Страница обновлена 31.07.2017

Муниципальное общеобразовательное учреждение Благовещенская средняя общеобразовательная школа

Страница обновлена 31.07.2017
Муниципальное общеобразовательное учреждение Благовещенская средняя общеобразовательная школа

 

 

8 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

1.      освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

2.      овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;

3.      развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4.      воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

5.      иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

            Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью на печатной основе.

 

Программа рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов в год)

Рабочая  программа составлена на  основе  авторской  программы с внесенными в неё изменениями. Изменения  внесены в практическую  часть программы:  вместо  26 лабораторных работ  по авторской программе В.В. Пасечника выполняются  только 15, изменено и содержание некоторых работ. Изменения внесены с учетом  примерной программы по биологии  и стандарта основного общего образования по биологии.

Примечание:

Текст, выделенный:

- курсивом -  фразы, целиком взятые из стандарта и отсутствующие в  авторской программе;

- текст с подчеркиванием – фразы взятые из примерной программы по биологии;

- текст, написанный шрифтом  Arial  – материал, отсутствующий в стандартах и примерной программе (рекомендован к использованию по усмотрению учителя)

 

УМК:

Рабочая  программа ориентирована  на  использование  учебника:

            Д.В. Колесов «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. -Дрофа, 2010. – 336с;

             Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс

            Рабочая тетрадь к учеб­нику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2012. -96с;

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

 

 

№ урока

 

 

Тема урока

 

 

Лабораторная работа

Д/з

Дата

Введение (2 часа)

1.      

1

ИТБ, Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки, изучающие организм человека: анато­мия, физиология, психология и гигиена, медицина. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

 

§1

 

2.      

2.

Становление наук о человеке.

 

§2

 

РАЗДЕЛ 1

Происхождение человека (2 часа)

 

3.      

1    .

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.. Доказательства животного происхождения человека.

 

§3

 

 

4.      

  2       

 Историческое прошлое людей. Человеческие расы. Человек как вид.

 

§4 – 5

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2

Строение и функции организма (60 часов)

Тема 2.1. Общий обзор организма (1 час)

 

5.      

1

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

 

Лабораторная работа №1

Распознавание на таблицах органов и систем органов человека

 

§6

 

 

 

Тема 2.2 – 2.3  Клеточное строение организма. Ткани  

(2 часа)

6.      

1

 Клеточное строение организма. (Внешняя и внутренняя среда организма. Стро­ение и функции клетки.  Органоиды клет­ки. Деление. Жизненные процессы клетки. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки..)      

       

 

Записи в тетр

§7

 

7.      

     2

Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная. Образование тканей.

Лабораторная работа №2

Изучение микроскопического строения тканей.

§8 (стр. 33 – 37)

 

 

 

Тема 2.3 Рефлекторная регуляция органов

и систем организма (1 час)

8.      

1

Нервная ткань. Стро­ение и функция нейрона. Синапс. Рефлекторный характер деятельности нервной системы.

 

§8 – 9

 

 

Тема 2.4. Опорно-двигательная система (6 часов + 1 час на обобщение)

9.      

1

         

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение костей.

 

Лабораторная работа №3.

Изучение внешнего вида отдельных костей

 

§10

 

10.  

2

 Скелет человека. Осевой скелет. Приспособление человека  к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи.

 

 

§11

 

11.  

3.

 Скелет конечностей. Типы соеди­нений костей.

 

§12

 

12.  

4

Строение мышц. (Обзор мышц че­ловеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты.) Работа скелетных мышц и их регуляция. Гиподинамия. (Понятие о двигательной единице. Изменение мыш­цы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.)

 

Лабораторная  работа № 4.

 Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

§13 – 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.  

5

Причины нарушения осанки и развития плоско­стопия. Их выявление, предупреждение и исправ­ление. Признаки хорошей осанки.   

 

§15

 

 

 

 

 

 

 

14.  

6

 Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

       

 

 

 

§16, повт

 

 

15.  

7

  Обобщающий урок по теме: «Опорно-двигательная система»

 

 

 

Тема 2.5. Внутренняя среда организма (3 часа)

 

16.  

1

 Внутренняя среда организма. Значение постоянства внутренней среды организма .(Компоненты внутренней среды. Их взаимодействие. Гомеостаз.) Кровь. (Состав крови. Функ­ции. Свертывание крови. Анализ крови. Малокро­вие. Кроветворение) Группы крови. Переливание крови. Резус-фактор

 

 

Лабораторная работа №5.

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

 

§ 17

 

17.  

2

. Иммунитет. Иммунная система человека. (Борьба организма с инфекцией. Защитные барьеры организма. Антигены и антитела. Специфи­ческий и неспецифический иммунитет.)

 

 

§ 18

 

18.  

3

Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Вакцинация. (Иммунная систе­ма. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоци­тоз. Инфекционные и паразитарные болезни. Возбудители и перенос­чики болезни. Профилактика. Естественный и искусствен­ный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Пересадка органов и тканей)

 

§ 19

 

Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы

организма (6 часов + 1 час на обобщение)

19.  

1

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы, их роль в организме. Строение кровеносных и лим­фатических сосудов.

 

 

§ 20

 

20.  

2

Круги кровообращения. Значение кровообращения.

        

 

 

§ 21

 

21.  

3

Стро­ение и работа сердца. Автоматизм сердца.

         

 

 

§ 22

 

22.  

4

Движе­ние крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс.

 

Лабораторная работа  №6       

Измерение кровяного давления

§ 23

 

23.  

5

Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов.

 

Лабораторная работа  №7      

Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке

 

§ 24

 

24.  

6

   Артериальное и венозное кровотечения.        Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Лабораторная работа №8

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений

§ 25

 

25.  

7

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы»

 

 

 

 

Тема 2.7. Дыхательная система (4часа  + 1 час на обобщение)

26.  

1

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и ор­ганические заболевания дыхательных путей, мин­далин и околоносовых пазух, профилактика, до­врачебная помощь.       

 

 

§ 26

 

27.  

2

Легкие. Легочное и тканевое дыхание.

         

 

 

§ 27

 

28.  

3

Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гумораль­ная регуляция дыхания. Жизненная емкость легких. Предупреждение распространения болезней органов дыхания и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья.

Лабораторная  работа № 9. 

Измерение частоты дыхания

 

 

§ 28 записи

 

29.  

4

Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

 

 

§ 29

 

30.  

5

Повторительно – обобщающий урок по теме «Дыхание»

 

 

 

 

Тема 2.8. Пищеварительная система (6 часов + 1 час на обобщение)

 

31.  

1

Питание. Пищеварительная система. Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Пища как биологическая основа жизни.

 

 

§ 30

 

32.  

2

 Пищеварение в ротовой полости.

Лабораторная работа №10.

Изучение действия слюны на крахмал.

§ 31

 

33.  

3

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Роль ферментов в пищеварении.

 

 

Лабораторная работа №12.

Изучение действия желудочного сока на белки.

§ 32

 

34.  

4

Функции толстого и тонкого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Профилактика гепатита. Аппендицит.

 

§ 33

 

35.  

5

Регуляция деятельности пищеварительной системы. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.

         

 

 

§ 34

 

36.  

6

Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-ки­шечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

 

§ 35

 

37.  

7

Повторительно – обобщающий урок по теме «Пищеварение»

 

 

 

 

Тема 2.9. Обмен веществ и энергии (3 часа)

 

38.  

1

Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма.. (Пластический и энергетиче­ский обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы.  Роль ферментов в обмене веществ.)     

 

 

§ 36

 

39.  

2

Витамины. Профилактика авитаминозов и меры их предупреждения.

 

 

§ 37

 

40.

3

Энерго­траты человека и пищевой рацион. Нормы и ре­жим питания. Основной и общий обмен. Энергети­ческая емкость пищи.  

 

 

Лабораторная работа №12

Определение норм  рационального питания

 

§ 38

 

 

Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция

 (2 часа)

 

41     

1

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Роль кожи в об­менных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции.

 

§ 39

 

42     

2

 Уход за кожей, ногтями и волосами. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения, их профилактика. Тер­морегуляция организма. Закаливание. Доврачеб­ная помощь при переохлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

 

§ 40-41

 

 

Тема 2.11. Выделительная система (1 час)

43     

1

Значение органов выделения. Органы мочевыделительной системы, их строение и функ­ции. Строение и работа почек. Нефроны. Первич­ная и конечная моча. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

 

 

§ 42

 

 

Тема 2.12. Нервная система человека (4 часа)

 

44     

1

 Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы.

 

 

§ 43,44 (стр. 222)

 

45     

2

Строение и функции спинного мозга.

 

§ 44

 

46     

3

Строение головного мозга. Функ­ции отделов мозга и коры  больших полушарий.

 

 

Лабораторная  работа № 13

Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)

          

§ 45 – 46  

 

47     

4

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический под­отделы автономной нервной системы. Их взаимо­действие.

 

§ 47

 

 

Тема 2.13.  Анализаторы (4 часа + 1 час на обобщение )

 

48     

1

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Значение анали­заторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализа­тор. Положение и строение глаз. Строение и функции сет­чатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение.          

Лабораторная  работа  № 14

Изучение изменения размера зрачка

 

§ 48 – 49

 

49

2

Гигиена зрения. Преду­преждение глазных болезней, травм глаза. Преду­преждение близорукости и дальнозоркости. Кор­рекция зрения.

 

§ 50

 

50

3

Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слу­ха.

 

§ 52

 

51

4

Органы равновесия, кожно-мышечной чувстви­тельности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

 

§ 52, повт §43-51

 

52

5

 Повторительно – обобщающий урок по теме «Нервная система. Анализаторы»

 

 

 

 

 

Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)

 

53

1

Вклад отечественных ученых в разработку уче­ния о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможе­ния. Безусловные и условные рефлексы. Безуслов­ное и условное торможение. Закон взаимной индук­ции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ух­томского о доминанте. П.К. Анохин.

 

§ 53

 

54

2

Познавательная деятельность мозга. Врожденные программы поведения: безуслов­ные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приоб­ретенные программы поведения: условные рефлек­сы, рассудочная деятельность, динамический сте­реотип.

 

§ 54

 

55

3

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения.    

 

 

§ 55

 

56

4

Биологическая природа и социальная сущность человека. Особенности психики человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь. Внешняя и внут­ренняя речь. Осознанные действия и инту­иция.           

 

 

§ 56 до с. 283

 

57

5

Познавательные процессы: ощущение, восприя­тие, представления, память, воображение, словесно-логическое мышле­ние. Волевые действия. Эмо­ции. Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Способность к передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей.

 

 

§ 56 до конца, 57

 

 

Тема 2.15. Железы внутренней секреции

(эндокринная система) (2 часа)

 

58

1

Железы внешней, внутренней и смешанной сек­реции. Свойства гормонов. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы.       

 

 

§ 58

 

59

2

Гормоны ги­пофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых же­лез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

 

 

§ 59

 

 

РАЗДЕЛ 3  Индивидуальное развитие организма (5 часов)

 

60

1

Жизненные циклы организмов. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи.

          

 

§ 60

 

61

2

Образование и развитие за­родыша. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Забота о репродуктивном здоровье.

 

 

§ 61

 

62

3

Наследственные и врожденные заболевания и за­болевания, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ – инфекция и ее профилактика.

 

§ 62

 

63

4

 Развитие ребенка после рождения. Новорожден­ный и грудной ребенок, уход за ним. Половое соз­ревание. Биологическая и социальная зрелость.

 

§ 63

 

64

5

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, меж­личностные отношения. Стадии вхождения лич­ности в группу. Интересы, склонности, способнос­ти. Выбор жизненного пути.

          

 

§ 63,64

 

65

1

Повторение

 

 

 

66

2

Итоговая контрольная работа

 

 

 

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих (4  часа)

67

1

Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, двигательная активность, рациональное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

 

презентации

 

68

2

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Лабораторная работа №15

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье

 

 

 

69

3

Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

 

 

 

70

4

Здоровье – величайшая ценность для личности  и общества.

 

 

 

 

 

 

 

9 класс

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М. Палядьева.- М.: Дрофа, 2010. и ориентирована на использование учебника Каменского А.А. Биология. Введение в общую биологию.9 класс,  учебник  для общеобразовательных учреждений /А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2008.-рекомендованного  Министерством образования и науки Российской Федерации. Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по биологии  в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения

Программа рассчитана на  68 часов (2 часа в неделю)

Данная рабочая программа  обобщает знания о жизни и уровнях её организации, раскрывает мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщает и углубляет понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Изучение биологии в 9 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.

Рабочая  программа составлена на  основе  авторской  программы с внесенными в неё изменениями. Изменения внесены с учетом  примерной программы по биологии  и стандарта основного общего образования по биологии.

Авторская программа рассчитана на 70 ч, а фактически на курс биологии по учебному плану отводится 68ч, в связи с этим  на изучение отдельных тем сокращены часы.

Уменьшено количество часов на  изучение тем: 1.2 «Клеточный уровень» с 15ч до 14ч; 1.6 «Экосистемный уровень» с 8 ч до 6 ч. и раздела 3 «Возникновение и развитие жизни» с 7 ч до 6 ч.

 

Из высвободившегося времени добавлен 1 час на тему 1.4 «Популяционно-видовой уровень» для изучения материала, рекомендованного требованиями стандарта основного общего образования по биологии и примерной программы по биологии, в частности на изучение вопросов по экологии. 1 час оставлен как резервный.

Так как в авторской программе В.В.Пасечника (2010 г) отсутствует  глава «Основы экологии», которая включает разделы: «Организм и среда, «Биосфера и  человек». Но эти  темы рекомендуются к изучению (требования  стандарта основного общего образования по биологии и примерной программы по биологии), то они  внесены в содержание рабочей  программы

 В тему   1.4 «Популяционно-видовой уровень» добавлен урок «Приспособления организмов к различным экологическим факторам».

В тему 1.5 «Экосистемный уровень» добавлен материал по изучению типов взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

В Тему 1.6 «Биосферный уровень» включены вопросы изучения эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу и рационального природопользования.

Кроме этого из раздела 2 «Эволюция» тема «Селекция» перенесена в тему 1.3 «Организменный уровень» и изучается после вопросов генетики, это логически правильно, так как изучение материала по селекции опирается на генетические законы.

В связи  с этим изменяются  часы, отведенные  на изучение  отдельных разделов. Изменения  отражены в тематическом плане.

Кроме этого добавлены 5 лабораторных работ в тему 1.1,1.4 и 1.5, которые взяты их примерной программы.

 В тему 1.1 «Молекулярный уровень» добавлена лабораторная работа №1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках»

В тему 1.4 «Популяционно-видовой уровень добавлена лабораторная работа№5» Выявление приспособленности у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)»

В тему 1.5«Экосистемный уровень» добавлены лабораторные  работы: №6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме; №7 «Составление схем передачи веществ и энергии(цепей питания)»; и № 8 «Изучение и описание экосистемы своей местности»

Требования   к   уровню   подготовки   учащихся

В результате изучения биологии раздела «Введение в общую биологию» обучающиеся  должны

знать/понимать:

- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;

-  вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

-  биологическую терминологию и символику;

уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

-  описывать особей видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, Интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  соблюдения мер профилактики  вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;  оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологий (клонирование, искусственное оплодотворение).

 

Тематическое планирование по программе В.В. Пасечника

Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс.

Содержание

Дата

Дом.задание

Введение- 2 часа

1.        

Биология как наука. Методы исследования биологии

 

П.1.2

2.

Понятие «жизнь». Сущность жизни. Свойства живого.

 

П.3

Уровни организации живой природы – 45 часов

Молекулярный уровень – 9 часов

3.

Общая характеристика молекулярного уровня

 

П.1.1

4.

Углеводы

 

П.1.2.

5.

Липиды

 

П.1.3.

6.

Состав и строение белков

 

П. 1.4.

7.

Функции белков

 

П. 1.5.

8.

Нуклеиновые кислоты

 

П.1.6.

9.

АТФ и другие органические      соединения клетки

 

П. 1.7

10

Биологические катализаторы. Л.р №1 Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой

 

П.1.8

11.

Вирусы

 

П.1.9.

Клеточный уровень – 15 часов

12.

Основные положения клеточной теории. Л.р. №2 Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий

 

П.2.1.

13.

Общие сведения о клетке. Клеточная мембрана.

 

П.2.2

14.

Ядро клетки. Хромосомный набор

 

П.2.3.

15.

ЭПС, рибосомы, комплекс ГОльджи

 

П.2.4.

16.

Лизосомы, митохондрии, пластиды

 

П.2.5

17.

Клеточный центр, органоидыв движения, клеточные включения

 

П.2.6.

18.

Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

 

П. 2.7.

19.

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

 

П. 2.8.

20.

Энергетический обмен в клетке

 

П.2.9.

21.

Типы питания клетки.

 

П.2.10

22.

Фотосинтез. Хемосинтез.

 

П.2.11,2.12.

23.

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

 

П.2.13

24.

Синтез белков в клетке. Т-РНК. Трансляция

 

П.2.13

25.

Деление клетки. Митоз

 

П.2.14

26.

Контрольно- обобщающий урок по теме « Клеточный уровень организации живой природы»

 

 

Организменный уровень – 14 часов

27.

Размножение организмов. Оплодотворение.

 

П.3.1

28.

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

 

П.3.2,3.3.

29.

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

 

П. 3.4.

30.

Основные закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. Моногибридное скрещивание

 

П.3.5.

31.

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании.

 

П.3.5.

32.

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание

 

П.3.6.

33.

Дигибридное скрещивание

 

П.3.7.

34.

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.

 

П.3.8.

35.

Генетика пола. Наследование сцепленное с полом.

 

П.3.9.

36.

Модификационная изменчивость. Л.Р. № 3 Выявление изменчивости организмов.

 

П.3.11

37.

 Мутационная изменчивость

 

П. 3.12.

38.

Основы селекции. Работы И.Н. Вавилова

 

П.3.13

39.

 Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов.

 

П.3.14

40.

Контрольно- обобщающий урок «Организменный уровень организации живого»

 

 

Популяционно- видовой уровень – 2 часа.

41.

Критерии вида. Л.Р. № 4 Изучение морфологического критерия вида.

 

П.4.1

42.

Популяция

 

П.4.2., 4.3.

Экосистемный уровень – 4 часа

43.

Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Экскурсия №1 « В биогеоценоз»

 

П. 5.1.

44.

Состав и структура сообщества

 

П.5.2.

45.

Потоки вещества и энергии в экосистеме

 

П.5.3.

46.

Саморазвитие экосистем

 

П.5.5.

Биосферный уровень – 2 часа

47.

Биосфера. Среды жизни

 

П.6.1.

48.

Круговорот веществ в природе.

 

П.6.3

Эволюция – 6 часов

49.

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина

 

П. 7.1.

50.

Изменчивость  организмов. Л.р №5 Выявление изменчивости у организмов

 

П.7.2

51.

Борьба за существование. Естественный отбор.

 

П. 7.4,7.5.

52.

Видообразование. Л.р. №6 Выявление приспособлений у  организмов к  среде обитания

 

П.7.7

53.

Макроэволюция

 

П. 7.8.

54.

Основные закономерности эволюции. Экскурсия №2 Причины многообразия видов в природе.

 

П.7.9.

Возникновение и развитие жизни -    6 часов

55.

Гипотезы возникновения жизни

 

П. 8.1.

56.

Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы.

 

П. 8.2.-8.4.

57.

Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое

 

П. 8.5,8.6.

58.

Развитие жизни в мезозое и кайнозое. Л.Р. № 7 Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

 

П.8.7,8.8.

59.

Экскурсия « 3 В палеонтологический музей

 

 

60.

Контрольно- обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни»

 

 

Основы экологии – 8 часов

Организм и среда – 6 часов

61.

Экологические факторы. Условия среды

 

П.9.1

62.

Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы

 

П. 9.2.

63.

Экологические ресурсы

 

П. 9.3.

64.

Адаптация организмов к различным условиям существования

 

П.9.4.

65.

Межвидовые отношения организмов. Л.Р.№8 Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме.

 

П.9.5.

66.

Колебания численности организмов

 

П.9.6.

Биосфера и организм – 2 часа

67.

Эволюция биосферы.

 

П. 10.1

68.

Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования

 

П.10.2,10.3.

 

10-11 класс

Пояснительная записка.

 

1. Рабочая программа составлена на базе примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) 2004 года.

2. Цели и задачи курса:

  • освоение знаний о биологических системах ( клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

 

3. Методические особенности изучения предмета.

В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (8 часов) для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров, дебатов) и внедрения современных педагогических технологий. В теме «Экосистемы» лабораторная работа «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)» не проводится, т.к. отсутствуют условия для ее выполнения.

Рекомендации при изучении предмета.

Резервное время предусмотренное примерной программой, считаю необходимым использовать для  проведения лабораторных  работ;

- 1час – для проведения работ (№1-3) в рамках темы «Клетка»;

- 2 часа – для решения генетических задач, т.к. в рамках одного урока научиться решать задачи и справиться с теорией вопроса одновременно невозможно;

-1 час – для проведения лабораторной работы по составлению и анализу родословной, которая не включена в примерную программу, но она позволяет изучить историю семьи и выявить наследственные дефекты, что способствует сохранению здоровья нации и укрепляет роль семьи в современном обществе.

Если оставшийся 1 час, в 10 классе не пропадают в силу объективных обстоятельств, то его можно использовать для обобщения, в 11классе -  1 час, используется для обобщения и повторения; 2 часа на выполнение лабораторных работ №1-2, 6             

4. Количество часов.

На изучение курса биологии выделено 68 часов, в том числе в 10 классе – 34 часов (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часов (1 час в неделю).

5.УМК: А.А. Каменский., Е.А. Криксунов., В.В. Пасечник. Общая биология. 10 -11 кл. Дрофа, «Вентана – Граф», 2006.

Тематическое планирование.

Тема          

Количество часов

 

 

Лабораторные и практические работы

Экскурсии

Всего часов

1.

 

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

Биология как наука. Методы научного познания.

 

Клетка

 

Организм

 

Вид

 

Экосистемы

-

 

 

3

 

5

 

5

 

5

-

 

 

-

 

1

 

1

 

1

4

 

 

9

 

19

 

22

 

11

 

Резервное время – 2 часов.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 час)

 

 БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

 МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4 час)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы[1]. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации

Биологические системы

Уровни организации живой природы

Методы познания живой природы

 

______________________________________

¹.

 КЛЕТКА (9 час)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Демонстрации

Строение молекулы белка

Строение молекулы ДНК

Строение молекулы РНК

Строение клетки

Строение клеток прокариот и эукариот

Строение вируса

Хромосомы

Характеристика гена

Удвоение молекулы ДНК

Лабораторные и практические работы

          Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание

           Сравнение строения клеток растений и животных

           Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

        

ОРГАНИЗМ (19 час)

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации

Многообразие организмов

Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Фотосинтез

Деление клетки (митоз, мейоз)

Способы бесполого размножения

Половые клетки

Оплодотворение у растений и животных

Индивидуальное развитие организма

Моногибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание

Перекрест хромосом

Неполное доминирование

Сцепленное наследование

Наследование, сцепленное с полом

Наследственные болезни человека

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность

Мутации

Модификационная изменчивость

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Искусственный отбор

Гибридизация

Исследования в области биотехнологии

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

Составление простейших схем скрещивания

Решение элементарных генетических задач

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

 

ВИД (20 час)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.  Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрации

Критерии вида 

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции

Движущие силы эволюции

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов

Образование новых видов в природе

Эволюция растительного мира

Эволюция животного мира

Редкие и исчезающие виды

Формы сохранности ископаемых растений и животных

Движущие силы антропогенеза

Происхождение человека

Происхождение человеческих рас

Лабораторные и практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию

Выявление изменчивости у особей  одного вида

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

Анализ и оценка различных гипотез происхождения  человека

     ЭКОСИСТЕМЫ (11 час)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы.  Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы

Биологические ритмы

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Ярусность растительного сообщества

Пищевые цепи и сети

Экологическая пирамида

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Экосистема

Агроэкосистема

Биосфера

Круговорот углерода в биосфере

Биоразнообразие

Глобальные экологические проблемы

Последствия деятельности человека в окружающей среде

Биосфера и человек

Заповедники и заказники России

Лабораторные и практические работы

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

Решение экологических задач

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

 

Примерные темы экскурсий

Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).

Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

         Резервное время – 8 часов.

       Поурочное  планирование.

 

Тема урока

Дата

Кол-во часов

 

Лабораторные и практические работы

Экскур

сии

 

 

10 класс

 

 

 

 

 

 

1.

Биология как наука. Методы научного познания.

1.       Объект изучения биологии. Признаки живого.

2.       Уровни организации живой природы. Биологические системы.

3.       Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологии в её формировании.

4.       Методы познания живой природы.

 

4

 

 

 

 

2.

Клетка

1. Развитие знаний о клетке. Клеточная теория и её роль в современной картине мира.

2. Лабораторные работы 1-3

3. Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке.

4. Органические вещества. Углеводы, липиды и их роль в клетке.

5. Белки и их роль в клетке.

6. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК.

7. Строение клетки. Части и органоиды клетки. Ядерные и доядерные клетки.

8. Вирусы. Профилактика вирусных болезней. СПИД.

9. Генетическая информация клетки. Генетический код.

 

9

 

 

1.Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

2.Сравнение строения клеток растений и животных под микроскопом.

3.Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Организм

1.       Организм – единое целое. Общая характеристика обмена веществ и превращения энергии.

2.       Анаболизм на примере синтеза белка.

3.       Катаболизм на примере расщепления глюкозы.

4.       Фотосинтез. Хемосинтез.

5.       Размножение. Формы размножения.

6.       Деление клетки: митоз, мейоз.

7.       Оплодотворение и его значение. Иск. Опыление у растений и иск. Оплодотворение у животных.

 

8.       Индивидуальное развитие организмов. Особенности онтогенеза человека. Влияние алкоголя, никотина, наркотиков на онтогенез.Л.р №1

 

9.       Наследственность и изменчивость – предмет изучения генетики. Понятия и символы генетики.

 

10.    Закономерности наследования, установленные Менделем.Л.р №2

 

11-12 . Л.Р №3 Решение элементарных генетических задач.

11.     

 

  1. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

 

14.    Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на здоровье человека.Л.Р №4

 

15.    Наследование признаков у человека. Генетика пола, наследование признаков, сцепленных с полом.

 

16.    Наследственные болезни человека, их профилактика.

 

17.    Селекция. Работы Н.И.Вавилова.

 

18.    Основные методы селекции.

 

19.    Биотехнология. Этические проблемы биотехнологии.Л.р №5

 

Резерв -2ч

 

19

 

 

1.Выявление признаков сходства зародышей человека и др. млекопитающих как доказательство их родства.

2.Составление простейших схем скрещивания.

3.Решение элементарных генетических задач.

4. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

5.Оценка и анализ этических аспектов

развития некоторых исследований в биотехнологии.

 

 

 

 

11 класс

 

 

 

 

 

 

4      

Вид

  1. История развития эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, Ж..Б.Ламарка.
  1. Эволюционная теория Ч.Дарвина и ее значение.
  2. Вид и его критерии.
  3. Лабораторная работа №1-3
  4. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции.

5.   Движущие силы эволюции

6. Влияние движущих сил эволюции  на генофонд популяций.

  1. Синтетическая теория эволюции.
  2. Результаты эволюции.
  3. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
  4. Биологический прогресс и биологический регресс.
  5.  Гипотезы происхождения жизни на Земле.

      12.      Лабораторная работа №4 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

  1.  
  2. Современные представления о происхождении жизни

14- 15. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

16.  Гипотезы происхождения человека

17-18.  Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

19-20.  Эволюция человека.

21. Л.р. №6 Составление и анализ родословной.

      22.  Человеческие расы.

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Описание особей вида по морфологическому критерию.

2.Выявление изменчивости у особей одного вида.

3.Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

4.Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

5. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

6. Составление и анализ родословной.

 

 

 

Экосистемы.

1.Экологические факторы, их значение в жизни организма.Л.р.№1

2.Межвидовые отношения.

3.Видовая, пространственная и пищевая структура экосистем.Л.р №2

4.Причины устойчивости и смены экосистем.

5.Искусственные сообщества – агроэкосистемы.Л.р. №3

6.Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Эволюция биосферы.

7.Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

8.Биологический круговорот веществ.

9.Глобальные экологические проблемы и пути их решения.Л.р.№4

10.Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.Л.р.№5

11.Итоговая контрольная работа.

 

11

 

1.Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

2.Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

3.Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

4.Решение экологических задач.

5.Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

 

1. Естественные и

искусственные

экосистемы

 

Повторение – 1ч

 

 

 

 

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников