Страница обновлена 31.07.2017

Муниципальное общеобразовательное учреждение Благовещенская средняя общеобразовательная школа

Страница обновлена 31.07.2017
Муниципальное общеобразовательное учреждение Благовещенская средняя общеобразовательная школа

Элективные курсы 9 класс

 

Абсолютная грамотность

 

Программа рассчитана на 17 часов для учащихся 9-х классов общеобразова­тельных школ.

Пояснительная записка

Цель курса:

•     обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,

•     закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание уча­щихся к собственной письменной речи,

•     преодолеть психологические трудности по отношению к языку.

Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов по­священ одной из важных задач филологического образования в школе – фор­мированию навыков грамотного письма.

В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл).

Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, свя­занные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экза­менам недостаточно подготовленными в области орфографии. К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 клас­сов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подго­товке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государ­ственно му •) кзамену.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овла­дения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высо­ком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориен­тированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, гесно примыкают к обязатель­ному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный электив­ный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных зна­ний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

         Требования к уровню освоения содержания курса.

 На занятиях элективного курса "Абсолютная грамотность" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семи­нары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.

В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы: 1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памя­ток, работа с литературой) 2 тренировочный (тестовые задания)

3.  игровой (шарады, кроссворды)

4.  контролирующий (диктанты, тесты)

Содержание обучения

1.   Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.

2.   Орфограммы в корнях:

-  гласные, проверяемые ударением;

-  гласные, непроверяемые ударением;

-  чередующиеся гласные;

-  правописание согласных в корне;

-  О, Ё после шипящих в корне.

Цель: отработать умения "видеть" орфограммы в корне и объяснять её напи­сание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обога­щать словарный запас слов.

3.   Правописание приставок:

-   не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфо­графии)

-  изменяющиеся на письме приставки:

а) фонетический принцип орфографии

б) написание приставок, зависящее от значения.

Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объ­яснять правильность выбора.

4. Орфограммы в суффиксах:

-  С), Ё после шипящих в суффиксах

-   правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, при­частий.

-  правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), суще­ствительных (-ек, – и к)

-  правописание суффиксов действительных и страдательных причастий -буквы ч, щ в суффиксах существительных

-  различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.

5. Орфограммы в окончаниях.

-  О, Ё после шипящих в окончаниях слов

-  падежные и родовые окончания

-  правописание личных окончаний глаголов

Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окон­чании и объяснять её написание

6. Правописание сложных слов

-  сложные слова с соединительной гласной

-  сложные слова без соединительной гласной

-  сложные существительные. Слитное написание.

-  сложные существительные. Дефисное написание

-  сложные прилагательные. Слитное написание.

-  сложные прилагательные. Дефисное написание

Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов

  7.Правописание предлогов.

-  правописание непроизводных предлогов

-  правописание производных предлогов

-  раздельное написание предлогов

-  слитное написание предлогов

Цель: отработать правильность написания предлогов

8.   Правописание союзов.

-  слитное написание союзов

-  раздельное написание союзов

Цель: отработать навыки правильности написания союзов

9.   Правописание частиц.

-  слитное и дефисное написание частиц

-  разграничение не и ни

-  правописание не и ни с разными частями речи

Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграни­чивать не и ни

10.  Правописание числительных.

-  мягкий знак на конце и в середине числительных Цель: отработать правильность написания числительных

11.  Принципы и правила переносов.

Цель: повторить принципы и правила переносов

12.  Итоговая работа

-  тест.

             

                                                 Тематическое планирование

 

 

Номер урока

Тема урока

Дата

1.

Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные  признаки.

 

2-3

Орфограммы в корнях.

 

4.

Правописание приставок.

 

5-7

Орфограммы в суффиксах.

 

8-9

Орфограммы в окончаниях.

 

10-11

Правописание сложных слов.

 

12

Правописание предлогов.

 

13

Правописание союзов.

 

14

Правописание частиц.

 

15

Правописание числительных.

 

16

Принципы и правила переносов.

 

17

Итоговая работа.