединения подмножества в простейших ситуациях;

   решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия;

   применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;

   составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи;

   нахождение процента от числа, числа по проценту от него, нахождения процентного отношение двух чисел, нахождения процентного снижения или процентного повышения величины;

  решение логических задач;

  оперирование понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число, иррациональное число;

  использование свойства чисел и законов арифметических операций с числами при выполнении вычислений;

  использование признаков делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении задач;

  выполнение округления чисел в соответствии с правилами;

  сравнение чисел;

  оценивание значения квадратного корня из положительного целого числа;

  выполнение несложных преобразований для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;

  выполнение несложных преобразований целых, дробно рациональных выражений и выражений с квадратными корнями; раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые, использовать формулы сокращенного умножения;

  решение линейных и квадратных уравнений и неравенств, уравнений и неравенств сводящихся к линейным или квадратным, систем уравнений и неравенств, изображение решений неравенств и их систем на числовой прямой;

  определение положения точки по ее координатам, координаты точки по ее положению на плоскости;

  нахождение по графику значений функции, области определения, множества значений, нулей функции, промежутков знакопостоянства, промежутков возрастания и убывания, наибольшего и наименьшего значения функции;

  построение графика линейной и квадратичной функций;

  оперирование на базовом уровне понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;

  использование свойств линейной и квадратичной функций и их графиков при решении задач из других учебных предметов;

  оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар; изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки и циркуля;

  выполнение измерения длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов;

  оперирование на базовом уровне понятиями: равенство фигур, параллельность и перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция;

проведение доказательств в геометрии;

  оперирование на базовом уровне понятиями: вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости;

  решение задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние, величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам;

  формирование представления о статистических характеристиках, вероятности случайного события;

   решение простейших комбинаторных задач;

   определение основных статистических характеристик числовых наборов;

   оценивание и вычисление вероятности события в простейших случаях;

   наличие представления о роли практически достоверных и маловероятных событий, о роли закона больших чисел в массовых явлениях;

   умение сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;

 9) распознавание верных и неверных высказываний;

 оценивание результатов вычислений при решении практических задач;

 выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях;

 использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других учебных предметов;

 решение практических задач с применением простейших свойств фигур;

 выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни;

Физическая культура

5) повышение функциональных возможностей основных систем организма, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)»;

 

 -   В Содержательном разделе меняется структура рабочих программ. Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

1)   результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

3)   тематическое планирование;

 

- В Организационный раздел вносится изменение «Учебный план обеспечивает возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения»;

 

-  Организационный раздел включает:

кроме учебного плана основного общего образования, календарный учебный график и план внеурочной деятельности. Календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года:

даты начала и окончания учебного года;

продолжительность учебного года, четвертей (триместров);

сроки и продолжительность каникул;

сроки проведения промежуточных аттестаций;

 

 

- В Организационном разделе  «План внеурочной деятельности должен обеспечивать учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность»;

 

- В Организационный раздел в систему условий реализации ООП ООО добавляется «Основные образовательные программы основного общего образования реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации»;

- В Организационный раздел в систему условий реализации ООП ООО добавляется «Организация образовательной деятельности по основной образовательной программе основного общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы основного общего образования»;

- В Организационный раздел в систему условий реализации ООП ООО «Непрерывность профессионального развития работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу основного общего образования, должна обеспечиваться освоением работниками организации, осуществляющей образовательную деятельность, дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года».