Рабочие программы по истории
6 класс
Пояснительная записка
Рабочие программы по истории средних веков и истории России с древности до конца XV века составлены на основе Примерной программы основного общего образования по истории (www.mon.gov.ru 2005 г), рекомендованной Министерством образования и науки РФ для базисного учебного плана 2004 г. и соотносится с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории. Данная программа позволяет выполнить обязательный минимум содержания образования.
Рабочая программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями УМК учебников М.А. Бойцова, Р.М. Шакурова, и Е.В. Пчёлова, включённых в Федеральный перечень учебников на 2013 – 2014 уч. год, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Изучение истории средних веков и истории России с древности до конца XV века направлено на достижение следующих целей:
· Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
· Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
· Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
· Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальным и традициями;
· Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, таких как, умение разделять процессы на этапы, выделять характерные причинно – следственные связи, определять структуру объекта познания, связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким критериям. Важную роль историческое образование играет в формировании умения передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде, проводить анализ текста, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания, составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся овладевают монологической и диалогической речью, умениями участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы.
Программа предусматривает проведение различных форм обучения: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-практикум, лабораторная работа, на которых формируются и отрабатываются указанные выше общеучебные умения и навыки.
История средних веков и история России изучаются отдельными курсами, последовательно, а не синхронно- параллельно, сначала история средних веков, затем история России, так как не решён вопрос с обеспечением учебно-методического комплекса и поурочных методических рекомендаций, соответствующих содержательному и деятельностному компонентам стандарта.
Примерная программа отводит на изучение истории средних веков не менее 30 часов, на изучение истории России не менее 30 часов. Рабочая программа по истории средних веков составлена на 30 часов, программа по истории России на 40 часов, из расчёта 2 часа в неделю в соответствии с учебным планом образовательного учреждения. Резервные учебные часы направлены на изучение отечественной истории. Программы используются без изменений.
Планирование составлено по учебнику М.А. Бойцова и Р.М. Шакурова «История средних веков» М., Русское слово, 2007 г. и учебнику Е.В. Пчёлова «История России» М., издательство «Русское слово», 2008 г.
Календарно – тематический план
по истории средних веков
№ п/п |
Наименование разделов по теме |
Всего часов, дата |
Контр. и провер. |
Примечания, дом. задания |
1. |
Введение. Понятие средневековой цивилизации |
1 |
|
с. 5-6 |
2. 2.1 2.2 2.3 2.4
2.5 |
Византия и арабский мир Византийская империя Культура Византии Великое переселение народов Племена Аравийского полуострова. Арабские завоевания Возникновение ислама. Мухаммед |
5 |
1 |
§ 1 § 2 § 3 § 4
§ 5 |
3. 3.1 3.2 3.3
3.4 3.5
|
Европа в V – XIII вв. Франкское государство Империя Карла Великого Политическая раздробленность в Европе. Власть духовная и светская Норманнские завоевания Собирание французского и германского королевств |
5
|
|
§ 6 § 7 § 8
§ 8 § 13 |
4.
4.1
4.2
4.3 4.4
4.5
4.6
4.7 4.8 |
Средневековое европейское общество Феодализм и сословный строй в Западной Европе Крестьяне – вечные труженики. Крестьянская община Рыцарство и знать. Вассалитет Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов Средневековый город. Экономическое развитие Западной Европы Романский и готический стиль в культуре Развитие науки и техники Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства Католическая церковь |
8 |
1
|
Зап. в тетр.
§ 11
§ 12 § 14-15
§ 16
§ 17
§ 18 § 19 |
5. 5.1
5.2 5.3 5.4 5.5 |
Государства Европы в XIV – XV вв. Образование централизованных государств. Сословно-представительные монархии Крестьянские восстания в Европе Столетняя война Ереси и гуситское движение Кризис европейского средневекового общества а 14 – 15 вв. |
5 |
1
|
§ 20
§ 21 § 22 §23 |
6.
6.1
6.2 6.3
6.4 |
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья Во владениях Великого Хана. Османская империя Средневековое общество в Индии Средневековое общество в Китае и Японии Доколумбовы цивилизации Америки |
4 |
|
§ 24
§ 25 § 26 -27
§ 29 |
7. 7.1
7.2 |
Повторение по курсу Духовный мир европейского средневекового человека Культурное наследие Средневековья |
2
|
1 |
|
|
Итого: |
30 |
5 |
|
Календарно – тематический план по истории России
с древности до конца XV века
№ п/п |
Наименование разделов по теме |
Всего часов Дата |
Контр. и провер. |
Примечание |
1. |
Введение. История России- часть всемирной истории |
1 |
|
Записи в тетр. |
2.
2.1
2.2
2.3 |
Народы и государства на территории нашей страны в древности Заселение территории нашей страны. Народы на террит. России до сер. І тыс. до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма |
3 |
1 |
§ 1
§ 2
§ 3
|
3. 3.1
3.2 |
Восточные славяне в древности Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй Государство и религия восточных славян в VI-VIII в |
2 |
|
§ 4 |
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9 4.10
|
Древнерусское государство в IX – начале XII вв. Образование древнерусского государства. Рюриковичи Новгород и Киев – центры древнерусской государственности Князь Владимир и крещение Руси. Княжеские усобицы Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Русская Правда Владимир Мономах и борьба за киевский престол Общественный строй Древней Руси. Соседская община. Город Православие в Киевской Руси. Международные связи Древней Руси Культура Руси в домонгольское время Ярославский край в древности Повторение по теме: «Русь в IX – 1 пол. XІІ вв.» |
10 |
1 |
§ 5
§ 6
§ 7
§ 8
§ 9
§ 10
§ 11
§ 12
Зап. в тетр. |
5.
5.1
5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 |
Русские земли в удельный период Политическая раздробленность Руси Южная Русь Галицко – Волынское княжество Новгородская боярская республика Владимиро-Суздальское княжество Идея единства русских земель в период раздробленности |
6
|
1 |
§ 13
§ 14 § 15 § 16 § 17 Зап. в тетр. |
6.
6.1
6.2
6.3
6.4
|
Борьба с внешней агрессией в XІІІ веке Монгольское завоевание. Золотая Орда Зкспансия с Запада. Александр Невский Русские земли под властью Золотой орды. Ярославская земля в составе Владимиро – Суздальского княжества |
4 |
1 |
§ 18
§ 19
§ 20
Зап. в тетр. |
7.
7.1
7.2
7.3
7.4 7.5
7.6 |
Складывание предпосылок образования Российского государства Великое княжество Литовское и русские земли Начало объединения русск. земель. Иван Калита Дмитрий Донской. Куликовская битва Кризис Московской Руси Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский Культура Руси во 2 пол. XIII – XV вв. |
6 |
1 |
§ 21
§ 22
§ 23
§ 24 § 25
§ 26 |
8.
8.1 8.2
8.3
8.4 8.5 8.6
|
Завершение образования Российского государства Свержение золотоордынского ига Завершение объединения русских земель вокруг Москвы Иван III. Становление органов власти Российского государства Судебник 1497 г. Местничество Ярославский край в XIII – XV веках Повторение по теме: «Завершение объединения русских земель» |
6 |
1
|
§ 27 § 27
§ 28
§ 28 Зап. в тетр.
|
9. 9.1 9.2 |
Повторение по курсу: Формы землевладения и хозяйства Общее и особенное в развитии Руси и Европы в средние века Итого |
2
40 |
1
5 |
|
|
Итого по курсу история |
70 |
10 |
|
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
В результате изучения истории средних веков и истории России с древности до конца XV века ученик должен:
Знать/ понимать
- Основные этапы и ключевые события отечественной и всеобщей истории c древности до конца XV века;
- Выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития этого периода;
- Изученные виды исторических источников.
Уметь
- Соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении учебных задач; сравнивать
- Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых дат, терминов, фактов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ;
- Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выделять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
- Объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.
7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по новой истории и истории России XVI – XVIII веков составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории (www.mon.gov.ru 2005 г), рекомендованной Министерством образования и науки РФ для базисного учебного плана 2004 г. и соотносится с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории. Данная программа позволяет выполнить обязательный минимум содержания образования.
Рабочая программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями УМК учебников О.В. Дмитриевой, и Е.В. Пчёлова, включённых в Федеральный перечень учебников на 2013 – 2014 уч. год, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Изучение истории в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
· Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
· Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
· Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
· Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальным и традициями;
· Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, таких как, умение разделять процессы на этапы, выделять характерные причинно – следственные связи, определять структуру объекта познания, связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Важное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
Важную роль историческое образование играет в формировании умения передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое), создавать письменные высказывания (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся овладевают монологической и диалогической речью, умениями участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы.
Нужно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовать свою учебную деятельность, оценивать её результаты.
Программа предусматривает проведение различных форм обучения: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-практикум, лабораторная работа, на которых формируются и отрабатываются указанные выше общеучебные умения и навыки.
История России и история Нового времени (XVI – XVIII вв.) изучаются последовательно, сначала всеобщая история, затем история России, так как не решён вопрос с обеспечением учебно – методического комплекса и методических рекомендаций, соответствующих содержательному и деятельностному компонентам стандарта.
Примерная программа отводит на изучение новой истории 24 часа, на изучение истории России не менее 36 часов. Рабочая программа рассчитана на 70 часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю а соответствии с учебным планом учебного учреждения. На изучение новой истории отводится 24 часа, на изучение истории России 44 часа, таким образом, резервные учебные часы направлены на изучение отечественной истории. Программа используются без изменений.
Планирование составлено по учебнику Е.В. Пчёлова «История России» для 7 класса, изданного в издательстве «Русское слово» в 2007 году. При изучении курса новой истории используется учебник для 7 класса О.В. Дмитриевой «Новая история», издательство «Русское слово», 2008 год.
Календарно – тематический план
по новой истории (XVI – XVIII вв.)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов, дата |
Конт. и пров. |
Примечания |
1. |
Введение. Европа в конце средневековья. Понятие «новая история» и хронология |
1 |
|
с. 3-4 |
2. 2.1
2.2 |
Великие географические открытия. Путешествия В. Да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Великие географические открытия и их последствия. Колониальные захваты. |
2 |
|
§ 1-2
§ 3 сочинение |
3. 3.1
3.2
3.3
3.4 |
Эпоха Возрождения Начало процесса модернизации в Европе ХVІ – ХVІІвв. Развитие науки и техники Зарождение капиталистических отношений Эпоха Возрождения и гуманизм в Европе Искусство высокого Возрождения |
4 |
1 |
§ 5, рис.
§ 6, терм.
§ 7-8, табл.
§ 9, табл. |
4.
4.1 4.2
4.3 4.4
4.5
|
Реформация. Утверждение абсолютизма Реформация в Европе. М.Лютер Контрреформация и религиоз- ные войны. Ж. Кальвин. И. Лойола Британия – владычица морей Утверждение абсолютизма воФранции Международные отношения в XVI – XVII вв. |
5 |
1 |
§ 10-11 § 12
§ 15-16 § 17
§ 18 конспект |
5. 5.1
5.2
5.3 |
Первые буржуазные революции Нидерландская буржуазная революция Английская буржуазная революция сер. XVII века Промышленный переворот в Англии и его социальные последствия |
3 |
1 |
§ 14
§ 22
§ 27 |
6.
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5 6.6
6.7
6.8
|
Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук Художественная культура XVII – XVII вв. Просвещённый абсолютизм в странах Европы Война за независимость и образование США Великая французская революция Свержение монархии. От диктатуры к консульству. Наполеон Бонапарт Османская империя и Держава Великих Моголов «Запретные» страны: Китай и Япония |
8 |
1 |
§ 19,23 табл. § 20,24 табл. § 25
§ 28-29
§ 30 § 31
§ 32-33
§ 34 |
7. |
Повторение по курсу: Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе |
1 |
1 |
|
|
Итого |
24 |
5 |
|
Тематическое планирование
по истории России (XVII – XVIII вв.)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Контр. провер. |
Примечания |
1. |
Введение. Условия развития страны в XVI веке |
1 |
|
|
2. 2.1
2.2
2.3 2.4 |
Российское государство в XVI веке Иван ІV Грозный. Установление царской власти. Реформы сер.ХVІ в. Земские соборы Расширение территории государства. Казачество Ливонская война. Опричнина Культура Российского государства. Книгопечатание. Иван Фёдоров |
4 |
1 |
§ 29
§ 30
§ 31 § 32-33 |
3. 3.1
3.2
3.3
3.4
3.5 |
Россия на рубеже XVI – XVII веков Смутное время. Прекращение династии Рюриковичей Установление крепостного права Самозванцы. Борьба против интервентов. Ярославский край в Смутное время Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д. Пожарский Повторение по теме: «Россия в Смутное время» |
5 |
1 |
§ 1-2 § 3-4
§ 4-5
§ 6 |
4. 4.1
4.2
4.3
4.4
4.5 4.6
4.7 4.8
4.9 4.10 |
Россия в XVII веке Россия при первых Романовых. Ликвидация последствий Смуты Развитие торговых связей. Мануфактуры. Приказная система. Отмена местничества Соборное уложение 1649г. Юридическое оформление крепостного права Внешняя политика России в ХVІІ в. Вхождение Левобережной Украины в состав России на правах автономии Церковный раскол. Никон и Аввакум «Бунташный век». Социальные движения 2 пол. 17 века. Степан Разин Завершение присоединения Сибири Обмирщение культуры в XVII веке. Быт и нравы допетровской Руси Ярославский край в XVII в. Повторение по теме: «Россия в XVII веке» |
10 |
1 |
§ 7
§ 8
§ 9
§ 10
§ 11 § 12
§ 13 § 14-15 Зап. в тетр. |
5. 5.1
5.2 5.3
5.4
5.5
5.6 5.7 |
Преобразования Петра Великого Преобразования пер. четв. ХVІІІ в. Пётр Первый. Заводское строительство Северная война Создание регулярной армии и флота Образование Российской империи Абсолютизм. Табель о рангах. Подчинение церкви государству Реформы в экономике при Петре Первом и народные движения Преобразования в культуре и быту Повторение по теме: «Роль петровских преобразований в истории страны» |
7
|
1
|
§ 16-17
§ 18 § 19-20
§ 21
§ 22-23
§ 24 |
6. 6.1
6.2
6.3 6.4 6.5
6.6 6.7 |
Эпоха дворцовых переворотов Дворцовые перевороты. Фаворитизм Наследники Петра Первого Расширение прав и привилегий дворянства. Усиление крепостного права Императрица Елизавета Петровна. Семилетняя война Культура России в середине XVIII века Император Пётр III Повторение по теме: «Эпоха дворцовых переворотов» |
7 |
1 |
§ 25
§ 26
§ 27 -28 § 29 § 30
§ 31 |
7. 7.1
7.2
7.3
7.4 7.5
7.6 7.7 7.8
7.9 7.10 |
Россия во втор. пол. XVIII в Просвещённый абсолютизм Екатерины Второй Внешняя политика при Екатерине Второй. Присоединение новых территорий Россия в войнах второй половины ХVІІІ в. А.В. Суворов, Ф.Ф.Ушаков Социальные движения. Пугачёв Е.И. Внутренняя политика Екатерины Второй. Оформление сословного строя Внутренняя политика Павла Первого Внешняя политика Павла Первого Светский, рациональный характер культуры: наука и образование, литература и искусство. М.В. Ломоносов Ярославский край в XVIII в. Повторение по теме : «Россия во второй половине XVIII в. |
10 |
1 |
§ 32
§ 33
§ 33
§ 34 § 35
§ 36 § 36 § 37-38
Зап. в тетр. |
8. |
Итоговое обобщение. Россия и мир на рубеже XVIII – XIX веков |
2 |
1 |
|
|
Итого |
46 |
6 |
|
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
В результате изучения истории ученик должен:
Знать/ понимать
- Основные этапы и ключевые события отечественной и всеобщей истории с древности до конца XVIII века;
- Выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития этого периода;
- Изученные виды исторических источников.
Уметь
- Соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении учебных задач; сравнивать свидетельства различных источников;
- Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых дат, терминов, фактов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ, отчётов;
- Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выделять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- Объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
Использовать приобретённые знания и умения для:
· Высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
· Использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
8 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по новой истории и истории России XIX века составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории (www.mon.gov.ru 2005 г), рекомендованной Министерством образования и науки РФ для базисного учебного плана 2004 г. и соотносится с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории. Данная программа позволяет выполнить обязательный минимум содержания образования.
Рабочая программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями УМК учебников А.Н. Боханова, и Н.В. Загладина, включённых в Федеральный перечень учебников на 2013 – 2014 уч. год, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
· Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
· Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
· Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
· Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальным и традициями;
· Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, таких как, умение разделять процессы на этапы, выделять характерные причинно – следственные связи, определять структуру объекта познания, связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Важное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
Важную роль историческое образование играет в формировании умения передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое), создавать письменные высказывания (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся овладевают монологической и диалогической речью, умениями участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять своими словами), формулировать выводы.
Нужно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовать свою учебную деятельность, оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения.
Программа предусматривает проведение различных форм обучения: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-практикум, лабораторная работа, на которых формируются и отрабатываются указанные выше общеучебные умения и навыки.
История России и история Нового времени (XVI – XVIII вв.) изучаются последовательно, сначала всеобщая история, затем история России, так как не решён вопрос с обеспечением учебно – методического комплекса и методических рекомендаций, соответствующих содержательному и деятельностному компонентам стандарта.
Примерная программа отводит на изучение новой истории 24 часа, на изучение истории России не менее 36 часов. Рабочая программа рассчитана на 70 часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю а соответствии с учебным планом учебного учреждения. На изучение новой истории отводится 24 часа, на изучение истории России 44 часа, таким образом, резервные учебные часы направлены на изучение отечественной истории. Программа используются без изменений.
Планирование составлено по учебникам А. Н. Боханова «История России» для 8 класса, изданного в издательстве «Русское слово» в 2007 году. При изучении курса новой истории используется учебник для 8 класса Н.В. Загладина «Всеобщая история. История нового времени», издательство «Русское слово», 2007 год.
Тематическое планирование по новой истории ( XIX век)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов, дата |
Контпров. |
Примеча- ния |
1. |
Введение. Первая империя во Франции. Наполеон Бонапарт |
1 |
|
§ 1 |
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9 2.10
2.11
|
Европа и Северная Америка в XIX – начале XX вв. Наполеоновские войны и крушение Французской империи Священный союз. Европейские революции ХІХ в. Социальный реформизм во 2 пол. XIX – начале ХХ в. Индустриальные страны во второй пол. XIX- н. XX вв. Монополистический капитализм Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Национальные идеи и образование единых государств в Германии и Италии. О. фон Бисмарк Франко – прусская война и Парижская коммуна Великобритания. Обострение противоречий в развитии индустриального общества Гражданская война в США. А. Линкольн Страны Западной и Центральной Европы Народы Юго-Вост. Европы в ХІХ в. |
11 |
1
1
1 |
§ 2 – 3
§ 4,6
§ 9
§ 10
§ 11
§ 7
§ 8
§ 12
§ 13 § 14
§ 15 |
3.
3.1 3.2
3.3
3.4 3.5
3.6 |
Страны Латинской Америки, Азии и Африки в XIX –н.XXв. Проникновение европейцев в Индию Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже ХІХ – ХХ вв. Османская империя и Персия в XIX – начале XX в. Начало модернизации в Японии Колониальные захваты в Африке, завершение раздела мира Провозглашение независимых государств в Лат. Америке в ХІХ в.
|
6 |
1 |
§ 17 § 18
§ 19
§16 § 20, 21
§ 5, 22 |
4.
4.1
4.2
4.3 |
Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира Международные отношения в Новое время. Первая мировая война: причины, участники. Основные этапы военных действий. Итоги войны |
3 |
1 |
§ 23
§ 24
§ 25 |
5. 5.1
5.2 |
Развитие культуры в XIX - XX вв. Технический прогресс в Новое время. Возникновение научной картины мира. Изменение взгляда человека на общество и природу Культурное наследие Нового времени |
2 |
|
§ 27
§ 28 |
6. |
Повторение по курсу: Духовный кризис индустриального общества на рубеже ХІХ – ХХ вв. |
1 |
1 |
|
|
Итого |
24 |
6 |
|
Тематическое планирование
по истории России ( XIX – начало XX в.)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов, дата |
Контр. и Провер. |
Примечания |
1. |
Введение. Расцвет и крушение Российской империи |
1 |
|
Введение |
2. |
Социально – экономическое развитие России в первой половине XIX века |
1 |
|
§ 4 -5 |
3.
3.1
3.2
3.3 3.4
3.5
3.6 3.7 3.8
|
Внутренняя и внешняя политика в пер. четв. XIX в. Внутренняя политика в первой половине ХІХ в. Сперанский М.М Внешняя политика: войны со Швецией, Турцией, Ираном Отечественная война 1812 г. Изгнание Наполеона. Россия и образование Священного Союза Внутренняя политика Александра I во втор. пол. Царствования. Начало промышленного переворота Тайные общества декабристов Движение декабристов Повторение по теме: «Внутренняя и внешняя политика Александра Первого» |
8 |
1
1 |
§ 1 – 3
§ 6 – 7
§ 8 § 9
§ 10
§ 11 § 12 |
4.
4.1
4.2
4.3 4.4 4.5- 4.6
4.7
4.8
|
Внутренняя и внешняя политика во вт. четв. XIX в. Внутренняя политика Ник. І. Крепостнический характер экономики и зарождение капиталистических отношений Преобразования в управлении страной Присоединение Кавказа. Крымская война Общественная мысль во второй четверти XIX в.: официальная государственная идеология, западники и славянофилы, утопический социализм Ярославский край в первой половине XIX века Повторение по теме: «Россия в первой половине XIX века» |
8 |
1
1 |
§ 13, 21
§ 14, 15, 16
§ 17, 18 § 19 – 20
§ 22. 23
§ 25
Зап. в тетр.
|
5.
5.1
5.2 |
Русская культура первой половины XIX века Образование, литература, наука Архитектура, театр, живопись, музыка. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры |
2 |
|
§ 26
§ 27 |
6. 6.1
6.2 6.3
6.4 |
Великие реформы 60-70-х гг Предпосылки и подготовка крестьянской реформы Отмена крепостного права Великие реформы 1860-1870-х гг. Александр II. Общественные движения 50-60-х гг. XIX века |
4 |
1 |
§ 28
§ 29 § 30
Зап. в тетр. |
7. 7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
7.8 |
Россия в конце XIX века Сельское хозяйство страны после отмены крепостного права Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества Оппозиция в обществе. Народничество Убийство Александра IІ . Контрреформы 1880-х гг. Общественные движения 2 пол. ХІХ в. Появление марксизма в России Национальная политика. Русско – турецкая война 1877 – 1878 гг. Ярославский край во второй половине XIX века Повторение по теме: «Россия во второй половине XIX века» |
8 |
1 |
§ 31
§ 32
§ 35
§ 36, 39
§ 47
§ 33,34,40
Зап. в тетр. |
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения истории ученик должен:
Знать/ понимать
- Основные этапы и ключевые события отечественной и всеобщей истории с древности до конца XIX века;
- Выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития этого периода;
- Изученные виды исторических источников.
Уметь
- Соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении учебных задач; сравнивать свидетельства различных источников;
- Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых дат, терминов, фактов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ, отчётов;
- Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выделять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- Объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
Использовать приобретённые знания и умения для:
- Высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- Объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- Использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории XX века составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории (www.mon.gov.ru 2005 г), рекомендованной Министерством образования и науки РФ для базисного учебного плана 2004 г. и соотносится с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории. Данная программа позволяет выполнить обязательный минимум содержания образования.
Рабочая программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями УМК учебников Н.В. Загладина, включённых в Федеральный перечень учебников на 2013 – 2014 уч. год, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
· Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
· Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
· Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
· Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальным и традициями;
· Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно – следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного их них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно – коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно – смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся овладевают монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять иными словами), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащиеся могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет – ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовать свою учебную деятельность, оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Программа предусматривает проведение различных форм обучения: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-практикум, лабораторные и прктические работы, на которых формируются и отрабатываются указанные выше общеучебные умения и навыки.
Примерная программа отводит на изучение новой истории 24 часа, на изучение истории России не менее 36 часов. Рабочая программа рассчитана на 68 часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю в соответствии с учебным планом учебного учреждения. На изучение новой истории отводится 24 часа, на изучение истории России 44 часа, таким образом, резервные учебные часы направлены на изучение отечественной истории. Программа используются без изменений. История России и всеобщая история изучаются синхронно – параллельно.
Планирование истории России составлено по учебнику Н.В. Загладина «История России» М., Русское слово, 2012 г. Курс всеобщей истории –по учебнику Н.В. Загладина «Новейшая история» М., Русское слово», 2012 г.
Региональная история в 5-9 классах – это сквозной, обязательный для изучения системный курс истории края, который является неотъемлемой частью обязательного школьного исторического образования.
Уровень усвоения регионального содержания – базовый. В региональное содержание отбираются наиболее яркие факты, раскрывающие особенности развития края и его роль в истории Российского государства. При изучении истории родного края в основной школе деятельность выдающихся деятелей земли Ярославской рассматривается с точки зрения служения отечеству, проявления позитивных социальных качеств.
Целью изучения региональной истории является становление гражданского самосознания ученика на основе знания и уважения нравственных ценностей и исторических традиций, сложившихся в Ярославском крае, осознания любви к родной истории, пробуждение патриотических чувств.
Изучение истории родного края призвано помочь ребёнку:
· Ощутить свою сопричастность с историей края и через историю края – с историей страны;
· Понять ценность исторического и культурного наследия края, необходимость его сохранения;
· Успешно интегрироваться в общество, позитивно взаимодействовать с конкретными личностями, группами людей, коллективами;
· Оценивать события и деятельность людей на основе категорий морали, нравственности, соответствия принципам гражданского общества.
В 5 классе история края интегрируется в модуль «Что изучает история». С 6 по 8 классы история Ярославского края изучается по окончании изучения крупных тематических блоков курса истории России. Учебные часы на изучение истории края выделяются из резерва учебных часов, предусмотренного федеральной примерной программой.
6 класс – история края с древнейших времён по XV в.
7 класс – история края в XVI – XVIII вв.
8 класс – история края в XIX – XX вв.
В 9 классе региональная линия продолжается в курсе истории. История Ярославского края в XX – начале XIX в. в объёме 34 учебных часа в году изучается в курсе истории блочным методом.
Рабочая программа по истории Ярославского края составлена по авторской программе Л. А. Харитоновой «История и культура Ярославского края», опубликованной в методическом пособии «Преподавание истории Ярославского края в общеобразовательной школе» в издательстве ОАО «Рыбинский Дом печати» в 2007 году.
История края изучается по учебному пособию Н. П. Рязанцева и И.А. Федорчука «Ярославский край. Очерки по истории Ярославского края с древнейших времён до наших дней», выпущенному в 2007 году в издательстве «Рыбинский Дом печати».
Тематическое планирование по истории XX века
№ п/п |
Название темы |
Курс, Всего часов |
Контр. провер. |
Приме чания |
Дата |
1.
|
Понятие «Новейшая и современная история»
|
Вс. 1 |
|
|
|
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6 2.7 2.8
2.9
2.10 2.11
2.12 2.13 2.14
2.15
2.16
|
Россия в годы революции и гражданской войны Революция в России в 1917 .г Падение монархии Временное правительство и Советы. Выступление генерала Л.Г. Корнилова Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. В.И. Ленин Учредительное собрание. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры. Распад Российской империи Выход России из Первой мировой войны. Гражданская война. «Военный коммунизм» Белые и красные. Иностранная интервенция Ярославский край в к.XIX – н. XX вв Первая русская революция в Ярославском крае Столыпинская аграрная реформа в Ярославском крае Февральская революция в Ярославле Октябрьские события 1917 г. в Ярославской губернии Экономические преобразования новой власти Мятеж в Ярославле в июле 1918 года Экономическое развитие губернии в годы Гражданской войны Крестьянские выступления на территории Ярославского края Повторение по теме: «Россия в годы революции и гражданской войны» |
Рос.
Яр.к Яр.к
Яр.к
Яр.к Яр.к
Яр.к Яр.к Яр.к
Яр.к
16
|
1 |
§ 7
§ 9
§ 10
§ 11
§ 12
§ 13 |
|
3 3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8 |
Мир в 1920 – 1930 –е Мир после Первой мировой войны. Лига Наций. Версальско – Вашингтонская система Международные последствия революции в России. Революционный подъём в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. М.Ганди. Сунь Ятсен Ведущие страны Запада в 1920-1930-х гг.: от стабилизации к экономическому кризису Мировой экономический кризис 1930-х гг. и «новый курс» в США Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы в 1920-х 1930-х гг. Страны Азии после Первой мировой войны. Китай. Индия. Япония Фашизм. Б. Муссолини. Национал – социализм. А. Гитлер Пацифизм и милитаризм в 1920 – 1930-х годах. Военно-политические кризисы в Европе и на Дальнем Востоке |
Вс.
8
|
|
§ 7
§ 8
§ 9
§ 10
§ 11
§ 12
§ 13-14 |
|
4 4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6 4.7 |
СССР в 1920-е гг. Новая экономическая политика. Начало восстановления экономики Образование СССР. Борьба за власть в партии большевиков СССР в системе международных отношений в 1920-х гг. Полоса признания СССР Поиск путей построения социализма. Советская модель модернизации Многообразие культурной жизни в 1920-х гг. НЭП на территории ярославского края Развитие культуры Ярославского края в послеоктябрьский период |
Рос.
Яр.к Яр.к 7 |
|
§ 14
§ 15
§ 16
§ 17
|
|
5 5.1
5.2
5.3
5.4
5.5 5.6 5.7
5.8
5.9 |
СССР в 1930 –е гг. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства Формирование командной экономики. Власть партийно-государственного аппарата. И.В. Сталин. Массовые репрессии Конституция 1936 г. СССР в системе международных отношений в 1930-х годах Коренные изменения в духовной жизни общества Политика индустриализации в Ярос. крае Коллективизация в Яр.крае Новый этап административно – территориальной реформы Ярославская область накануне Великой отечественной войны Повторение по темам: «СССР в 1920-е гг.», «СССР в 1930-е гг.» |
Рос.
Яр.к Яр.к Яр.к
Яр.к
9 |
1 |
§ 18
§ 19
§20,22
§ 21
|
|
6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8 6.9
6.10
|
Вторая мировая война. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Вторая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост СССР во Второй мировой войне. Великая Отечественная война 1941-1945гг.: этапы и крупнейшие сражения войны. Московское сражение. Сталинградская битва и битва на Курской дуге -коренной перелом в ходе войне Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И. Сталин, У. Черчилль. Движение Сопротивления Советский тыл в годы войны. Геноцид на оккупированной территории. Партизанское движение Вклад СССР в освобождение Европы. Г.К. Жуков. Итоги Великой Отечественной войны Итоги и уроки Второй мировой войны. Создание ООН. «Холодная война» Ярославская область в годы войны Ярославцы на фронтах Великой Отечественной войны Культура Ярославского края в годы Великой отечественной войны |
10
Вс.
Рос.
Рос
Вс.
Рос.
Рос
Вс.
Яр.к Яр.к
Яр.к |
|
§ 15
§23-24
§ 25
§16-18
§26-27
§ 28
§ 19 |
|
7
7.1
7.2
|
Мировое развитие во второй половине XX в. Холодная война. Создание военно-политических блоков Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке |
Вс.
2 |
|
§ 20
§21 |
|
8
8.1
8.2
8.3
8.4 |
Советский Союз в послевоенный период. 1945 – 1953 гг. Советский Союз в конфликтах начального периода «холодной войны». Гонка вооружений Послевоенное восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-начала.1950-х гг. Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войне
Ярославская область в годы восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства |
Рос.
Яр.к
4 |
|
§ 29
§ 30
|
|
9 9.1 9.2
9.3 9.4 |
СССР в 1953 – 1964 гг. «Оттепель». ХХ съезд КПСС. Н.С.Хрущёв Политика мирного сосуществования и кризисы «холодной войны» Реформы второй половины 1950-н.1960-хгг. Социально – экономическое развитие Ярославской области в годы правления Н. С. Хрущёва |
Рос.
Яр.к
4 |
|
§ 31 § 32
§ 33 |
|
10 10.1
10.2
10.3
10.4
10.5
10.6
10.7
|
СССР в 1960-е – начале 1980-х гг. Замедление темпов экономического развития. «Застой». Л.И. Брежнев Кризис советской системы. Попытки повышения её эффективности Внешняя политика СССР в 1945-1980-е гг. Достижение военно-стратегического паритета. Разрядка. Афганская война Духовная жизнь и идейно – политическое развитие СССР в 1960-е – начале 1980 –х гг. Ярославская область в период экономической реформы сер. 1960 г Развитие края в середине 1960-х – середине 1980-х годов Повторение по темам: «СССР в 1945-1953гг.», «СССР в 195-1964гг»,«СССР в 1960-е –н.1980-х |
Рос.
Яр.к
Яр.к
7 |
1 |
§ 34
§ 38
§35-36
§ 37
|
|
11
11.1
11.2
11.3
11.4
11.5
11.6 |
Мировое развитие во второй половине XX в. Научно-техническая революция. Формирование смешанной экономики. «Общество потребления» Социальное государство Эволюция политической идеологии во второй половине ХХ в. Кризис индустриального общества в к. 1960 – начале 1970-х гг. Становление информационного общества Утверждение и падение коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Выбор путей развития государствами Азии и Африки |
Вс.
6 |
|
§24-25
§26-27
§ 28
§ 29
§ 30
§31-35 |
|
12 12.1
12.2
12.3 |
Мир на рубеже XX – XXI вв. Распад «двухполюсного» мира. Современный международный порядок Борьба с международным терроризмом. Интеграционные прцессы Глобализация и её противоречия. Европейский Союз. Мир в начале ХХІ века |
Вс.
3 |
|
§22-23
§ 40
§ 41-42 |
|
13 13.1 |
Культурное наследие XX века Формирование современной научной картины мира. Религия и церковь в современном обществе. Культурное наследие ХХ в. |
Вс.
1 |
|
§37-39 |
|
14 14.1
14.2
14.3
14.4 14.5
14.6 |
Советское общество в 1985 – 1991 гг. Перестройка. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения» Демократизация политической жизни. М.С. Горбачёв. Обострение межнациональных отношений «Новое политическое мышление» и завершение «холодной войны» Ярославская область в годы перестройки Общественное движение в Ярослав. крае в годы перестройки Культурное развитие области в годы перестройки |
Рос.
Яр.к Яр.к
Яр.к 6 |
|
§ 39
§ 40
§ 41 |
|
15
15.1
15.2
15.3
15.4
15.5
15.6
15.7
15.8
15.9
15.10
15.11 15.12
15.13
15.14 15.15 15.16 15.17
15.18 |
Российская Федерация на рубеже XX–XXI вв. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ Образование РФ как суверенного государства. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике События октября 1993 г. Принятие Конституции РФ Российское общество в условиях реформ во второй половине 90-х гг. Россия в начале XXI вв. В.В.Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъём и социальную стабильность Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже XX – XXI вв. Культурная жизнь современной России. Россия в мировом сообществе Экономические преобразования в области в 1990 –е гг. Общественно – политическая жизнь области в условиях рыночных реформ 1990-е гг. Культурные процессы в крае в 1992 – 2005 гг. Ярославский край на пороге XXІ века Современное экономическое развитие Ярославской области Представительная и исполнительная власть Ярославской области Выдающиеся деятели Ярославского края Презентации исследовательских работ Презентации исследовательских работ Повторение по темам: «Советское общество в 1985 – 1991 гг.», «Российская Федерация на рубеже XX – XXI вв.» Повторение по курсу: «Интеграция России в мировое культурно – информационное пространство» |
Рос.
Яр.к
Яр.к
Яр.к
Яр.к Яр.к
Яр.к
Яр.к Яр.к Яр.к
18 |
1
|
§ 42
§ 43
§ 44
§ 45
§ 46
§ 47
§ 48
|
|
|
Всеобщая история История России История Ярославского края Итого |
24 44 34 102 |
|
|
|
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
В результате изучения истории и истории Ярославского края ученик должен:
Знать/ понимать
- Основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней;
- Выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического;
- Изученные виды исторических источников.
- Ключевые события истории Ярославского края с древности до наших дней; выдающихся деятелей Ярославской земли;
- Важнейшие достижения культуры и систему ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития на Ярославской земле;
Уметь
- Соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении учебных задач; сравнивать свидетельства различных источников;
- Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий, территорию края;
- Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых дат, терминов, фактов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ, отчётов, рефератов;
- Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выделять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- Объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- Высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- Объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- Использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
10 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории с древнейших времён до середины XIX века составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (www.mon.gov.ru 2005 г), рекомендованной Министерством образования и науки РФ для базисного учебного плана 2004 г. и соотносится с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории. Данная программа позволяет выполнить обязательный минимум содержания образования.
Рабочая программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями УМК учебников А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова, Н.В. Загладина, издательство «Русское слово», 2007 г., включённых в Федеральный перечень учебников на 2013 – 2014 уч. год, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности старшеклассников к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации ученика, обеспечивается возможность критического восприятия старшеклассниками окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы исторического образования на старшей ступени обучения связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу. Особое значение придаётся развитию навыков поиска информации, работы с её различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, приоритеты отдаются не усвоению всё большего количества информации и способности воспроизводить её, а овладению навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитию коммуникативной культуры учащихся.
Данная программа реализуется на базовом уровне изучения истории, особенностью которого является его обязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся.
Изучение истории в старших классах направлено на достижение следующих целей:
· Воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок;
· Развитие способности определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
· Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
· Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
· Формирование критического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Основные задачи курса:
· Развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, использовать элементы анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления и классификации объектов;
· Формировать информационно-коммуникативные навыки учащихся: поиска нужной информации по заданной теме в источниках, созданных в различных знаковых системах, отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую;
· Формировать умения развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах, владеть основными видами публичных выступлений, следовать правилам ведения диалога;
· Формировать умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.
Примерная программа отводит на изучение учебного предмета «История» на ступени среднего общего образования на базовом уровне в X классе 70 часов, из расчёта 2 часа в неделю, в том числе на изучение истории России не менее 36 часов, на изучение всеобщей истории не менее 24 часов. Рабочая программа рассчитана на 70 часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, в том числе на изучение истории России 43 часа, на изучение всеобщей истории 25 часов. Количество часов сокращено за счет часов резерва.
Содержательные линии рабочей программы базового уровня по истории реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Рабочая программа предполагает их синхронно- параллельное изучение. Учитывая социальную значимость и актуальность изучения отечественной истории, остальные часы резерва отведены на изучение истории России. Увеличено количество часов на изучение разделов «Российское государство во второй половине XV – XVII веков» (12 часов вместо 9 по примерной программе), «Россия в XVIII – середине XIX веков» (15 вместо 9 по примерной программе) и 1 час добавлен на изучение новой истории.
Поурочно- тематическое планирование по истории
с древнейших времён до середины XIX вв.
№ пп |
Наименование разделов и тем |
Всего часов, дата |
Кон. раб. |
Приме чания |
1 |
Всеобщая история |
4 |
|
|
1.1
1.2
1.3
1.4
|
История в системе гуманитарных наук Основные концепции исторического развития человечества Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей |
|
|
§ 3
§ 1
§ 2
§ 4-5 |
2
|
Народы и древнейшие государства на территории России |
4 |
|
|
2.1
2.2
2.3
2.4 |
Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество Великое переселение народов. Праславяне Восточно – славянские племенные союзы и их соседи Занятия, общественный строй и верования восточных славян |
|
|
§ 1
§ 2 с.24-27 § 2 с.28-37 |
3 |
Всеобщая история. Цивилизации Древнего мира |
5 |
|
|
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5 |
Традиционное общество на Западе и Востоке: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения Архаичные цивилизации. Мифологическая картина мира Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном мире Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской и иудео-христианской духовных традиций Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе |
|
|
§ 6
§ 7 – 8
§ 9 – 11
§ 12 – 13 |
4 |
Русь в IX – начале XII вв. |
4 |
|
|
4.1
4.2
4.3
4.4 |
Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки Начало династии Рюриковичей. Категории населения Принятие христианства. Право на Руси. Княжеские усобицы Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности |
|
|
§ 3 с. 38 – 41
§ 3 – 4
§ 5 – 7
§ 10 |
5 |
Всеобщая история. Цивилизации Средневековья |
5 |
|
|
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5 |
Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху средневековья Христианская средневековая цивилизация в Европе, её региональные особенности и динамика развития Становление и развитие сословно- корпоративного строя. Феодализм как система социальной организации Культурное и философское наследие европейского Средневековья. Православие и католицизм Кризис европейского средневекового общества в XIV - XV вв. |
|
|
§ 15
§ 14
§ 16 -17
§ 25
§ 23-24 |
6 |
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. |
8 |
|
|
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8 |
Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – н. XIII вв. Монархии и республики Русь и Степь. Идея единства Русской земли. Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой ислама. Автокефалия Русской Православной церкви Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Повторительно – обобщающий урок по теме |
|
1 |
§ 8 – 9
§ 11
§ 12 – 13
§ 18
§ 14
§ 15
§ 19 |
7 |
Всеобщая история. Новое время: эпоха модернизации |
4 |
|
|
7.1
7.2
7.3
7.4
|
Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. |
|
|
§ 28-29
§ 27
§ 20 -21
§ 26 |
8 |
Российское государство во второй половине XV – XVII вв. |
13 |
|
|
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5
8.6
8.7
8.8
8.9
8.10
8.11
8.12
8.13 |
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. «Москва-третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов Личность на фоне эпохи. Иван Грозный. Установление царской власти Реформы середины XVI в. Создание сословно – представительной монархии. Опричнина Расширение территории России в XVI в. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально – экономических противоречий Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Восстановление самодержавия Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур Социальные движения XVII в. Церковный раскол. Старообрядчество Развитие культуры народов России в XV – XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре ХVІІ в. Формирование национального самосознания Повторительно-обобщающий урок по теме: «Российское государство во 2 пол. xV-xVII в» |
|
1 |
§ 16-17
§ 20
§ 22
§ 21
§ 1-2
§ 3
§ 4
§ 5
§ 6 – 7
§ 8 § 9 – 10 |
9 |
Всеобщая история. Новое время: эпоха модернизации |
7 |
|
|
9.1
9.2
9.3
9.4
9.5
9.6
9.7 |
От сословно – представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности Буржуазные революции XVII – XIX вв. Идеология Просвещения и конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества Технический прогресс в Новое время. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских странах Эволюция системы международных отношений в к. ХV- сер. ХІХ в. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной культуры Нового времени
|
|
|
§ 30-31
§ 32 – 36
§ 40 – 43
§ 37 – 38
§ 39
§ 44 – 47
§ 48 |
10 |
Россия в XVIII – 1 пол.XIX вв. |
16 |
|
|
10.1
10.2
10.3
10.4
10.5
10.6
10.7
10.8 10.9
10.10
10.11
10.12
10.13
10.14
10.15
10.16 |
Личность на фоне эпохи. Пётр Первый. Петровские преобразования Провозглашение империи. Абсолютизм Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации Россия в период дворцовых переворотов. Просвещённый абсолютизм. Упрочение сословного общества Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в Реформы государственной системы в первой половине XIX в. Отечественная война 1812 года Имперская внешняя политика России. Крымская война Русское Просвещение.. Движение декабристов Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм Особенности экономики России в XVIII - 1 пол. XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений Начало промышленного переворота Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества Культура народов России и её связи с европейской и мировой культурой XVIII - 1 пол. XIX в Повторительно – обобщающий урок по теме Итоговое повторение |
|
1 |
§ 11
§ 12-13
§ 18
§ 14-15
§ 16
§ 17
§ 21
§ 22 – 23 § 28
§ 24 – 25
§ 29
§ 26 – 27
§ 30
|
|
Итого: Всеобщая история История России Итого |
25 45 70 |
3 |
|
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
Знать/ понимать
· Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
· Периодизацию всемирной и отечественной истории;
· Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
· Историческую обусловленность современных общественных процессов;
· Особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;
Уметь
· Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
· Критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
· Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
· Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
· Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
· Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
· Представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- Использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- Соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- Осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.