Рабочие программы по изобразительному искусству
6 класс
Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 6-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Цель программы:
Задачи художественного развития учащихся в 6 классе:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:
- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;
– формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
– формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
– формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.
Формирование художественно-творческой активности личности:
– учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;
– творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.
Формирование художественных знаний, умений, навыков.
2 год обучения (6 класс)
Учащиеся должны знать:
· особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;
· основные жанры изобразительного искусства;
· известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;
· о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;
· о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства.
Учащиеся должны уметь:
· работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
· выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
· добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
· передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
· передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;
· передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
· в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
· пользоваться различными графическими техниками
· оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.
дополнительные пособия для учителя:
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;
– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;
– Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 6 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Для изучения раздела программы «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»-8ч.
Для изучения раздела программы «Мир наших вещей. Натюрморт»-8ч.
Для изучения раздела программы «Вглядываясь в человека. Портрет» – 10ч.
Для изучения раздела программы «Человек и пространство в изобразительном искусстве»- 9ч.
Программа рассчитана на 35 часов; в том числе контрольных работ – 5.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе
По программе Б,М.Неменского, Изобразительное искусство
№ п/п |
Название темы урока |
Цели изучения темы, раздела. |
Оснащение урока Примерный минимум. |
Кол-во уроков |
Календарные сроки. Дом. задание |
1 четверть. Тема «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» |
|||||
1 |
Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств. |
а) Познакомить учащихся со значением искусства в жизни человека, видами искусства; дать представление о пластических видах искусства и их делении на группы: конструктивные, декоративные и изобразительные б) Развить интерес к искусству в) Воспитать мотивацию к учебной деятельности |
.. Свободная тема |
1 |
Сбор информации по данной теме |
2 |
Рисунок- основа изобразительного искусства |
а) ) Познакомить учащихся с творческими заданиями рисунка, его видами, с материалами для его выполнения, техникой работы над рисунком б) Учить выполнять рисунок карандашом с натуры в) Развивать навыки овладения техникой рисования г) ) Воспитать мотивацию к учебной деятельности |
Зарисовки с натуры и по памяти отдельных травянистых растений или веточек (колоски, колючки, ковыль и т. д. ).Работа карандашом разной твердости |
1 |
Принести словари по изобразительному искусству |
3 |
Пятно как средство выражения Композиция как ритм пятен |
а) Познакомить учащихся с понятиями пятна, силуэта, тона и тональных оттенков в изобразительном искусстве, познакомить с ролью пятна в изображении и его выразительными возможностями, тональной шкалой, композицией листа, ритмом пятен. б) Развить приемы работы с красками. в) Воспитать интерес к предмету и изобразительной деятельности; укреплять межпредметные связи ( музыка, литература, ИЗО ) |
Изображение различных осенних состояний в природе: ветер, дождь, туман, яркое солнце и тени. Работа красками |
1 |
Найти работы русских художников о природных явлениях |
4 |
Цвет. Основы цветоведения |
а) Познакомить учащихся с основами цветоведения; дать понятие цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета; холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета; находить гармонические цветовые сочетания б) Воспитать художественный вкус в) Развивать творческую фантазию |
Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой на вариативные возможности цвета: «Царство снежной королевы». « Розовая страна вечной молодости». «Изумрудный город» «Страна золотого солнца».Работа красками. |
1 |
Чтение сказок; подбор иллюстраций сказочных изображений царства, города, страны, планеты. |
5 |
Цвет в произведениях живописи. |
а) Познакомить с понятиями « локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией. б) Учить находить гармонические цветовые сочетания в) Развивать технику работы с красками г) Воспитать художественный вкус, наблюдательность д) Формировать потребность в самовыражении, в размышлении над известными фактами и явлениями; создавать условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей |
Изображение осеннего букета с разным настроением- радость, грусть, нежность. ».Работа красками. |
1 |
Сбор информации по данной теме |
6 |
Объемные изображения в скульптуре |
а) Познакомить учащихся с выразительными возможностями объемного изображения, видами скульптурных изображений, связью объема с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемых в скульптуре и их свойствами б) Учить создавать объемные изображения животных, используя различные материалы (пластилин, глина, мятая бумага) в том числе и природные в) воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству. |
Объемные изображения животных в различных материалах: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы |
1 |
Поиск информации по данной теме |
7 |
Основы языка изобразительного искусства. |
а) Обобщить знания о видах изобразительного искусства, художественных материалах, их выразительных возможностях, художественном творчестве и художественном воспитании
|
Свободная тема |
1 |
Написание реферата по теме; рисунок по замыслу. |
2 четверть. Тема: «Мир наших вещей. Натюрморт» |
|||||
8 |
Художественное познание: реальность и фантазия |
а) Дать понятие реальности и фантазии в творческой деятельности художника, условности и правдоподобия в изобразительном искусстве.; б) Познакомить с выразительными средствами и правилами изображения в) Учить приемам работы карандашом г) Развивать навыки решения композиционных задач д) Воспитывать художественный вкус; углублять межпредметные связи ( изобразительное искусство, отечественная история )
) )
б) в) |
Работа карандашами на тему: «Этот фантастический мир» |
1 |
Написать мини-рассказ к рисунку. |
9 |
Изображение предметного мира- натюрморта |
а) Познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства б) Расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в живописи, графике, скульптуре. в) Учить изображать различные предметы г) Развивать приемы работы красками д) Воспитывать эстетическую восприимчивость |
Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов, например кухонной утвари. Работа красками |
1 |
Подобрать из газет, журналов, открыток изображения натюрморта |
10 |
Понятие формы Многообразие форм окружающего мира |
а) Познакомить учащихся с многообразием форм в мире; объяснить понятия формы, линейных, плоскостных и объемных форм. б) Учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира в) Продолжать работу по формированию навыков конструирования из простых геометрических тел, из бумаги г) Развивать пространственные представления д) Воспитывать наблюдательность; способствовать углублению межпредмеитных связей ( математики, черчения, изобразительной деятельности). |
Конструирование из бумаги простых геометрических тел. |
1 |
Сбор информации по данной теме |
11 |
Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. |
а) Познакомить учащихся с перспективой как способом изображения на плоскости предметов в пространстве; изучить правила объемного изображения геометрических тел; дать определение понятию «ракурс» б) Учить приемам объемного изображения геометрических тел в) Развивать творческие конструктивные способности, изобразительные навыки г) Воспитывать интерес к самостоятельной конструктивной деятельности. |
Построение конструкций из нескольких геометрических тел, выполнить зарисовки карандашом. |
1 |
Сбор информации по данной теме |
12 |
Освещение. Свет и тень. |
а)Объяснить понятие «освещения» как средства выявления объема предмета б) Познакомить с понятиями « блики», «полутени», «собственная тень», « рефлекс», « падающая тень»; расширить представление о свете как средстве организации композиции в картине. в) Учить изображать геометрические тела с натуры с боковым освещением г) Развивать приемы работы красками д) Воспитывать наблюдательность; углублять межпредметные связи ( изобразительное искусство, мировая художественная культура, литература, музыка .) |
Изображение геометрических тел из дерева или бумаги c боковым освещением. Работа красками. |
1 |
Сбор информации по данной теме |
13-14 |
Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. |
а) Расширить представления учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей б) Учить выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен в)Развивать технику работы кистью г) Воспитывать художественный вкус, эстетическое цветовое ощущение и изысканность цветовых оттенков. |
Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т. д. Работа красками, гуашью. Практическая работа предполагает оттиск с аппликацией на картоне. |
2 |
Подобрать из газет, журналов, открыток изображения натюрморта |
15 |
Выразительные возможности натюрморта. |
а) Обобщить знания учащихся о предметном мире в изобразительном искусстве и выражении переживаний и мыслей художника, его личных, душевных представлений и представлений окружающего мира б) Развивать умения понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства в) Воспитывать художественный вкус |
Экскурсия по выставке, просмотр фильмов об искусстве |
1 |
Оформление своих творческих работ |
3 четверть. Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» |
|||||
16 |
Образ человека- главная тема искусства |
а) Познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета б) Развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир в) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения. |
Свободная тема. Работа красками. |
1 |
Подобрать картинки и иллюстрации с образом человека |
17 |
Конструкция головы человека и ее пропорции |
а) Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица. б) Дать понятие средней линии и симметрии лица в) Учить изображать голову человека с различно соотнесенными деталями лица г) Развивать наблюдательность; воспитывать эстетический вкус д) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу |
Работа над рисунком и аппликацией по изображению головы с различно соотнесенными деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.) |
1 |
Сбор информации по данной теме |
18 |
Изображение головы человека в пространстве |
а) Познакомить учащихся с техникой рисования головы человека б) Учить правильно выбирать поворот или ракурс головы; отработать приемы рисования головы в) Развивать наблюдательность г) Воспитывать эстетический вкус, интерес к предмету д) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека. |
Объемное конструктивное изображение головы. Работа карандашом. |
1 |
Сбор иллюстраций по теме |
19 |
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека |
а) Познакомить учащихся с историей изображения образа человека в графическом портрете, его особенностями б) Учить отражать в портрете индивидуальные особенности, характер и настроение портретируемого, располагать рисунок на листе в) Развивать навыки изображения головы человека, наблюдательность. г) Воспитывать интерес к изучению личности каждого человека, уважение к людям д) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека. |
Рисунок набросок с натуры. Первый урок-работа в карандаше, второй урок- в цвете. |
1 |
Описание внешности и характера литературного героя. |
20 |
Портрет в скульптуре |
а) Познакомить учащихся с историей с историей портрета в скульптуре, выразительными возможностями скульптуры б) Учить изображать портрет человека из пластилина, соблюдая пропорции и добиваясь сходства в) Развивать пространственное мышление г) Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию; укреплять межпредметгые связи ( литература, технология, изобразительное искусство) д,) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.
|
Работа над изображением из пластилина портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером. |
1 |
Описание внешности и характера литературного героя |
21 |
Сатирические образы человека |
а) Познакомить учащихся с переплетением понятий правды жизни и языка искусства, приемом художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве, с видом изобразительного искусства- карикатурой и ее разновидностями б) Учить отбирать детали и обострять образ при изображении сатирических образов или создании дружеских шаржей в) Развивать наблюдательность, технику рисования карандашом г) Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию, положительному отношению к юмору; укреплять межпредметные связи (литература, технология, изобразительное искусство) д) Формировать умение находить смешные, сатирические образы человека ( литературного персонажа), тонко и тактично изображать друзей в юмористическом решении |
Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей |
1 |
Подобрать из газет, журналов, открыток изображения натюрморта |
22 |
Образные возможности освещения в портрете |
а) Познакомить учащихся с особенностями изображения человека при различном освещении, с изменением его восприятия при направлении света сбоку, снизу, при изображении против света, с контрастностью освещения б) Развивать приемы изображения человека, наблюдательность, технику рисования однородной акварелью ( черной); в) Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию |
Наблюдение натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении. Черная акварель. |
1 |
Подготовить реферат на тему: Жизнь и творчество И. Е. Репина |
23 |
Портрет в живописи |
а) Познакомить учащихся с ролью и местом живописного портрета в истории искусства, обобщенным образом человека в живописи Возрождения, в 16-19 и 20 веках б) Учить составлять композицию в портрете; совершенствовать технику работы карандашом, красками в) Развивать приемы изображения человека, наблюдательность г) Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию |
Зарисовки композиции портретов с натуры в карандаше |
1 |
Сбор информации по данной теме |
24 |
Роль цвета в портрете |
а) ) Познакомить учащихся с цветовым решением образа в портрете; дать понятие цвета, тона и освещения в портрете б) Развивать понимание того, что цветом можно выражать настроение и характер героя портрета в) Воспитывать интерес к человеку как личности |
Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга). |
1 |
Подобрать материал на тему: Великие портретисты |
25 |
: Великие портретисты (обобщение темы ) |
а) Обобщить знания учащихся о жанре портрета б) Проанализировать выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах в) Воспитывать творческую активность, интерес к искусству |
Презентация работ- портретов; отчет по рефератам, их анализ и оценка. |
1 |
Оформление своих творческих работ |
4 четверть. Тема: «Человек и пространство в изобразительном искусстве» |
|||||
26 |
Жанры в изобразительном искусстве |
а) Систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства б) Познакомить с предметами изображения и картиной мира в изобразительном искусстве и его видением в разные эпохи в) Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству; укреплять межпредметные связи ( изобразительное искусство, мировая художественная культура, музыка, литература, история). |
Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр. |
1 |
Проиллюстрировать в словарях жанры ИЗО |
27
|
Изображение пространства |
а) Расширить знания учащихся о видах перспективы в изобразительном искусстве. б) Познакомить с особенностями изображения пространства в искусстве Древнего Египта и Древней Греции, правилами линейной перспективы в искусстве и историей их открытия в) Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству |
Пространство иконы, его смысл. Потребность в изображении глубины пространства, открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. |
1 |
Продолжить работу со словарями и энциклопедической литературой |
28- 29 |
Правила линейной и воздушной перспективы |
а) Расширить знания учащихся о перспективе как учении о способах передачи глубины пространства в искусстве. Дать понятие точки зрения, точки схода. б) Познакомить с правилами линейной и воздушной перспективы и изменения контрастности в) Учить изображать предметы с соблюдением правил перспективы; совершенствовать технику работы карандашом и гуашью. |
Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил перспективы. Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой |
2 |
Сбор информации по данной теме |
30-31 |
Пейзаж- большой мир. Организация изображаемого пространства |
а) Расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве. б) Познакомить с традициями изображения пейзажа в Древнем Китае. Европе в) Учить выбирать формат бумаги для картины, высоту горизонта, находить правильное композиционное решение при заполнении пространства; совершенствовать технику работы с красками г) Развивать творческое воображение. |
Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение задания может быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями |
2 |
Сбор иллюстраций с изображением пейзажей. |
32 |
Пейзаж- настроение. Природа и художник. |
а) Расширить знания учащихся о пейзаже как таком жанре в искусстве ,который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности. б) Познакомить с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения; в) Учить находить красоту природы в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день и т. д., передавать красками яркие цветовые состояния природы; показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение; совершенствовать технику работы с красками. г) Развивать творческое воображение, технику работы кистью д) Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе; укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, мировая художественная культура, история) |
Пейзаж- настроение. Работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. Изменчивые и яркие цветовые состояния. |
1 |
Выполнить наброски пейзажа улиц города с натуры |
33-34 |
Городской пейзаж |
а) Познакомить учащихся с изображением образа города в живописи, особенностями городского пейзажа в истории искусства в разные эпохи и в российском искусстве 20 века. б) Учить выполнять городской пейзаж с соблюдением правил линейной перспективы в) Развивать творческое воображение, технику работы карандашом. г) Воспитывать эстетический вкус, интнрнс к искусству, любовь и привязанность к родным местам- краю, городу; укреплять межпредметные связи (литература, , изобразительное искусство, мировая художественная культура, история, черчение.) |
Работа над графической композицией «Городской пейзаж», «Мой город». Коллективная работа путем аппликации отдельных изображений в общую композицию после предварительного эскиза. Внимание на ритмическую композицию листа |
2 |
Подготовить доклады о работах художников- пейзажистов |
35 |
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл |
а) Обобщить изученный за прошедший учебный год материал; подвести итог общей дискуссионной проблемы, обсуждаемой в течении года, о значении изобразительного искусства в жизни людей б)Повторить виды изобразительного искусства, средства выразительности, основы языка в) Воспитывать на лучших образцах произведений живописи интерес и уважительное отношение к отечественному искусству; ; укреплять межпредметные связи (литература, , изобразительное искусство, мировая художественная культура, история.) |
Выставка лучших работ учащихся за учебный год. |
1 |
Оформление своих творческих работ |
7 класс
Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 7-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений.
Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Цель программы:
Задачи художественного развития учащихся в 7 классе:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:
- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;
– формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
– формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
– формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.
Формирование художественно-творческой активности:
– творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры;
– творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве.
Формирование художественных знаний, умений, навыков:
3 год обучения (7 класс)
Учащиеся должны знать:
· о процессе работы художника над созданием станковых произведений;
· о месте станкового искусства в познании жизни;
· о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях;
· о произведениях агитационно-массового искусства;
· о произведениях выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского Возрождения, голландского искусства 17 века; испанского искусства 17- начала 19 веков; французского искусства 17 – 20 веков; русского искусства;
· о выдающихся произведениях современного искусства.
Учащиеся должны уметь:
· связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
· работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
· передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;
· изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;
· выполнять элементы оформления альбома или книги;
· отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;
· вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.
дополнительные пособия для учителя:
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 7 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;
– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;
– Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 7 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков . Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Для изучения раздела программы «Изображение фигуры человека и образа человека»-8ч.
Для изучения раздела программы «Поэзия повседневности»-8ч.
Для изучения раздела программы «Великие темы жизни» – 10ч.
Для изучения раздела программы «Реальность жизни и художественный образ»- 9ч.
Программа рассчитана на 35 часов; в том числе контрольных работ – 5.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 7 классе
По программе Б.М.Неменского, Изобразительное искусство
№ п/п |
Название темы урока |
Цели изучения темы, раздела. |
Оснащение урока. Программный минимум |
Кол-во уроков |
Календарные сроки.Домашнее задание |
|
1 четверть. Изображение фигуры человека и образ человека. |
||||||
|
Изображение фигуры человека в истории искусств |
а) Познакомить учащихся с представлениями о красоте человека в истории искусства. б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству. в) Развить творческую и познавательную активность. |
Пластика, рельефы, динамика |
1 |
Подобрать репродукции произведений ИЗО с изображением людей различных пропорций |
|
|
Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации |
а) Познакомить учащихся с тем, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека б) Сформировать представление о терминах «пропорции», «канон» в) Развить творческую и познавательную активность учащихся. г) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству. |
Золотое сечение |
1 |
Принести проволоку и пластилин для выполнения скульптуры человека |
|
3-4 |
Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека(спортсмен) |
а) Развить творческую и познавательную активность б) Воспитать любовь и интерес к искусству и его истории в) Формировать практические навыки работы в технике лепки с использованием каркаса |
Скульптура, каркас, пропорции |
2 |
Подобрать материал о творчестве художника-скульптора (по предложенному списку) |
|
5 |
«Великие скульпторы» |
а)Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великих скульпторов мира. б)Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству. в)Развить навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность, а также навыки публичного выступления. |
Скульптура, памятник |
1 |
Принести графические материалы для работы в технике рисунка |
|
6 |
Изображение фигуры с использованием таблицы |
а) Развить творческую и познавательную активность, ассоциативно-образное мышление. б) Воспитать любовь и интерес к искусству. в) Формировать практические навыки в изображении фигуры человека. |
Пропорции человеческого тела |
1 |
Принести графические материалы для работы с натуры |
|
7 |
Набросок фигуры человека с натуры |
а) Развивать глазомер, ассоциативно-образное мышление, , творческую и познавательную активность. б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству. в) Формировать навыки в рисовании фигуры человека г) Сформировать понятие о термине «набросок» и техниках его выполнениях. |
фигуры человека |
1 |
Подобрать материал для тематической картины «Профессия» |
|
8 |
Человек и его профессия Выставка работ «Моя будущая профессия» |
а) Вывести учащихся на более высокий уровень познания темы через повторение и обобщение . б) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность. в)Формировать практические навыки в изображении фигуры человека |
Понятие наброска, картины |
1 |
Художественные материалы |
|
2 четверть. Поэзия повседневности |
||||||
9 |
Тематическая (сюжетная) картина |
а) Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах б) Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность |
Понятие жанра, сюжета, картины |
1 |
Подобрать материал по теме «Малые голландцы» |
|
10 |
Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве Что знаю я о «Малых голландцах»? |
а) Сформировать представление о голландской живописи, Голландии как родине бытового жанра, голландских художников и их картинах б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству, интерес к его истории в) Развивать творческое отношение к выполнению задания, навыки публичного, индивидуального и коллективного выступления |
Жанр, сюжет, бытовой жанр |
1 |
Подобрать материал о творчестве художников: А. Венецианова, П. Федотова; «передвижников» |
|
11 |
Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А.Венецианова, П. Федотова; |
а) Познакомить учащихся с творчеством русских художников: А. Венецианова, П. Федотова; б) Воспитать любовь к России и ее национальному искусству в) Развивать интерес к истории изобразительного искусства России, творческую активность и мышление, а также навыки публичных выступлений |
Жанр, сюжет, бытовой жанр |
1 |
Подобрать материал о творчестве художников: А. Венецианова, П. Федотова; «передвижников» |
|
12 |
Сюжет и содержание в картине |
а)Продолжить знакомство учащихся с творчеством художников Ян Вермер, А. Пластов З.Серебрякова б)Воспитывать интерес к изобразительному искусству. в) Дать представление о понятиях сюжет, тема и содержания в произведениях изобразительного искасства. |
Жанр, сюжет, бытовой жанр |
1 |
Выполнить наброски композиции с простым, доступным для наблюдений сюжетом из своей жизни. |
|
13 |
«Передвижники» |
а) Познакомить учащихся с творчеством художников, входящих в Товарищество передвижных художественных выставок б) Развивать интерес к истории изобразительного искусства России, творческую активность и мышление в) Воспитать любовь к России и ее национальному искусству |
Жанр, сюжет, бытовой жанр, Третьяковская галерея |
1 |
Познакомится с творчеством художников бытового жанра 20 века |
|
14 |
Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея» |
а) Сформировать представления о Третьяковской галереи как первом музее русского искусства; музее с богатой коллекцией картин художников-передвижников б) Воспитать любовь к Родине, интерес к русской культуре и ее истории в) Развивать ассоциативно-образное мышление, память, способность анализировать материал, сравнивать, строить аналогии |
Жанр, сюжет, бытовой жанр, Третьяковская галерея |
1 |
Подобрать материал для работы над сюжетной картиной о жизни своей семьи |
|
15-16 |
Создание тематической картины «Жизнь моей семьи» |
а) Сформировать представления о сложном мире станковой картины б) Познакомить с ролью сюжета в решении образа в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству г) Формировать навыки работы с художественными материалами в технике живописи |
Бытовой жанр |
2 |
Подобрать материал по темам и проблемам 3 четверти |
|
3 четверть. Великие темы жизни |
||||||
17 |
Историческая тема в искусстве. Творчество В.И. Сурикова |
а) Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В.И. Сурикова б) Сформировать представление об историческом жанре в живописи в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность |
Исторический жанр, сюжет |
1 |
Подобрать материал для работы над картиной на историческую тему |
|
18-20 |
Сложный мир исторической картины |
а) Сформировать представление о сложном мире исторической картины. б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории, любовь к искусству в) Формировать и развивать навыки работы художественными материалами в технике рисунка и живопись |
Исторический жанр, сюжет, эскиз, набросок |
3 |
Художественные материалы |
|
21 |
Зрительские умения и их значения для современного человека |
а) Сформировать представление об особом языке искусства и средствах его выразительности. б) Развивать личностный характер создания и восприятия произведения искусства в) Познакомить учащихся с разными уровнями понимания произведений изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасное и что безобразное. г) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству |
Сюжет, содержание, колорит «художественный язык» |
1 |
Познакомится с картиной К.Брюллова «Последний день Помпеи» |
|
22 |
Великие темы жизни в творчестве русских художников К.Брюллова «Последний день Помпеи» |
а) Познакомить учащихся с историей создания и художественного замысла великой картины К.Брюллова «Последний день Помпеи» б) Сформировать представление о сложном мире исторической картины в) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию, навыки ведения дискуссии, публичного выступления г) Воспитать любовь к искусству, интерес к художественным произведениям и их истории |
Сюжет, содержание, колорит «художественный язык» |
1 |
Подобрать материал о творчестве И. Билибина и В.Васнецова |
|
23 |
Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки. |
а) Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества И. Билибина и В.Васнецова б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь и интерес к искусству в) Развивать навыки поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания. |
Сюжет, содержание, колорит «художественный язык», сказочно-былинный жанр |
1 |
Познакомиться с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына» |
|
24 |
Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына») |
а) Познакомить учащихся с великой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына» б) Сформировать представление о сложном мире сюжетной картины в) Формировать зрительские умения и навыки г) Воспитать ассоциативно-образное мышление, эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни искусстве. д) Развивать интерес к искусству и особенностям его образного языка |
Библейский жанр, Сюжет, содержание, колорит «художественный язык», сказочно-былинный жанр |
1 |
Провести поисковую работу на тему «Великие музей мира» по предложенному списку |
|
25 |
Крупнейшие музей изобразительного искусства и их роль в культуре |
а) Сформировать представления о художественных музеях и их типах б) Познакомить учащихся с крупнейшими музеями мира и России в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории изобразительного искусства г) Развивать ассоциативно-образное мышление, способность анализировать материал, выделять главное |
Музей, галереи, их типы |
1 |
Перечислить музеи родного города (края) |
|
26 |
Эрмитаж – сокровищница мировой культуры. |
а) Сформировать представления об Эрмитаже как сокровищнице мирового искусства б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству в) Развивать ассоциативно-образное мышление, память, способность анализировать материал, сравнивать, строить аналогии |
Коллекции Эрмитажа |
1 |
Подготовится к экскурсии в городской музей |
|
27 |
Художественный музей моего города |
а) Познакомить учащихся с художественным музеем города, его историей, коллекцией работ б) Воспитывать активную гражданскую позицию, любовь к Родине, родному краю, интерес к нашей истории и культуре в) Развивать творческую и познавательную активность |
Музей, галереи, их типы |
1 |
Повторить пройденный материал по темам I-III четверти |
|
28 |
Знакомые картины и художники |
а) Формировать познавательный интерес учащихся к изобразительному искусству и его истории б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству |
Беседа |
1 |
Придумать задание или кроссворд для тематической викторины |
|
4 четверть. Реальность жизни и художественный образ |
||||||
29-32 |
Плакат и его виды шрифты. |
а) Сформировать представления о плакате, как особом виде графики, отметив специфику его образного языка б) Познакомить учащихся с ролью текста в плакате и его взаимосвязью с рисунком в) Формировать и развивать навыки работы художественными материалами в технике графики по выполнению плакатов и аппликаций г) Воспитать любовь и интерес к искусству, эмоциональную отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве |
Плакат, шрифт, шрифтовая композиция |
4 |
Подобрать материал о шрифтах, их видах и особенностей выполнения |
|
33-35 |
Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации |
а) Сформировать представления об основных элементах книги б) Познакомить учащихся с искусством иллюстрации в) Воспитать любовь и интерес к искусству г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность д) Формировать навыки работы с художественными материалами |
Книга, обложка, иллюстрация |
3 |
|
|
8 класс
Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 8-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.
Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.
Архитектура любого века. Любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживания в нём человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры – используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объём, пространство, фактура, цвет и т.д.)
Дизайн как искусство возник в 20 веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Ныне трудно определить. К архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т.д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объём, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.)
Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объёмной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмно-пространственной.
Каждый современный человек живёт в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств.
Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работающими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности – изобразительный, декоративный, конструктивный).
Цель программы:
Задачи художественного развития учащихся в 8 классе
4 год обучения (8 класс)
Учащиеся должны знать:
· как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
· особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
· основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
Учащиеся должны уметь:
· конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
· моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
· работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
· конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;
· использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
· владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
· создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
· создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
· работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
· использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
· использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки.
дополнительные пособия для учителя:
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;
– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;
– Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 8 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Для изучения раздела программы «Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн-архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры»-8ч.
Для изучения раздела программы «Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.»-8ч.
Для изучения раздела программы «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среда жизни человека» – 10ч.
Для изучения раздела программы «Человек в зеркале дизайна и архитектуры»- 9ч.
Программа рассчитана на 35 часов; в том числе контрольных работ – 5.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 8 классе
По программе Б,М.Неменского, Изобразительное искусство
№ п/п |
Тема урока |
Задачи урока |
Примечание |
Кол-во уроков |
Домашнее задание |
1-2 |
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. |
Ознакомить с основными типами композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Учить располагать на формате один большой прямоугольник из черной бумаги и обрезая его, добиваться баланса массы и поля |
Добиваться простоты и выразительности |
2 |
Гармонично сбалансировать композиции из трех – пяти прямоугольников |
3 |
Прямые линии и организация пространства. |
Учить с помощью простых прямых линий соединять элементы композиции и членение плоскости |
Выполнение коллажно – графических работ с разными видами композиций |
1
|
|
4 |
Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. |
Дать понятия локальные цвета. Сближенность цветов и контраст. |
Создание композиции из произвольного количества простейших геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах. |
1 |
|
5 |
Буква – строка- текст. Искусство шрифта. |
Познакомить с различными шрифтами |
Выполнение упражнений |
1 |
Создание композиции с буквами |
6-7 |
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. |
Познакомит с историей развития плаката , показать важность агитационной деятельности |
Выполнение макета плаката |
2 |
|
8 |
Многообразие форм полиграфического дизайна |
Познакомить с разнообразием полиграфического дизайна, элементами составляющие конструкцию и худ. оформление книги |
Изготовления макета книги |
1 |
|
ІІ четверть |
|||||
9 |
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. |
Дать понятия чертежа как плоскостного изображение объемов, когда точка вертикаль, круг- цилиндр и т.д. Формировать понятия учащихся проекционной природы чертежа |
Баланс объемов между собой и с полем макета |
1 |
Выполнение плоскостной композиции |
10 |
Архитектура -композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. |
Учить детей чтению по рисунку простых геометрических тел, а так же прямых, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях |
Построение трех уровней рельефа |
1 |
Прочтения линии проекции объекта |
11 |
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятия модуля. |
Ознакомление учащихся с объемной архитектурной композиции . Формирование навыков моделирования сложных , объемных композиций , используя необходимые средства . |
Создания макета дома. |
1 |
|
12 |
Важнейшие архитекиурные элементы здания. |
Показать художественную специфику и особенности выразительных средств архитектуры. Ознакомить учащихся со свойствами архитектурных объемов. Выявить влияние архитектурных форм на человека. Сформировать навыки конструирования архитектурных композиций. |
Создание зарисовки архитектурных элементов здания. |
1 |
|
13-14 |
Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени |
Дать понятие дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. |
Создание тематической инсталляции |
2 |
|
15 |
Роль и значение материала в конструкции. |
Дать понятия что роль материала определяет форму ознакомления со свойствами |
Построение формы исходя из материала, его фактуры и свойства. |
1 |
|
16 |
Цвет в архитектуре и дизайне. |
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Объяснить специфику влияния цвета спектра и их тональности |
Цветовое решение макетной объемно- пространственной композиции |
|
|
ІІІ четверть |
|||||
17-18 |
Город сквозь времена и страны. Образно – стилевой язык архитектуры прошлого. |
Дать понятия о смене стилей как отражение эволюции образа жизни. |
Графическая зарисовка или фотоколлаж исторического здания. |
2 |
|
19-20 |
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры |
Дать понятия об архитектурной и градостроительной революции XX века ее технологические предпосылки и эстетические предпосылки. |
Зарисовка «архитектура будущего» |
2 |
|
21 |
Живое пространство города. Город микрорайон, улица. |
Познакомить с исторической формы планировки городской среды и их связь с образом жизни. дать понятия замкнутая, радикальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная др. |
Макетно – рельефное моделирование фрагмента города |
1 |
|
22 |
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. |
Дать понятия роли малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектуры. |
Эскизный макет витрины магазина. |
1 |
подобрать иллюстрации по данной теме. |
23 |
Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. |
Познакомить детей с интерьером различных общественных мест . Мебель и архитектура : гармония контраст. |
Выполнить эскиз проект мебельного гарнитура в техники аппликации. |
1 |
Выполнить эскиз проект мебельного гарнитура |
24 |
Природа и архитектура. Организация архитектурно -ландшафтного пространства |
Дать понятия город в единстве с ландшафтно-парковой средой . обучить технологии макетирования путем введения бумагопластики различных материалов и фактур |
Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды, использовать имитирующие фактур. |
1 |
|
25-26 |
Ты –архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. |
Учить конструировать объемно-пространствнной композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты |
Коллективная работа создания сложной пространственной композиции с использованием различных фактур и материалов. |
2 |
Подбор зрительного ряда |
ІV четверть |
|||||
27 |
Мой дом – мой образ жизни. Функционально- архитектурная планировка своего дома |
Учить фантазировать и воплотить в архитектурно-дизайнерских проектах. |
Выполнить технический рисунок частного дома |
1 |
Подбор иллюстраций современных строений |
28 |
Интерьер комнаты – портрет ее хозяина. Дизайн вещно – пространственной среды жилища. |
Познакомить с дизайн интерьером .Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Учить создавать схемы, проекты. |
Выполнение эскизного рисунка с использованием коллажа проекта пространственного воплощения плана своей комнаты |
1 |
|
29 |
Дизайн и архитектура моего сада. |
Учить моделировать сад, используя малые архитектурные формы. Учить соотносить здания и растения |
Макетирования фрагмента сада из природного материала |
1 |
Создания композиции из цветов по группам |
30 |
Мода, культура и ты. Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды |
Ознакомить с технологией создания одежды. Дать понятия законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. |
Создание своего собственного проекта вечернего платья, костюма рисунок или коллаж. |
1 |
Специфика эскиза модных коллекций одежды- создания рисунка- копии. |
31 |
Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. |
Учить создавать костюм что бы выражал личностные качества человека, подбор цветовой гаммы. Дать понятия стилей. |
Проектный рисунок одного из комплектов костюма |
1 |
Создание словесного списка перечня всех элементов гардероба с небольшими зарисовками. |
32-33 |
Грим, визажистика и прическа в практике дизайна |
Ознакомить с искусством грима и прически . Обучить азбуки визажистики и парикмахерского стилизма. |
Упражнение в нанесении макияжу и создания прически на натуре ( по парно) |
2 |
Рисование прически и макияжа на фотографии |
34 |
Имидж: лик или личина? Сфера имидж – дизайна |
Дать понятия имидж дизайн как сфера деятельности, объединяющие аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело, ювелирную пластику и т.д., определяющей форму поведения в обществе. |
Коллективное задание по группам создания имиджмейкерского сценария проекта. Соревновательно–игровой показ проектов. |
1 |
Принести атрибуты |
35 |
Моделируя себя – моделируешь мир. |
Обобщить знания , полученные на урок .Проконтролировать владение учащимися терминологией и средствами композиции в создании коллективной работы |
Урок викторина |
1 |
|