Муниципальное общеобразовательное учреждение Благовещенская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» «Утверждена»
«___»__________ 2011 г. «___»____________ 2011 г.
Начальник управления образования Директор школы:_________
Администрации Большесельского МР /Грачёва С.К./
_____________ /Чернова И.В./
Основная образовательная программа
начального общего образования
Принята на педагогическом совете Дата начала реализации:
№ ___от «___»____________ 2011 г. 1 сентября 2011 года
с. Благовещенье, 2011 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к основной образовательной программе
начального общего образования
Образовательная программа (далее – ОП) разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования с учетом требований следующих нормативных документов:
Ø Закон РФ «Об Образовании»;
Ø Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, утвержденный Министерством образования и науки РФ 06.10.09 г.;
Ø Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»;
Ø «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02»
Ø Устав МОУ Благовещенской СОШ.
ОП определяет содержание и организацию образовательного процесса в школе на ступени начального общего образования и направлена на: 1. Формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
2. Формирование у учащихся опыта самореализации, индивидуального и коллективного действия, на основе которых осуществляется личностное и социальное самоопределение и развитие младших школьников
и строится на следующих принципах:
· реализация права каждого ребенка на образование, с учетом его способностей, уровня развития, прилежания;
· преемственность со ступенями дошкольного и основного общего образования.
Структура ОП включает в себя следующие разделы:
· Пояснительную записку.
· Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
· Учебный план начального общего образования.
· Программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, которая устанавливает ценностные ориентиры начального образования, определяет результат, содержание и действия по формированию УУД, способы и формы оценки достижения результатов;
· Программы отдельных учебных предметов.
· Программу духовно -_нравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, которая включает в себя цели и задачи, ценностные установки, основные направления и ценностные основы, совместную деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности, планируемые результаты освоения программы.
· Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
· Систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, включающую в себя накопительную систему оценок и портфель достижений, итоговую оценку выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию.
· Рабочие программы внеурочной деятельности.
· Лист регистрации изменений.
Учебное заведение имеет лицензию на образовательные услуги и реализует образовательную систему «Школа России».
ОП составлена с учетом интересов всех участников образовательного процесса.
Обобщенным результатом на ступени начального общего образования является портрет выпускника, обладающего следующими основными чертами:
- желанием и умением учиться, потребностью самостоятельного познания окружающего мира;
- элементарной грамотностью в рамках содержания отдельных учебных предметов, функциональной грамотностью в области чтения и математики;
- инициативностью, навыками сотрудничества в разных видах деятельности;
- ответственностью, готовностью отвечать за свои поступки;
- осознанным принятием правил здорового и безопасного образа жизни и регуляцией своего поведения в соответствии с ними.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет 4 года.
Планируемые результаты освоения
основной образовательной программы
начального общего образования
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования являются важнейшим механизмом реализации требований ФГОС к качеству образования в начальных классах. Система планируемых результатов отражает состав тех универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных умений, которыми овладеют школьники, обучающиеся в МОУ Благовещенская СОШ к концу начального этапа образования.
В данном разделе программы описывается состав каждой группы универсальных учебных действий, подлежащих формированию на междисциплинарном уровне, т.е. в рамках всех изучаемых предметов с учётом специфики содержания каждого из них. Предметные умения, формируемые в рамках каждой учебной дисциплины, а также состав универсальных учебных действий, преломлённых через её содержание.
При этом отдельно, в силу значимости, вынесены метапредметные результаты обучения чтению и работе с текстом.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника, положительное отношение к учению;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные, внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
- ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, родителей, стремление к адекватной самооценке;
-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества (член семьи, член классного коллектива, селянин), умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, признание общепринятых морально-этических норм, готовность соблюдать их, способность к самооценке своих действий, поступков;
-- осознание себя как гражданина России, россиянина, как представителя одного из её народов с определённой культурой; уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
- эстетические чувства, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении, в творческом, созидательном процессе;
- основы экологической культуры, бережное отношение к природе;
- воспринимает, осознает и контролирует свое физеологическое и психическое состояние;
- следует режиму и правилам здорового образа жизни;
- умеет выявлять и осознавать опасности для своего здоровья и жизни и избегать этих опасностей.
У выпускника могут быть сформированы:
- понимание необходимости учения, выраженная учебно-познавательная мотивация, устойчивый познавательный интерес;
- способность выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими нормами;
- стремление соблюдать безопасные, экологически грамотные нормы поведения в обществе (семья, школа, общественные места) и природе;
- патриотические чувства к своему Отечеству, народу, его культуре; интерес к особенностям других стран, народов, к их традициям;
- осознанное принятие правил здорового образа жизни, понимание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушением здоровья;
- личностная и социальная активность в различной природоохранной, созидательной, творческой деятельности, направленной на поддержание чистоты и красоты окружающей среды.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу до окончательного её решения;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно, в том числе и во внутренней речи) свои действия в соответствии с решаемой задачей;
- действовать по плану, а также по инструкциям учителя или содержащимся в других источниках информации – в учебнике, тетради с печатной основой и т.д.
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
- адекватно оценивать свои достижения (что усвоил в результате решения учебной задачи, и на каком уровне), осознавать трудности, понимать их причины, в сотрудничестве с учителем намечать действия для преодоления затруднений, восполнять пробелы в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- анализировать своё знание и незнание, умение и неумение по изучаемому вопросу (теме, разделу) и использовать свои выводы для постановки соответствующей учебно-познавательной задачи;
- осознавать учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу, читая учебный текст (формулировку задания), слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебников, тетрадей с печатной основой;
- различать основную и второстепенную информацию, под руководством учителя фиксировать информацию разными способами (словесно, схематично и др.);
- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы);
- анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных), описывать (характеризовать) их на основе предложенного плана;
- сравнивать изучаемые объекты по указанным признакам и свойствам, находить общие существенные признаки и распределять (классифицировать) их на группы.
- владеть общими способами решения учебных задач; ориентироваться на возможность решения конкретных учебных задач разными способами;
- проводить для решения учебных задач анализ, сравнение, классификацию по заданным критериям;
- осуществлять подведение под понятие на основе разграничения существенных и несущественных признаков объектов;
- под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
- строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе несложные по форме рассуждения;
- использовать рисунки, рисунки-схемы, чертежи, планы, отражающие пространственное расположение предметов, отношения между ними или их частями для решения познавательных задач;
- преобразовывать реальный объект наблюдения из чувственной формы в модель (пространственно-графическую или знаково-символическую), в которой выделены существенные признаки объекта;
- кодировать/замещать, использовать знаки и символы в качестве условных заместителей реальных объектов и явлений окружающего мира;
- декодировать/интерпретировать информацию, представленную в условных знаках.
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться различными дополнительными источниками информации (справочники, энциклопедии, научно-популярные, учебно-познавательные книги, СМИ и др.), осуществлять поиск и выделение в них необходимой информации, фиксировать её разными способами и сопоставлять;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесную информацию переводить в наглядную и наоборот); систематизировать и структурировать информацию, отображая её в разной форме (план описания, схема, таблица и др.);
- осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения конкретной учебной задачи; устанавливать аналогии с целью более простого и быстрого её решения;
- проводить синтез как составление целого из частей, самостоятельно восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций;
- выявлять причинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств;
- выделять проблему (совместно с учителем и одноклассниками), при изучении новой темы, решении новой задачи, проведении исследования;
- анализировать результаты исследования и представлять их в разных формах (словесной, наглядной).
- создавать собственные простые модели;
- участвовать в коллективной проектной деятельности, проводимой в урочное и внеурочное время.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
- под руководством учителя участвовать в организации и осуществлении групповой работы: распределять роли, сотрудничать, оказывать взаимопомощь взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
- строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- создавать высказывания для решения различных коммуникативных задач, адекватно использовать в них разнообразные средства языка;
- оперировать в речи языком предметной области (филологии, математики, естествознания, технологии), правильно (адекватно) использовать соответствующие понятия (лингвистические, математические, естественнонаучные и др.);
- стараться уважать позицию партнёра в процессе совместной деятельности, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем, принимать и реализовывать общее решение;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, оказывать помощь взрослым и сверстникам для достижения общего успеха.