10 – 11 Класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Технологии» для учеников 10-11 класса (базовый уровень) составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263), в соответствии со следующими нормативными документами: базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004); Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089); Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования (Приказ Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.12.2005г. №302).
Программа включает в себя следующие разделы: «Производство, труд и технологии», «Технология проектирования и создания материальных объектов», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Творческая проектная деятельность». Обучение старшеклассников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.
В программе нашли отражение современные требования к уровню подготовки учащихся в технологическом образовании, которые предполагают переход от простой суммы знаний к интегративным результатам, включающим межпредметные связи. Обучение ставит своей целью не просто передачу учащимся некоего запаса знаний, но формирование мотивированной к самообразованию личности, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Настоящая программа и поурочно-тематический план отражают актуальные подходы к образовательному процессу — компетентностный, личностно ориентированный и деятельностный. В процессе обучения у старшеклассников должно быть сформировано умение осознавать и формулировать свои взгляды и мнения. Особое место отводится решению проблемы подготовки учащихся к профессиональному самоопределению, трудовой деятельности в условиях рыночной экономики,
Обучение направлено на формирование умения самостоятельно действовать и принимать решения, защищать свою позицию, планировать и осуществлять личные планы, находить нужную информацию, используя различные источники (справочную литературу, интернет-ресурсы, СМИ, научные тексты, таблицы, графики, диаграммы, символы), осмысливать полученные сведения и использовать их на практике.
Метод творческого проекта, принятый авторами за основу обучения, предусматривает получение важнейшего результата учебной деятельности в виде самостоятельно спроектированного продукта труда — изделия или услуги. Этот метод способствует развитию инициативы, физических и умственных способностей учащихся, выработке у них творческого подхода к решению задач.
В целом программа направлена на освоение учащимися социально-трудовой, ценностно-смысловой, личностно-развивающей, коммуникативной и культурно-эстетической компетенций. Система учебных занятий планируется с учётом возрастной специфики старших классов. В развёрнутом поурочно-тематическом плане отражены цели, задачи и планируемые результаты обучения.
Содержание программы сохраняет преемственность по отношению к основным программам образовательной области «Технология» для основной школы. Программа предполагает двухлетнее обучение (в 10-11 классах) в объёме 68 часов, из расчёта 34 часа в год, 1 час в неделю.
Представленный ниже тематический план предлагает распределение равной учебной нагрузки (по 34 часов) как для 10 класса, так и для выпускного 11 класса.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
Программа включают в себя также разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Проектная деятельность».
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- культура и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование информации;
- основы черчения, графики, дизайна;
- творческая, проектная деятельность;
- знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно связать эту деятельность с их познавательными потребностями.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.
При изучении раздела «Производство, труд и технологии» целесообразно организовать экскурсии школьников на производство с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда, а при изучении раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» – в Центры трудоустройства и профконсультационной помощи. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий необходимо активно использовать технические средства обучения для показа современных достижений техники и технологий: видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы Интернет.
Основными результатами освоения учащимися образовательной области “Технология” являются:
- овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.
- овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
- умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
- развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Цели
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
- овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
- воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
- формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Место предмета в базисном учебном плане
В базисном учебном плане образовательная область «Технология» не входит в число обязательных учебных предметов на базовом уровне федерального компонента. Она входит в учебные предметы по выбору на базовом и профильном уровне, где на ее изучение в X и XI классах отводится 69 часов. Учитывая значение технологического образования для профессиональной ориентации учащихся, успешной социализации в обществе, для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования рекомендовано дополнительно выделить из регионального компонента и компонента образовательного учреждения дополнительно 1 час в неделю в X и XI классах. При этом национально-региональные особенности содержания могут быть представлены в программе соответствующими технологиями, видами и объектами труда.
Обще учебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе среднего полного общего образования являются:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к изучаемым технологиям и объектам труда.
Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда; трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению; развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Тематический план
Разделы и темы |
Количество часов |
||
---|---|---|---|
|
|
10 |
11 |
Производство, труд и технологии |
|
|
|
Технологии и труд как части общечеловеческой культуры |
15 |
|
|
Влияние технологий на общественное развитие. |
2 |
|
|
Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы. |
3 |
|
|
Технологическая культура и культура труда |
2 |
|
|
Производство и окружающая среда. |
4 |
|
|
Рынок потребительских товаров и услуг. |
4 |
|
|
Организация производства |
|
8 |
|
Структура современного производства. |
|
4 |
|
Нормирование и оплата труда. |
|
2 |
|
Научная организация труда. |
|
2 |
|
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг |
19 |
12 |
|
Проектирование в профессиональной деятельности. |
4 |
|
|
Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда |
4 |
|
|
Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация. |
2 |
|
|
Введение в психологию творческой деятельности. |
2 |
|
|
Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений. |
4 |
|
|
Функционально – стоимостной анализ. |
|
2 |
|
Основные закономерности развития искусственных систем. |
|
4 |
|
Защита интеллектуальной собственности. |
|
4 |
|
Анализ результатов проектной деятельности |
2 |
|
|
Презентация результатов проектной деятельности |
2 |
2 |
|
Профессиональное самоопределение и карьера |
|
8 |
|
Изучение рынка труда, профессий о профессионального образования |
|
4 |
|
Планирование профессиональной карьеры |
|
4 |
|
Творческая проектная деятельность |
|
6 |
|
|
Итого |
34 |
34 |
10 класс
Основное содержание (68 ЧАСОВ)
Производство, труд и технологии
Технологии и труд как части общечеловеческой культуры (15) час)
Влияние технологий на общественное развитие 2 час)
Основные теоретические сведения.
Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Понятие о технологической культуре. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда в различные исторические периоды. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда для организаций различных сфер хозяйственной деятельности.
Практические работы
Ознакомление с деятельностью производственного предприятия. Анализ технологий, структуры и организации производства.
Варианты объектов труда
Промышленные предприятия, предприятия сферы обслуживания, информационные материалы.
Современные технологии материального производства,
сервиса и социальной сферы (3) час)
Основные теоретические сведения.
Взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии и рынка товаров и услуг. Научные открытия, оказавшие значительное влияние на развитие технологий. Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Современные технологии электротехнического и радиоэлектронного производства. Современные технологии строительства. Современные технологии легкой промышленности и пищевых производств. Современные технологии производства сельскохозяйственной продукции. Автоматизация и роботизация производственных процессов.
Современные технологии сферы бытового обслуживания. Характеристика технологий в здравоохранении, образовании и массовом искусстве и культуре. Сущность социальных и политических технологий.
Возрастание роли информационных технологий.
Практические работы
Ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте или производственном участке.
Варианты объектов труда
Описания новых технологий, оборудования, материалов, процессов.
Технологическая культура и культура труда (2 час)
Основные теоретические сведения.
Технологическая культура в структуре общей культуры. Технологическая культура общества и технологическая культура производства. Формы проявления технологической культуры в обществе и на производстве.
Основные составляющие культуры труда работника. Научная организация как основа культуры труда. Основные направления научной организации труда: разделение и кооперация труда, нормирование туда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места. Эстетика труда.
Практические работы.
Оценка уровня технологической культуры на предприятии или в организации ближайшего окружения.
Характеристика основных составляющих научной организации труда учащегося.
Варианты объектов труда
Деятельность на рабочем месте представителей различных профессий. Рабочее место учащегося.
Производство и окружающая среда (4 час)
Основные теоретические сведения.
Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды. Рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности.
Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды.
Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов.
Практические работы.
Выявление источников экологического загрязнения окружающей среды. Оценка радиоактивного загрязнения местности и продуктов. Изучение вопросов утилизации отходов. Разработка проектов по использованию или утилизации отходов.
Варианты объектов труда
Окружающая среда в классе, школе, поселке. Измерительные приборы и лабораторное оборудование. Изделия с применением отходов производства или бытовых отходов.
Рынок потребительских товаров и услуг (4) час
Основные теоретические сведения
Особенности рынка потребительских товаров и услуг. Субъекты рынка товаров и услуг. Законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения продавца и покупателя. Основные положения законодательства о правах потребителя и производителя.
Сертификация изделий и услуг. Маркировка продовольственных и промышленных товаров. Потребительские качества продовольственных и промышленных товаров. Методы оценки потребительских качеств товаров и услуг. Правила приобретения и возврата товаров.
Электронная коммерция в системе Интернет.
Значение страхования в современном обществе. Виды страхования. Обязательное страхование. Развитие системы страхования в России. Страхование при выезде за пределы России. Страхование жизни и имущества. Выбор страховой компании.
Практические работы.
Ознакомление с основными положениями закона об охране прав потребителей. Чтение маркировки различных товаров. Изучение рынка товаров и услуг в Интернет.
Варианты объектов труда
Этикетки различных товаров. Информация в сети Интернет.
Технологии проектирования и создания материальных
объектов или услуг (19) час)
Проектирование в профессиональной деятельности (4 час)
Основные теоретические сведения
Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии. Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Роль экспериментальных исследований в проектировании.
Практические работы
Определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей.
Варианты объектов труда
Объекты инновационной деятельности: оборудование, инструменты, интерьер, одежда и др.
Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда (4 час)
Основные теоретические сведения
Определение цели проектирования. Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования. Методы сбора и систематизации информации. Источники научной и технической информации. Оценка достоверности информации. Эксперимент как способ получения новой информации. Способы хранения информации. Проблемы хранения информации на электронных носителях.
Использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов. Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта.
Технические требования и экономические показатели. Стадии и этапы разработки. Порядок контроля и приемки.
Практические работы
Проведение опросов и анкетирования. Моделирование объектов. Определение требований и ограничений к объекту проектирования.
Варианты объектов труда
Объекты проектной деятельности школьников, отвечающие профилю обучения.
Нормативные документы и их роль в проектировании.
Проектная документация (2 час)
Основные теоретические сведения
Виды нормативной документации, используемой при проектировании. Унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство. Учет требований безопасности при проектировании. Состав проектной документации. Согласование проектной документации (на примере перепланировки квартиры).
Практические работы
Определение ограничений, накладываемых на предлагаемое решение нормативными документами.
Варианты объектов труда
Эскизные проекты школьников в рамках выполняемого проекта и отвечающие профилю обучения. Учебные задачи.
Введение в психологию творческой деятельности (4) час)
Основные теоретические сведения
Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности. Понятие о психологии творческой деятельности. Роль подсознания. «Психолого-познавательный барьер». Пути преодоления психолого-познавательного барьера. Раскрепощение мышления. Этапы решения творческой задачи. Виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности.
Практические работы
Выполнение упражнений на развитие ассоциативного мышления, поиск аналогий.
Варианты объектов труда
Творческие задания, связанные с проектной деятельностью школьников и отвечающие профилю обучения. Сборники учебных заданий и упражнений.
Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений (4) час)
Основные теоретические сведения
Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задачи. Метод «Букета проблем». Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки). Эвристические приемы решения практических задач. Метод фокальных объектов. Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ.
Практические работы
Применение интуитивных и алгоритмических методов поиска решений для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.
Варианты объектов труда
Проектные задания школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.
Анализ результатов проектной деятельности (2 час)
Основные теоретические сведения
Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Экспертная оценка. Проведение испытаний модели или объекта. Оценка достоверности полученных результатов.
Практические работы
Анализ учебных заданий. Подготовка плана анализа собственной проектной деятельности.
Варианты объектов труда
Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.
Презентация результатов проектной деятельности (2) час)
Основные теоретические сведения
Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Методы подачи информации при презентации.
Практические работы
Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Компьютерная презентация.
Варианты объектов труда
Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.
11 класс
Производство, труд и технологии
Организация производства 8 час
Структура современного производства 4 час
Основные теоретические сведения.
Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Виды предприятий и их объединений. Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги. Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса. Формы руководства предприятиями. Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Перспективы экономического развития региона.
Понятие о разделении и специализации труда. Формы разделения труда. Горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой технологического процесса. Вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управления. Функции работников вспомогательных подразделений. Основные виды работ и профессий. Характеристики массовых профессий сферы производства и сервиса в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий (ЕТКС).
Формы современной кооперации труда. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность. Роль образования в расширении профессиональной мобильности.
Практические работы.
Анализ региональной структуры производственной сферы. Анализ форм разделения труда в организации. Анализ требований к образовательному уровню и квалификации работников. Описание целей деятельности, особенности производства и характера продукции предприятий ближайшего окружения.
Составление схемы структуры предприятия и органов управления.
Варианты объектов труда
Средства массовой информации, электронные источники информации, специальные источники информации.
Нормирование и оплата труда 2 час)
Основные теоретические сведения
Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости, технически обоснованная норма. Методика установления и пересмотра норм.
Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Повременная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой. Сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-премиальная формы оплаты труда. Контрактные формы найма и оплаты труда.
Практические работы
Установление формы нормирования труда для лиц ближайшего окружения. Сопоставление достоинств и недостатков различных форм оплаты труда. Определение преимущественных областей применения различных форм оплаты труда.
Варианты объектов труда
Справочная литература, результаты опросов.
Научная организация труда 2 час
Основные теоретические сведения
Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда. Формы творчества в труде. Обеспечение качества производимых товаров и услуг. Организационные и технические возможности повышения качества товаров и услуг.
Понятие о морали и этике. Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики. Ответственность за соблюдение норм профессиональной этики.
Практические работы
Проектирование рабочего места учащегося, современного рабочего места.
Варианты объектов труда
Модели организации рабочего места. Специальная и учебная литература. Электронные источники информации.
Технология проектирования и создания материальных
объектов или услуг (12) час)
Функционально – стоимостной анализ 2 час
Основные теоретические сведения
Цели и задачи функционально – стоимостного анализа (ФСА). ФСА как комплексный метод технического творчества. Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения.
Практические работы
Применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.
Варианты объектов труда
Проектные задания школьников. Учебные проектные задания.
Основные закономерности развития искусственных систем 4 час
Основные теоретические сведения
Понятие об искусственной системе. Развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий. Основные закономерности развития искусственных систем. История развития техники с точки зрения законов развития технических систем (на конкретных примерах). Решение крупных научно-технических проблем в современном мире. Выдающиеся открытия и изобретения и их авторы. Перспективы развития науки и техники.
Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений технического прогресса.
Практические работы
Выявление противоречий в требованиях к частям искусственных систем. Упражнения по поиску примеров проявления закономерностей развития искусственных систем (товаров и услуг) и определения направлений их совершенствования. Прогнозирование направлений развития систем из ближайшего окружения школьников. Описание свойств нового поколения систем с учетом закономерностей их развития.
Варианты объектов труда
Объекты проектирования школьников. Знакомые школьникам системы: устройства бытовой техники, транспортные машины, технологическое оборудование.
Защита интеллектуальной собственности 4 час
Основные теоретические сведения
Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. Научный и технический отчеты. Публикации. Депонирование рукописей. Рационализаторское предложение. Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель. Правила регистрация товарных знаков и знака обслуживания.
Практические работы
Разработка различных форм защиты проектных предложений (тезисы докладов, краткие сообщения, заявки на полезную модель или промышленный образец).
Варианты объектов труда
Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий.
Презентация результатов проектной деятельности (2 час)
Основные теоретические сведения
Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Организация взаимодействия участников презентации.
Практические работы
Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Компьютерная презентация.
Варианты объектов труда
Объекты проектирования школьников. Учебные задания.
Профессиональное сомоопределение и карьера (8) час)
Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования (4) час)
Основные теоретические сведения
Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.
Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.
Практические работы
Изучение регионального рынка труда и профессий и профессионального образования. Знакомство с центрами профконсультационной помощи.
Варианты объектов труда
Источники информации о вакансиях рынка труда.
Планирование профессиональной карьеры (4 час)
Этапы профессионального становления и карьера, 2 ч
Теоретические сведения.
Понятие профессионального становления личности. Этапы и результаты профессионального становления личности (выбор профессии, профессиональная обученность, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство).
Понятия карьеры, должностного роста и призвания. Факторы, влияющие на профессиональную подготовку. Планирование профессиональной карьеры.
Практические работы.
Определение целей, задач и основных этапов своей будущей профессиональной деятельности. Составление плана своей будущей профессиональной карьеры.
Рынок труда и профессий, 2 ч
Теоретические сведения.
Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложения на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Центры занятости.
Практические работы.
Изучения регионального рынка труда. Изучение содержания трудовых действий, уровня образования, заработной платы, мотивации, удовлетворённости трудом работников различных профессий.
Профессиональная деятельность в различных сферах экономики, (4 )ч
Теоретические сведения.
Классификация профессий. Профессиональная деятельность в сфере индустриального производства, агропромышленного производства, в лёгкой и пищевой промышленности, в общественном питании и в сфере перспективных технологий.
Практическая работа.
Тестирование для определения склонности к роду профессиональной деятельности.
Центры профконсультационной помощи, 2 ч
Теоретические сведения.
Профконсультационная помощь: цели и задачи. Методы и формы работы специализи рованных центров занятости. Виды профконсультационной помощи: справочно-информационная, диагностическая, психологическая, корректирующая, развивающая.
Практическая работа.
Посещение центров профконсультационной помощи и знакомство с их работой.
Виды и формы получения профессионального образования, 1 ч
Теоретические сведения.
Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.
Практическая работа. Изучение регионального рынка образовательных услуг.
Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства, 1 ч
Теоретические сведения.
Проблемы трудоустройства. Формы самопрезентации. Понятие «профессиональное резюме». Правила составления профессионального резюме. Автобиография как форма самопрезентации. Собеседование. Правила самопрезентации при посещении организации. Типичные ошибки при собеседовании.
Практическая работа. Составление автобиографии и профессионального резюме.
Творческая проектная деятельность 6 час
Планирование профессиональной карьеры 4 ч
Теоретические сведения.
Определение жизненных целей и задач. Составление цлана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения.
Практическая работа.
Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».
Презентация результатов проектной деятельности, 2 ч
Теоретические сведения
Критерии оценки выполнения и защиты проекта. Выбор формы презентации. Определение целей презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Формы взаимодействия участников презентации.
Практическая работа.
Проведение презентации и защита проектов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ПОЛНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения технологии ученик должен
Знать/понимать
влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.
Уметь
оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.
Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для
проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда; решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; составления резюме и проведения самопрезентации.
Календарно – тематическое планирование по технологии 10 класс
№ урока |
Тема урока |
Дата |
Кол-во часов |
Практическая работа |
Сообщаемые сведения |
Объекты труда |
Производство, труд и технологии. Влияние технологий на общественное развитие – 2 часа |
||||||
1 |
Технология как часть общечеловеческой культуры |
|
1 |
Ознакомление с деятельностью производственного предприятия.
|
Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Понятие о технологической культуре. |
Промышленное предприятие, предприятие сферы обслуживания |
2 |
Организация сферы человеческого общества. |
|
1 |
Анализ технологий, структуры и организации производства. |
Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда в различные исторические периоды. Взаимообусловленность технологий, организация производства и характера труда для организации сфер хозяйственной деятельности. |
Информационные материалы |
Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы – 3 часа |
||||||
3 |
Взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии и рынка товаров и услуг. |
|
1 |
Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте или производственном участке. |
Взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии и рынка товаров и услуг. Научные открытия, оказавшие значительные влияние на развитие технологий. |
Описание нового оборудования, материалов, процессов. |
4 |
Современные технологии отраслей промышленности. |
|
1 |
Ознакомление с современными технологиями в промышленности. |
Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Современные технологии строительства. Современные технологии лёгкой промышленности и пищевых производств. Современные технологии производства с/х-ой продукции. Автоматизация и роботизация производственных процессов. |
Описание новых технологий. |
5 |
Современные технологии сферы бытового обслуживания. |
|
1 |
Ознакомление с современными технологиями в сфере обслуживания. |
Современные технологии сферы бытового обслуживания. Характеристика технологий в здравоохранении, образовании, массовом искусстве и культуре. Сущность социальных и политических технологий. |
Описание новых технологий. |
Технологическая культура и культура труда – 2 часа
|
||||||
6 |
Технологическая культура в структуре общей культуры. |
|
1 |
Оценка уровня технологической культуры на предприятии или в организации ближайшего окружения. |
Технологическая культура в структуре общей культуры. Технологическая культура общества и технологическая культура производства. Формы проявления технологической культуры в обществе и на производстве. |
Деятельность на рабочем месте представителей различных профессий. |
7 |
Основные составляющие культуры труда работника. |
|
1 |
|
Основные составляющие культуры труда работника. Научная организация как основа культуры труда. Основные направления научной организации труда: разделение и кооперация труда, нормирование труда, совершенствование методов и приёмов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места. Эстетика труда. |
Рабочее место учащегося. |
Производство и окружающая среда – 4 часа
|
||||||
8 |
Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. |
|
1 |
Выявление источников экологического загрязнения окружающей среды в классе. |
Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды. |
Окружающая среда в классе. |
9 |
Рациональное размещение производства. |
|
1 |
Выявление источников экологического загрязнения окружающей среды в школе. |
Рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности.
|
Окружающая среда в школе. |
10 |
Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды. |
|
1 |
Оценка радиоактивного загрязнения местности и продуктов. |
Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды. |
Измерительные приборы и лабораторное оборудование. |
11 |
Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду. |
|
1 |
Изучение вопросов утилизации отходов Разработка проектов по использованию и утилизации отходов.
|
Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов. |
Изделия с применением отходов производства или бытовых отходов. |
Рынок потребительских товаров и услуг – 4 часа
|
||||||
12 |
Особенности рынка потребительских товаров и услуг. |
|
1 |
Ознакомление с основными положениями закона об охране прав потребителей. |
Особенности рынка потребительских товаров и услуг. Субъекты рынка товаров и услуг. Законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения продавца и покупателя. Основные положения законодательства о правах потребителя и производителя. |
Закон об охране прав потребителей. |
13 |
Сертификация изделий и услуг. |
|
1 |
Ознакомление с основными положениями закона об охране прав потребителей. |
Сертификация изделий и услуг. Маркировка продовольственных и промышленных товаров. Потребительские качества продовольственных и промышленных товаров. Методы оценки потребительских качеств товаров и услуг. Приобретения и возврата товаров. |
Этикетки различных товаров. |
14 |
Электронная коммерция в системе Интернет. |
|
1 |
|
Электронная коммерция в системе Интернет. |
Информация в сети Интернет |
15 |
Значение и виды страхования в современном обществе. |
|
1 |
|
Значение страхования в современном обществе. Виды страхования. Обязательное страхование. Развитие страхования в России. Страхование жизни и имущества. Выбор страховой компании. |
|
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ УСЛУГ Проектирование в профессиональной деятельности – 4 часа
|
||||||
16 |
Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. |
|
1 |
Определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей. |
Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. |
Объекты инновационной деятельности: оборудование, инструменты, интерьер, одежда и др. |
17 |
Инновационные продукты и технологии. |
|
1 |
Инновационные продукты и технологии. |
||
18 |
Основные стадии проектирования технических объектов. |
|
1 |
Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, рабочая документация. |
||
19 |
Роль экспериментальных исследований в проектировании. |
|
1 |
Роль экспериментальных исследований в проектировании.
|
||
Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда – 4 часа. |
||||||
20 |
Определение цели проектирования. Источники информации. |
|
1 |
Работа с источниками информации. |
Определение цели проектирования. Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования.. |
Выбор объекта по желанию учащегося. |
21 |
Методы сбора и систематизации информации. Способы хранения информации. |
|
1 |
Сохранение информации на электронных носителях. |
Методы сбора и систематизации информации. Источники научной и технической информации. Оценка достоверности информации. Способы хранения информации Проблемы хранения информации на электронных носителях. |
Выбор объекта по желанию учащегося. |
22 |
Использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов. |
|
1 |
Проведение опросов и анкетирования. |
Использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов. |
Выбор объекта по желанию учащегося. |
23 |
Технические требования и экономические показатели. |
|
1 |
Моделирование объектов. Определение требований и ограничений к объекту проектирования. |
Технические требования и экономические показатели..Стадии и этапы разработки. Порядок контроля и приёмки. |
Выбор объекта по желанию учащегося. |
Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация – 2час |
||||||
24-25
|
Виды нормативной документации. Состав и согласование проектной документации. |
|
2
|
Определение ограничений, накладываемых на предлагаемое решение нормативными документами. |
Виды нормативной документации, используемой при проектировании. Унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство. Учёт требований безопасности при проектировании. Состав проектной документации. |
Эскизные проекты в рамках выполняемого проекта. |
Введение в психологию творческой деятельности – 2 часа. |
||||||
26 |
Виды творческой деятельности и её влияние на развитие личности. |
|
1 |
Выполнение упражнений на развитие ассоциативного мышления, поиск аналогий. |
Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности. |
Творческие задания, связанные с проектной деятельностью школьников. Сборники учебных заданий |
27 |
Этапы решения творческой задачи. |
|
1 |
Этапы решения творческой задачи. Виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности. |
||
Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений – 4 часа. |
||||||
28 |
Выбор целей и поисковой деятельности. |
|
1 |
Применение интуитивных и алгоритмических методов поиска решений для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов. |
Выбор целей и поисковой деятельности. |
Проектные задания школьников. Сборники учебных заданий и упражнений. |
29 |
Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. |
|
1 |
Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. |
||
30 |
Ассоциативное мышление. |
|
1 |
Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки). |
||
31 |
Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ. |
|
1 |
Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ. |
||
Анализ результатов проектной деятельности – 2 часа
|
||||||
32 |
Методы оценки качества материального объекта. |
|
1 |
Анализ учебных заданий. |
Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. |
|
33 |
Экспертная оценка. Оценка достоверности полученных результатов. |
|
1
|
Подготовка анализа собственной проектной деятельности. |
Экспертная оценка. Оценка достоверности полученных результатов. |
|
Презентации результатов проектной деятельности – 2 часа - |
||||||
34 |
Определение целей презентации .Выбор формы презентации. |
|
1 |
Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. |
Определение целей презентации .Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Метод подачи информации при презентации. |
Объект проектирования школьника. |
35 |
Презентация проектного изделия. |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
35 |
Календарно-тематический план по технологии для 11 класса.
№ |
Тема урока |
Дата |
Кол-во часов |
Практическая работа |
Сообщаемые сведения |
Объекты труда |
ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ Структура современного производства (4 ч) |
||||||
1 |
Сферы профессиональной деятельности. Представление об организации производства. |
|
1 |
Анализ региональной структуры производственной сферы. |
Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Виды предприятий и их объединений. Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги. |
средства массовой информации, электронные источники информации, специальные источники информации.
|
2 |
Перспективы экономического развития региона.
|
|
1 |
Описание целей деятельности, особенности производства и характера продукции предприятий ближайшего окружения. |
Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса. Формы руководства предприятиями. Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Перспективы экономического развития региона.
|
средства массовой информации, электронные источники информации, специальные источники информации. |
3 |
Понятие о разделении и специализации труда |
|
1 |
Анализ форм разделения труда в организации |
Понятие о разделении и специализации труда. Формы разделения труда. Горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой технологического процесса. Вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управления. Функции работников вспомогательных подразделений. Основные виды работ и профессий. |
средства массовой информации, электронные источники информации, специальные источники информации. |
4 |
Формы современной кооперации труда |
|
1 |
Анализ требований к образовательному уровню и квалификации работников |
Формы современной кооперации труда. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность. Роль образования в расширении профессиональной мобильности. |
средства массовой информации, электронные источники информации, специальные источники информации. |
Нормирование оплата труда (2 ч)
|
||||||
5 |
Основные направления нормирования труда |
|
1 |
Установление формы нормирования труда для лиц ближайшего окружения |
Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости, технически обоснованная норма. Методика установления и пересмотра норм. |
справочная литература, результаты опросов. |
6 |
Формы оплаты труда |
|
1 |
Сопоставление достоинств и недостатков различных форм оплаты труда. |
Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Повременная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой. Сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-премиальная формы оплаты труда. Контрактные формы найма и оплаты труда. |
справочная литература, результаты опросов.
|
|
Научная организация труда 2 (ч)
|
|||||
7 |
Эффективность деятельности организации |
|
1 |
Проектирование рабочего места |
Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда. Формы творчества в труде. Обеспечение качества производимых товаров и услуг. Организационные и технические возможности повышения качества товаров и услуг.
|
модели организации рабочего места; специальная и учебная литература; электронные источники информации. |
8 |
Профессиональная этика |
|
1 |
Проектирование современного рабочего места |
Понятие о морали и этике. Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики. Ответственность за соблюдение норм профессиональной этики. |
модели организации рабочего места; специальная и учебная литература; электронные источники информации
|
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ УСЛУГ (12 (2) ч) Функционально-стоимостной анализ (2 ч) |
||||||
9 |
Цели и задачи функционально-стоимостного анализа (ФСА) |
|
1 |
Применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов. |
Цели и задачи функционально-стоимостного анализа (ФСА). ФСА как комплексный метод технического творчества. |
проектные задания школьников; учебные проектные задания. |
10 |
Основные этапы ФСА |
|
1 |
Применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов. |
Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения. |
проектные задания школьников; учебные проектные задания. |
Основные закономерности развития искусственных систем (4 ч) |
||||||
11 |
Искусственные системы и ее основные понятия. |
|
1 |
Развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий |
История развития техники, с точки зрения законов развития технических систем (на конкретных примерах) |
Выявление противоречий в требованиях к частям искусственных систем |
12 |
Основные закономерности развития искусственных систем. |
|
1 |
Упражнения по поиску примеров проявления закономерностей развития искусственных систем (товаров и услуг) и определения направлений их совершенствования. |
Основные закономерности развития искусственных систем.. |
Знакомые школьникам системы: устройства бытовой техники, |
13 |
Выдающиеся открытия и изобретения и их авторы |
|
1 |
Прогнозирование направлений развития систем из ближайшего окружения школьников. |
Выдающиеся открытия и изобретения и их авторы. |
транспортные машины, технологическое оборудование. |
14 |
Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений технического прогресса |
|
1 |
. Описание свойств нового поколения систем с учетом закономерностей их развития. |
Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений |
То же |
Защита интеллектуальной собственности (4 ч)
|
||||||
15 |
Понятие интеллектуальной собственности. |
|
1 |
Разработка различных форм защиты проектных предложений (тезисы докладов, краткие сообщения, заявки на полезную модель или промышленный образец). |
Понятие интеллектуальной собственности |
объекты проектирования школьников; сборники учебных заданий.
|
16 |
Публикации. Рационализаторское предложение. |
|
1 |
Публикации. Рационализаторское предложение. |
||
17 |
Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель |
|
1 |
Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель |
||
18 |
Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания.
|
|
1 |
Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания |
||
Презентация результатов проектной деятельности (2 ч)
|
||||||
19 |
Цели и формы презентации |
|
1 |
Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. |
Определение целей презентации. Выбор формы презентации.
|
объекты проектирования школьников; учебные задания. |
20 |
Использование технических средств в процессе презентации. |
|
1 |
Использование технических средств в процессе презентации. Организация взаимодействия участников презентации.
|
||
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА (4 ч) Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования (2 ч)
|
||||||
21 |
Этапы профессионального становления и карьера |
|
2 |
Определение целей и задач своей будущей профессиональной деятельности составление плана своей будущей профессиональной карьеры |
Этапы и результаты профессионального становления личности. Выбор профессии Профессиональная облученность, компетентность, мастерство. Понятие карьеры должностного роста , призвания, Факторы влияющие на профессиональную подготовку и профессиональный успех Планирование профессиональной карьеры
|
источники информации о вакансиях рынка труда.
|
22 |
Рынок труда и профессий |
|
1 |
Изучение регионального рынка труда, Изучение содержания трудовых действии, уровня образования, зар. Платы, мотивации работников различных профессии |
. Рынок труда и профессии Спрос и предложения на различные виды профессионального труда Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования |
источники информации о вакансиях рынка труда.
|
23 |
Профессиональная деятельность в различных сферах экономики |
|
1 |
Тестирование для определение склонностей к роду профессиональной деятельности |
Профессиональная деятельность в сфере индивидуального производства , в легкой и пищевой промышленности, на предприятиях производственной сферы, сферах перспективных технологогий. |
Ситуационные проблемы, |
Планирование профессиональной карьеры (4 ч)
|
||||||
24 |
Пути получения образования, профессионального и служебного роста. |
|
1 |
Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. |
Пути получения образования, профессионального и служебного роста. |
, план построения профессиональной карьеры. |
25 |
Центры профконсультационной помощи |
|
1 |
Знакомство с работой центров профконсультационной помощи
|
Профконсультационной помощ: цели и задачи Справочно-информационные , диагностические центры |
|
26 |
Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства |
|
1 |
Составление автобиографии и профессионального резюме |
Формы самопрезентации. Автобиография как форма самопрезентации для профессионального оьразования, и трудоустройства. Типичные ошибки при собеседовании, Правила самопрезентации прои посещении организации
|
|
27 |
Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность. |
|
1 |
Составление профессионального резюме Подготовка формы самопрезентации. |
Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность. Формы самопрезентации. Содержание резюме
|
|
Творческая проектная деятельность – 6 часов
|
||||||
28 |
Выбор темы проекта, обоснование проблемы |
|
1 |
Поиск и анализ проблемы
|
Планирование проектной деятельности, определение необходимых материалов и финансовых затрат |
Разработка проекта |
29 |
Исторические сведения по теме проекта |
|
1 |
Сбор и изучение, анализ исторических сведений |
Сбор, изучение и анализ, обработка информации по теме проекта. |
Работа над проектом |
30 |
Конструкторская часть |
|
1 |
Составление конструкторской документации |
Разработка и составление соответствующей конструкторской документации, подготовка необходимых материалов и оборудования. |
Работа над проектом |
31 |
Технологическая карта |
|
1 |
Разработка технологического процесса |
Выполнение проекта с учетом требований технологии и дизайна в соответствии с планом работы используя конструкционные карты |
Работа над проектом |
32 |
Экономическая часть |
|
1 |
Экономическое и обоснование |
Расчет экономических затрат на выполнение проекта. Каково будет соотношение выгоды (убытка) для общества в результате изготовления этого изделия. |
Работа над проектом |
33 |
Экологическое обоснование Заключение. |
|
1 |
Экологическое обоснование |
Влияние на окружающую среду. Не наносит ли вред данная технология в котором это изделие будет изготовлено и будет использоваться. |
Работа над проектом |
34 |
Презентация проекта |
|
1 |
Анализ результатов выполненного проекта |
Критерии проверки и анализ качества изделия (проекта) |
Работа над проектом |
|
|
|
|
|
ВСЕГО |
34 ЧАСА |
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕНОСТИ
Перечень контрольных и практических работ
Проектные работы 10 класс
№ п/п |
Кол. часов |
Тема творческих проектов |
Сроки проведения |
|
|
Экологические аспекты озеленения. |
1 четверть |
|
|
Оценка воздействия человека на окружающую среду. |
|
|
|
Актуальное интервью. |
|
|
|
Экологическое значение зелёных насаждений. |
|
|
|
Экогенный характер респираторных заболеваний. |
|
|
|
Система канализации и очистные сооружения д. Калитино. |
|
|
|
Системы водоснабжения жилого одноэтажного дома. |
|
|
|
Разработка конструкции системы капельного полива. |
|
|
|
Утилизация отходов металлов и пластмасс. |
|
|
|
Сборка модулей механизмов и передач из деталей наборов типа «Конструктор». |
|
|
|
Самооценка возможностей индивидуальной трудовой деятельности. |
|
|
|
Выполнение эскиза детской комнаты. |
|
|
|
Санитарно-гигиенические требования к предметам и средствам ухода за кожей и волосами. |
|
|
|
Оформление интерьера декоративными растениями. |
|
|
|
Эскизы карнавальных костюмов на темы русских народных сказок. |
|
|
|
Изготовление сувенира. |
|
|
|
Блюда национальной кухни для традиционных праздников. |
|
|
|
Эскиз интерьера кухни. |
|
|
|
Экологические аспекты озеленения. |
|
|
|
Оценка воздействия человека на окружающую среду. |
|
|
|
Актуальное интервью. |
|
|
|
Экологическое значение зелёных насаждений. |
|
|
|
Экогенный характер респираторных заболеваний. |
|
|
|
Система канализации и очистные сооружения д. Калитино. |
|
|
|
Системы водоснабжения жилого одноэтажного дома. |
|
|
|
Разработка конструкции системы капельного полива. |
|
|
|
Утилизация отходов металлов и пластмасс. |
|
|
|
Сборка модулей механизмов и передач из деталей наборов типа «Конструктор». |
|
Практические работы 10 класс
№ п/п |
Кол. часов |
Тема практических работ |
Сроки проведения |
|
1 |
Тестирование на изучение креативности (способности к творчеству). Незавершенные фигуры (тест Торренса). |
1 четверть |
|
|
Решение необычных ситуаций (тест Торренса). |
|
|
|
Рассказ по картинке (тест Торренса). |
|
|
|
Методика «Четыре скрепки» (тест О.И. Моткова). |
|
|
|
Методика «Девять точек» (тест Я.А. Пономарёва). |
|
|
|
Тест-опросник Г.Девиса. |
|
|
|
Тестирование для отбора в группу генераторов идей и в группу аналитиков. |
|
|
|
Решение задач на генерирование идей, на применение метода контрольных вопросов, на применение метода обратной мозговой атаки и синектических задач. |
|
|
|
Составление таблиц значимых параметров с помощью морфологического анализа (выбор подходящей профессии). |
|
|
|
Решение задач с применением АРИЗ. |
|
|
|
Тестирование на изучение креативности (способности к творчеству). Незавершенные фигуры (тест Торренса). |
|
|
|
Решение необычных ситуаций (тест Торренса). |
|
|
|
Рассказ по картинке (тест Торренса). |
|
|
|
Методика «Четыре скрепки» (тест О.И. Моткова). |
|
|
|
Методика «Девять точек» (тест Я.А. Пономарёва). |
|
|
|
Тест-опросник Г.Девиса. |
|
|
|
Тестирование для отбора в группу генераторов идей и в группу аналитиков. |
|
Проектные работы 11 класс
Технология профессионального самоопределения и карьеры.
№ п/п |
Кол. часов |
Тема творческих проектов |
Сроки проведения |
|
|
Океан профессий. Какие профессии Вас привлекают. |
3 четверть |
|
|
Профессия и человек. |
|
|
|
Профессия и время. |
|
|
|
Профессия вчера, сегодня и завтра. Доиндустриальный этап. Индустриальный этап. Постиндустриальный этап. Потребности и причины смены профессии. Новые требования к современному специалисту. |
|
|
|
Какие бывают профессии. |
|
|
|
Наиболее распространённая отечественная классификация профессий. |
|
|
|
Где и как можно приобрести профессию. |
|
|
|
Профессиональный успех на студенческой скамье. |
|
|
|
Профессиональный успех и здоровье. |
|
|
|
Мониторинг рынка труда в России. |
|
|
|
Самые востребованные профессии на рынке труда. |
|
|
|
Формула выбора професии. |
|
|
|
Методика поиска профессии. |
|
|
|
Аксиомы профессионального самоопределения. Выбираем профессию. Время жизни профессии. Вовлечённость профессии в сферу труда. Прогноз социального спроса. Профессиональная масштабируемость. Перспективы повышения квалификации. |
|
|
|
Ошибки при выборе профессии. |
|
Практические работы 11 класс
№ п/п |
Кол. часов |
Тема практических работ |
Сроки проведения |
|
1 |
Проверьте себя в сфере экологии. |
1 полугодие |
|
|
.Человек, среда, машины и автоматы. |
|
|
|
Где и как искать работу. |
2 полугодие |
|
|
Как подготовиться к собеседованию с потенциальным работодателем? |
|
|
|
Как провести эффективное собеседование? |
|
|
|
Как пройти психологическое тестирование? |
|
|
|
Как закрепиться на рабочем месте? |
|
|
|
Проектные работы: Составление собственного резюме |
1 полугодие |
|
|
Мои жизненные планы и профессиональная карьера |
2 полугодие |
Учебно – методический комплекс
Учебники
- Учебник «Технология» базовый уровень 10-11 класс для учащихся общеобразовательной школы под редакцией В.Д. Симоненко М. «Вентана-Граф» 2011г.
- Учебник «Технология Профессиональный успех» 10-11 Под редакцией С.Н. Чистяковой М. – Просвещение 2010 г.
- 3. Леонтьев А.В. Капустин В.С. Сасова И.А. Технология: Учебник для 10-11 класс / Под. Ред. И.А.Сасовой. – М. Просвещение, 2010
Методическая литератур
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www.mon.gov.ru.
- Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4 кл., 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2006.-240 с.
- Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.-198 с.
- Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Книга для учителя. М.: Вентана-Графф, 2003.-268 с.
- Технология. Базовый уровень: 10 – 11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Вентана-Граф», 2009.-112 с.
- Технология.10-11 классы. Рабочие программы, элективные курсы. Методическое пособие / Сос.: Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, Т.В.Озерова.-2–е изд., стереотип.-М.:Издательство «Глобус», 2009.-224 с.
- Технология.Творческие проекты: организация работы / авт.-сост. А.В. Жадаева, А.В. Пяткова.- Волгоград: Учитель, 2011.-88 с.
- Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся / авт.- сост. Н.А. Пономарева.- Волгоград: Учитель, 2010.-107 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. – М.: Московский рабочий, 1973г.
2. Горский В.А. Техническое творчество юных конструкторов. – М.: ДОСААФ, 1980г.
3. Джонс Дж. Методы проектирования. – М.: Мир, 1986г.
4. Элотин Б., Зусман А. Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения. – Кишинев: Лумина, 1998г.
5. Кудрявцев ТВ. Психология технического мышления. – М.: Педагогика, 1974г.
6. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978г.
7. Толяко В.А. Психология решения школьниками творческих задач. – Киев: Рад. школа, 1983г.
8. Петрович М.Т., Цуриков В. Путь к изобретению. – М.: Молодая гвардия, 1986г.
9. Растрагин Л. А. По воле случая. – М.: Молодая гвардия, 1986г.
10. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества. – М.: Просвещение, 1990г.
11. Тринг, Лейтуэйт. Как – изобретать? – М.: Мир, 1980г.
12. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учебное пособие для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995г.
13. Кламов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990г.
14. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 1997г.