Рабочие программы по географии
6 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по географии для общеобразовательных учреждений 6-9 класс под редакцией И.В. Душиной. – М.: «Дрофа», 2000 г. по учебнику географии для 6 класса Т.П.Герасимовой. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2008.
Содержание образования рабочей программы соответствует нормативно – правовой базе:
1. Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приложение к Приказу Минобразования России) № 1236 от 19. 05. 98.
2. Базисный учебный план (БУП-98).
3. Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.
4. Стандарт основного общего образования по географии.
5. Программно-методические материалы. Географии. 6-9 кл. /Сост. В.И. Сиротин. – М.: «Дрофа», 2000.
6. Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М.: «Дрофа», 2007.
Структура документа
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Начальный курс географии – первый среди систематических курсов этой дисциплины. При изучении начального курса географии учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе. Начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно – ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.
С этой целью организуется активная познавательная, поисковая и творческая деятельность обучающихся с различными источниками географической информации, с привлечением литературных произведений, электронных пособий и материалов Интернет о природных явлениях и процессах.
Для организации процесса обучения используются различные формы учебных занятий (интегрированные уроки, практикумы, экскурсии, ролевые игр и др.). Реализуются элементы педагогических технологий обучения (проблемное, проектное).
Исходя из требований к уровню подготовленности обучающихся, определяется содержание фрагментов уроков с целью контроля по каждой крупной теме курса и итоговый контрольный урок в заключение изучения курса географии в 6 классе. Для этого используются различные методы и приемы разноуровневого контроля знаний, умений и способов деятельности учащихся
Цель курса: формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.
Задачи курса:
- показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
- приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
- познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
- научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
Используемый УМК:
1. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2008.
2. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
3. Мультимедийная программа: «Начальный курс. География» 6 класс.
4. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 классы”, М., ”Дрофа”, 2001.
5. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии: 6 -10 кл.: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М. Просвещение, 2000.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География». Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания.
Тематическое планирование
№ п/п |
№ урока в теме |
Тема урока. Практические работы. Краеведческий компонент (к/к) |
ДЗ |
Дата проведения |
Методы изучения Земли: космический, картографический, полевой, информационный – 2 ч. |
||||
1 |
1 |
Методы изучения Земли. к/к Работа географа в полевых условиях. |
|
|
2 |
2 |
к/к Пр. раб. №1 Наблюдения за погодой. Измерение погоды с помощью приборов. |
|
|
Глобус – 1 ч. |
||||
3 |
1 |
Способы изображения земной поверхности на глобусе. Градусная сетка. |
9 |
|
План местности – 5 ч. |
||||
4 |
1 |
План местности. Условные знаки. Чтение топографического плана местности. |
4 |
|
5 |
2 |
Масштаб. |
5 |
|
6 |
3 |
Стороны горизонта. Ориентирование. Пр. раб. №2 Определение направлений и расстояний на местности. Движение по азимуту. Ориентирование. |
6 |
|
7 |
4 |
Изображение на плане неровностей земной поверхности. к/к Пр. раб. №3 Решение задач по топографической карте. |
7 |
|
8 |
5 |
к/к Пр. раб №4 Составление простейшего плана местности. |
|
|
Географическая карта – особый источник географической информации – 5 ч. |
||||
9 |
1 |
Географическая карта – особый источник географической информации. Легенда карты. Условные знаки. Пр. раб. №5 Определение элементов градусной сетки. |
11- |
|
10 |
2 |
Географические координаты. Пр. раб. №6 Определение географических координат по карте полушарий и России: к/к в т. ч. и г. Ярославля. |
12-13 |
|
11 |
3 |
Масштаб. Пр. раб. №7 Определение направлений и расстояний по карте полушарий и России. |
10 |
|
12 |
4 |
к/к Пр. раб. №8 Определение по карте направлений и расстояний от своего населенного пункта до морей, измерение расстояний с помощью градусной сетки. |
|
|
13 |
5 |
Пр. раб. №9 Определение по карте абсолютных высот, в т. ч. своей местности (к/к) |
|
|
Природа Земли и человек – 55 ч. Земля – планета Солнечной системы – 2ч. |
||||
14 |
1 |
к/к Смена дня и ночи, времен года, их продолжительность в области. Пр. раб. №10 Сравнение Земли с обликом других планет, объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. |
|
|
15 |
2 |
Неравномерное распределение солнечного тепла и света. к/к Сезонные изменения в природе области. Фенонаблюдения. |
44 |
|
Развитие географических знаний человека о Земле – 2 ч. |
||||
16 |
1 |
Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. |
2 |
|
17 |
2 |
Открытия и исследования в России и в мире. к/к Вклад Ярославцев в исследование космоса. |
|
|
Земная кора и литосфера – 4 ч. |
||||
18 |
1 |
Земля и ее строение. |
16 |
|
19 |
2 |
Горные породы и минералы. Пр. раб. №11 Изучение свойств минералов и горных пород, полезные ископаемые. |
17 |
|
20 |
3 |
Движения земной коры. Правила безопасного поведения во время землетрясений. к/к Кора Ярославской области. |
18 |
|
21 |
4 |
Вулканизм. Правила безопасного поведения во время извержения вулкана. Пр. раб. №12 Нанесение на к/карту зон землетрясений и вулканизма. |
19 |
|
Рельеф Земли – 6 ч. |
||||
22 |
1 |
Рельеф Земли как следствие взаимодействия внешних и внутренних сил. Основные формы рельефа. |
|
|
23 |
2 |
Рельеф дна Мирового океана. Пр. раб. №13 Составление и объяснение схемы «Рельеф дна Мирового океана» |
12 |
|
24 |
3 |
Рельеф суши. Горы. Пр. раб. №14 «Составление и объяснение схемы «Различия гор по высоте». Описание ГП гор. Нанесение на к/карту гор. |
20 |
|
25 |
4 |
Равнины суши. Пр. раб. №15 «Составление и объяснение схемы «Различия равнин по высоте». Описание ГП равнин. Нанесение на к/карту равнин. |
21 |
|
26 |
5 |
Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Сели. Овраги. Правила безопасного поведения. к/к Формы рельефа области, в т. ч. высоты. |
20-21 |
|
27 |
6 |
к/к Пр. раб. №16 Описание на местности форм рельефа и его изменений под влиянием деятельности человека. |
|
|
Минеральные ресурсы литосферы – 4 ч. |
||||
28 |
1 |
Виды минеральных ресурсов. Пр. раб. №17 Изучение свойств минералов и горных пород. |
17 |
|
29 |
2 |
к/к Воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу и их последствия. Карьеры. |
|
|
30 |
3 |
к/к Рациональное использование ресурсов литосферы области. |
|
|
31 |
4 |
Природные памятники литосферы. Пр. раб. №18 Нанесение на к/карту природных памятников литосферы области. |
|
|
Гидросфера – водная оболочка Земли – 6 ч. |
||||
32 |
1 |
Вода на Земле. Мировой круговорот воды в природе. |
23 |
|
33 |
2 |
Части Мирового океана Пр. раб №19 Нанесение на к/карту частей Мирового океана. |
24 |
|
34 |
3 |
Методы изучения морских глубин. Пр. раб. №20 Определение по карте глубин морей и океанов. Описание ГП морей. |
28 |
|
35 |
4 |
Свойства вод Мирового океана. |
25 |
|
36 |
5 |
Движение воды в океане. Пр. раб. №21 Определение по карте направлений морских течений. |
26-27 |
|
37 |
6 |
Ресурсы Мирового океана. Меры по сохранению качества вод и биоресурсов. |
34 |
|
Источники пресной воды на Земле – 9 ч. |
||||
38 |
1 |
Подземные воды. к/к Минеральные источники и их использование. |
29 |
|
39 |
2 |
Ледники. |
32 |
|
40 |
3 |
Реки. Пр. раб. №22 Составление и объяснение схемы «Части реки» Определение направлений течения рек. |
30 |
|
41 |
4 |
Питание и режим рек. Значение рек в жизни человека. Наводнения. к/к Пр. раб. №23 Описание по карте ГП рек Волги и Черемухи. |
30 |
|
42 |
5 |
Озера. Пр. раб. №24 Нанесение на к/карту крупнейших рек и озер. |
32 |
|
43 |
6 |
Водохранилища. Болота. Другие искусственные водоемы. |
33 |
|
44 |
7 |
Природные памятники гидросферы. к/к Пр. раб. №25 Нанесение на к/карту природных памятников гидросферы области. |
|
|
45 |
8 |
к/к Пр. раб. № 26 Описание на местности водных объектов своей местности (прудов), воздействие на них хозяйственной деятельности человека, меры по сохранению. |
|
|
46 |
9 |
к/к Пр. раб. № 27 Описание на местности водных объектов своей местности (р. Черемуха), воздействие на нее хозяйственной деятельности человека, меры по сохранению. |
|
|
Атмосфера – воздушная оболочка Земли – 9 ч. |
||||
47 |
1 |
Атмосфера. Пр. раб. №28 Составление и объяснение схемы «Строение атмосферы» |
35 |
|
48 |
2 |
Атмосферное давление. Ветер. |
38 |
|
49 |
3 |
Типы воздушных масс. Постоянные ветры. Распространение тепла и влаги на поверхности Земли. |
44 |
|
50 |
4 |
Влажность воздуха. Облачность. |
40 |
|
51 |
5 |
Атмосферные осадки. |
41 |
|
52 |
6 |
Погода и климат. Температура воздуха. к/к Выделение преобладающих типов погод за период наблюдения. Пр. раб №29 Измерение элементов погоды с помощью приборов. |
42-43 |
|
53 |
7 |
Причины, влияющие на климат. Пр. раб. №30 Описание погоды и климата своей местности. |
45 |
|
54 |
8 |
к/к Стихийные явления в атмосфере на территории области. Адаптация человека к климатическим условиям. Защита воздуха от загрязнения. Пр. раб. №31 Решение задач на изменения температуры, давления, влажности. |
|
|
55 |
9 |
к/к Пр. раб. №32 Обработка материалов наблюдений (составление графиков температуры, облачности, «розы ветров») |
|
|
Биосфера Земли – 5 ч. |
||||
56 |
1 |
Разнообразие и распространение организмов на Земле. |
46 |
|
57 |
2 |
Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие. |
|
|
58 |
3 |
Приспособление живых организмов к среде обитания. |
|
|
59 |
4 |
к/к Пр. раб. №33 Описание растений своей местности. |
|
|
60 |
5 |
Человек и окружающая среда. Меры по ее сохранению и улучшению к/к Пр. раб. №34 Составление списка охраняемых растений области. |
|
|
Почва как особое природное образование – 4 ч. |
||||
61 |
1 |
Образование почв. |
49 |
|
62 |
2 |
Разнообразие почв. к/к Почвы Ярославской области. |
|
|
63 |
3 |
Плодородие почв. |
|
|
64 |
4 |
к/к Использование, сохранение и улучшение почв своей местности. Пр. раб. №35 Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и карте. |
|
|
Географическая оболочка Земли – 5 ч. |
||||
65 |
1 |
Природные зоны Земли. Пр. раб. №36 Выявление и объяснение географической зональности природы. Описание по карте ПЗ Земли. |
47 |
|
66 |
2 |
Взаимодействие компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных ПЗ. Пр. раб. № 37 Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных ПЗ. |
|
|
67 |
3 |
к/к Взаимодействие компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в области. Пр. раб. № 38 Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияние на качество жизни населения.. |
|
|
68 |
4 |
Географическая оболочка и ее составные части. |
|
|
69 |
5 |
Географическая оболочка как окружающая человека среда. |
|
|
Повторение – 1 ч. |
||||
70 |
1 |
Повторительно-обобщающий урок. |
|
|
География 7 класс
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
- стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004г.
- авторской программы по географии под редакцией И.В. Душиной, – М.: Дрофа, 2008.
- примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004г.
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Основные цели и задачи курса:
- создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
- раскрыть закономерности землеведческого характера;
- воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
Программа содержит новые направления географического образования:
- комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
- изучение населения, особенностей культуры и быта народов мира.
Программа содержит практический компонент (30%) около 1/3 содержания.
Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану, рассчитана на 70 часов (2 ч в неделю).
Планируемые результаты обучения.
- 1. Оценивать и прогнозировать:
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
2. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
4. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п/и, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
УМК:
Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов 7 кл.: М., Дрофа, 2013.
Атлас: материки, океаны, народы и страны.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать
- Основные понятия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных материков и океанов Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику материков и океанов и их природных зон на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов на материках и океанах ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Практическая работа. Контрольная работа |
Дата |
ВВЕДЕНИЕ – 2 ЧАСА |
|||
1 |
Как люди открывали и изучали свою Землю? Методы получения, обработки, передачи и предоставления информации |
Пр. раб. №1 Обучение простейшим приемам работы с источниками геоинформации |
|
2 |
Карты материков и океанов |
Пр.раб. №2 Определение по карте и глобусу расстояний |
|
РАЗДЕЛ Ι. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ – 12 ЧАСОВ |
|||
Литосфера и рельеф Земли – 2 часа |
|||
3 |
Происхождение материков и впадин океанов.Гипотеза дрейфа материков.. Сейсмические пояса Земли |
Пр. раб. №3 Определение по карте направлений передвижений литосферных плит и прогнозирование их положения в далеком будущем. |
|
4 |
Особенности рельефа Земли. Карта строения земной коры. |
|
|
Атмосфера и климаты Земли – 3 часа |
|
||
5 |
Роль атмосферы в жизни Земли. Климатические карты |
|
|
6 |
Распределение температуры и осадков, поясов атмосферного давления на Земле. |
|
|
7 |
Климатические пояса Земли – различные условия жизни людей. |
Пр. раб. №4 Объяснение приемов приспособления человека к особенностям того или иного типа климата. (Анализ карт, текста учебника, заполнение таблицы в тетради) |
|
Мировой океан – главная часть гидросферы – 3 часа |
|||
8 |
Соотношение суши и океанов на Земле, их распределение между полушариями планеты. Свойства вод Мирового океана. |
|
|
9 |
Схема поверхностных течений. |
Пр. раб. №5 Выделение на карте побережий и шельфа |
|
10 |
Океан как среда жизни. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. |
|
|
Географическая оболочка – 4 часа |
|
||
11 |
Строение и свойства географической оболочки. Этапы развития географической оболочки. Ее изменения под влиянием деятельности человека.
|
|
|
12 |
Общие географические закономерности – целостность, зональность, ритмичность, их значение для жизни и хозяйственной деятельности людей. |
Пр. раб. №6 Анализ схем круговоротов веществ и энергии (по усмотрению) |
|
13 |
Разнообразие природы Земли. Природные комплексы суши, океанов. Широтная зональность и высотная поясность. |
|
|
14 |
Урок обобщения по разделу "Главные особенности природы Земли". |
Контрольная работа №1 |
|
РАЗДЕЛ ΙΙ. ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ – 2 ЧАСА |
|||
15 |
Основные причины и пути расселения человека на Земле. Главные области расселения. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География современных религий. Основные виды хозяйственной деятельности людей. Комплексная карта. |
Пр. раб. №7 Сравнение численности, плотности и динамики населения регионов и стран мира. |
|
16 |
Многообразие стран мира, их основные типы. Столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества. |
|
|
РАЗДЕЛ ΙΙΙ. ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ – 43 ЧАСА |
|||
Океаны – 5 часов |
|||
17 |
Тихий океан |
|
|
18 |
Индийский океан |
|
|
19 |
Атлантический океан |
|
|
20 |
Северный Ледовитый океан |
Пр. раб. №8 Обозначение на к/к шельфа океана и видов хозяйственной деятельности на нем, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов (по выбору) |
|
21 |
Урок обобщения по теме "Океаны". |
Контр. работа №2 |
|
Южные материки – 3 часа |
|||
22 |
Географическое положение южных материков. Сходство, различие, влияние на природу |
|
|
23 |
Особенности природы материков – рельеф, климат, внутренние воды. |
|
|
24 |
Особенности расположения почвенно-растительных зон южных материков. |
|
|
Африка – 9 часов |
|||
25 |
Географическое положение. История исследования Африки. |
Пр. раб. №9: Обозначение на контурной карте береговой линии Африки (моря, заливы, проливы, острова, п-ова, крайние точки) |
|
26 |
Рельеф и полезные ископаемые. |
Пр. раб. №10: Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа, месторождений полезных ископаемых. |
|
27 |
Африка – самый жаркий материк. |
|
|
28 |
Внутренние воды. |
|
|
29 |
Природные зоны Африки. Различная среда жизни людей. Изменение их под влиянием деятельности человека. Охрана природы. |
Пр. раб. №11: Характеристика природной зоны по плану |
|
30 |
Население Африки, политическая карта |
Пр. раб. №12: Оценивание климатических условий одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описание климата этого района. (Работа с атласом, климатограммами) |
|
31 |
Страны Северной Африки – особенности природы, население – быт, традиции, нравы |
Пр. раб. №13: Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран |
|
32 |
Страны Центральной и Восточной Африки |
|
|
33 |
Страны Южной Африки. |
Контр. работа №3 |
|
Австралия и Океания – 4 часа |
|
||
34 |
Географическое положение, история исследования, Рельеф и полезные ископаемые. |
Пр. раб. №14 Работа с контурной картой. Сравнение ГП Австралии и Африки |
|
35 |
Климат и внутренние воды. |
|
|
36 |
Население. Австралийский Союз. |
Пр. раб. №15: Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения крупных регионов материка. (Анализ карт атласа и выводы в тетради) |
|
37 |
Океания |
|
|
Южная Америка – 6 часов |
|||
38 |
Географическое положение, история исследования материка. |
Пр. раб. №16: Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки (Анализ карт и выводы в тетради) |
|
39 |
Особенности рельефа. Полезные ископаемые.
|
|
|
40 |
Климат и внутренние воды. |
Пр. раб. №17: Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки. Оценивание возможностей и трудностей хоз-го освоения этих рек. (результаты в таблице или на к/карте) |
|
41 |
Почвенно-растительные зоны Южной Америки. |
|
|
42 |
Население. Страны Востока материка. |
Пр. раб. №18: Оценивание по картам ареалов и центров наиболее и наименее антропогенного воздействия на природу, выбор места для создания охраняемой территории. |
|
43 |
Андские страны |
Пр. раб. №19: Комплексная характеристика одной из стран или природных областей |
|
Антарктида – 2 часа |
|||
44 |
Антарктида – уникальный по географическому положению и природе материк. |
|
|
45 |
Урок обобщающего повторения по южным материкам |
Пр. раб. №20: Сравнение Арктики и Антарктики. (Оформление таблицы) |
|
. Северные материки -1 час |
|||
46 |
Общие особенности географического положения природы материков Северного полушария. |
|
|
. Северная Америка – 6 часов |
|||
47 |
Географическое положение, история открытия: исследования Северной Америки. Особенности рельефа и полезные ископаемые. |
|
|
48 |
Климат. |
Пр. раб. №21: Сравнительная характеристика климата отдельных территорий материка |
|
49 |
Внутренние воды |
|
|
50 |
Природные зоны, изменения природы под влиянием деятельности человека. |
|
|
51 |
Население материка и страны |
|
|
52 |
США – одна из крупнейших стран мира. Природа, население, хозяйство. |
Контр. работа №4 |
|
Евразия – 11 часов |
|||
53 |
Географическое положение, история исследования материка |
|
|
54 |
Рельеф и полезные ископаемые Евразии |
|
|
55 |
Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей |
Пр. раб. №22: Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки, определение типов климата по климатограммам, оценивание климатическим условиям для жизни людей и их хоз. деятельности |
|
56 |
Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение. |
|
|
57 |
Природные зоны материка. |
Практическая работа №23 Сравнение природных зон Северной Америки и Евразии по 40º с.ш. выявление причин сходства и различий в чередовании зон |
|
58 |
Зарубежная Европа. Страны Северной и Средней Европы |
Пр. раб. №24 Составление «Каталога» стран Азии и Европы, группировка их по различным признакам (Работа по картам атласа, результат – таблица в тетради) |
|
59 |
Страны Восточной и Южной Европы |
Пр. раб. №25 Составление простейших картосхем размещения культурно-исторических центров или крупных городов и разработка заданий ориентирования по ним |
|
60 |
Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной и Центральной Азии. |
|
|
61 |
Страны Восточной Азии. |
|
|
62 |
Страны Южной и Юго-Восточной Азии |
Пр. раб. №26 Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и одной из стран Азии. (Использование типового плана, результат в тетради) |
|
63 |
Урок обобщающего повторения по материкам Северного полушария. |
|
|
РАЗДЕЛ ΙV. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА – 5 ЧАСОВ |
|||
64 |
Закономерности географической оболочки, влияние их на жизнь и деятельность людей |
|
|
65 |
Природные условия и природные богатства, и влияние их на жизнь людей |
|
|
66 |
Изменение природы под воздействием хозяйственной деятельности людей |
|
|
67 |
Работа на местности: весенняя экскурсия |
Экскурсия №1 составление простейшего плана местности, на котором изучают ПК. |
|
68 |
|
Пр. раб №27. Примеры взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности людей. |
|
69 |
Обобщающее повторение |
|
|
70 |
Меры защиты от природных и техногенных явлений. Правила поведения в природе. |
|
|
География 8 класс
Тематическое планирование по географии
Раздел I. Особенности географического положения России (10 часов)
№п/п
|
№ урока |
Тема урока |
Практические работы |
Дата |
1 |
1 |
Особенности географического положения России. Государственная территория. |
|
|
2 |
2 |
Особенности и виды географического положения России. |
1. Характеристика географического положения России. 2. Сравнение ГП России и других стран. |
|
3 |
3 |
Природно – хозяйственные различия морей России. |
|
|
4 |
4 |
Морские и сухопутные границы России. акватория, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона РФ. |
|
|
5 |
5 |
Особенности географического положения Ярославской области. Основные этапы ее освоения. |
3. Определение особенностей ГП территории Ярославской области. |
|
6 |
6 |
Часовые пояса. |
4. Определение поясного времени для разных городов России. |
|
7 |
7 |
История освоения и изучения территории России. |
|
|
8 |
8 |
Современное административно – территориальное и политико – административное деление страны. |
|
|
9 |
9 |
Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеративные округа. |
|
|
10 |
10 |
Повторительно – обобщающий урок по теме: «Особенности географического положения России». |
|
|
Раздел II. Природа России (36 часов)
Тема 1. Природные условия и ресурсы России (1 ч)
11
|
1 |
Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. |
5. Оценка природного и экологического потенциала Ярославской области. |
|
|
Тема 2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (8 ч.) |
|||||
12 |
1 |
Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры.
|
|
|
|
13 |
2 |
Геологические памятники природы Ярославской области.
|
|
|
|
14 |
3 |
Особенности распространения крупных форм рельефа, их связь со строением земной коры. |
6. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. |
|
|
15 |
4 |
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы формирования рельефа. Древнее и современное оледенение. Стихийные природные явления.
|
|
|
|
16 |
5 |
Рельеф Ярославской области. |
7. Объяснение особенностей рельефа Ярославской области. |
|
|
17 |
6 |
Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. |
8. Оценка минеральных ресурсов России. 9. Оценка минеральных ресурсов Ярославской области. |
|
|
18 |
7 |
Изменение рельефа человеком. |
|
|
|
19 |
8 |
Повторительно – обобщающий урок по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые». |
|
|
|
Тема 3. Климат и климатические ресурсы (7 ч)
20
|
1 |
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. |
10. Определение закономерностей распределения суммарной и поглощенной солнечной радиации и их объяснение. |
|
21 |
2 |
Закономерности распределения тепла и влаги. |
11. Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков, их объяснение |
|
22 |
3 |
Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. |
12. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
|
|
23 |
4 |
Климат и хозяйственная деятельность людей. (Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье). Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. |
13. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. |
|
24 |
5 |
Климат Ярославской области. |
14..Оценка основных климатических показателей Ярославской области для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. |
|
25 |
6 |
Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. |
|
|
26 |
7 |
Контроль знаний по теме «Климат и климатические ресурсы». |
|
|
Тема 4. Внутренние воды и водные ресурсы (8 ч)
27 |
1 |
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Виды вод суши на территории страны. |
|
|
|
|
|
28 |
2 |
Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. |
15. Составление характеристики одной из рек с использованием климатических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. |
|
|
|
|
29 |
3 |
Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. |
16. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. |
|
|
|
|
30 |
4 |
Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. |
|
|
|
||
31 |
5 |
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. |
17. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. |
|
|
||
32 |
6 |
Внутренние воды Ярославской области. |
18. Оценка роли рек в жизни населения и развитии хозяйства Ярославской области. Оценка обеспеченности водными ресурсами Ярославской области. |
|
|
||
33 |
7 |
Охраняемые водные объекты – памятники природы Ярославской области. |
19. Определение экологических проблем водных ресурсов Ярославской области. |
|
|
||
34 |
8 |
Контроль знаний по теме «Внутренние воды и водные ресурсы». |
|
|
|
Тема 5. Почва и почвенные ресурсы (4 ч)
35 |
1 |
Почва – особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. |
|
|
36 |
2 |
Размещение основных типов почв. Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. |
20. Определение условий почвообразования для основных зональных типов почв. |
|
37 |
3 |
Почвы Ярославской области. |
21. Определение по почвенной карте Ярославской области преобладающих типов почв. |
|
38 |
4 |
Изменение почв в ходе хозяйственного их использования. Меры по сохранению плодородия почв, мелиорация почв, борьба с эрозией и их загрязнением. |
|
|
Тема 5. Растительный и животный мир России (3 ч)
39 |
1 |
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. |
22. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов ПК. |
|
40 |
2 |
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. |
|
|
41 |
3 |
Растительный и животный мир Ярославской области. |
23. Оценка биологических ресурсов России и Ярославской области, их рационального использования. |
|
Раздел III. Природно – хозяйственное районирование (5 ч.)
42 |
1 |
Природно – хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. |
|
|
43 |
2 |
Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Лесные зоны России. Зоны лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. |
24. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах. |
|
44 |
3 |
Высотная поясность. |
|
|
45 |
4 |
Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного наследия. |
|
|
46 |
5 |
Природные зоны Ярославской области. Дарвиновский заповедник, Переславский природно – исторический парк. Местные памятники природы Ярославской области. |
25. Выделение природных зон на территории Ярославской области. |
|
Раздел IV. Население России (10 ч.)
47 |
1 |
Человеческий потенциал страны. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Естественное движение населения. |
26. Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий. |
|
48 |
2 |
Половой и возрастной состав населения. Продолжительность жизни мужского и женского населения. |
|
|
49 |
3 |
Народы. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России |
27. Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений. |
|
50 |
4 |
Основные религии России. |
|
|
51 |
5 |
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально – экономическими факторами. Основная полоса расселения. |
|
|
52 |
6 |
Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельское население. |
|
|
53 |
7 |
Миграции на территории страны, причины, порождающие их. Основные направления и типы миграционных потоков на разных этапах развития страны. |
|
|
54 |
8 |
Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения, факторы их определяющие. |
|
|
55 |
9 |
Особенности населения Ярославской области. Этапы заселения, формирования культуры, современного хозяйства. Характеристика городов. Достопримечательности. |
28. Анализ карт населения области. Объяснение основных показателей, характеризующих население своей области. |
|
56 |
10 |
Повторительно – обобщающий урок по теме: «Население», |
|
|
Раздел V. Хозяйство России (11ч.)
57 |
1 |
Особенности развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства, условия и факторы их размещения. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства. |
29. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства. |
|
|
|
58 |
2 |
Выдающаяся роль первичного сектора экономики, его состав и особенности отраслей. |
30. Группировка отраслей по различным показателям. |
|
||
59 |
3 |
|
31. Оценка природно – ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования. |
|
||
60 |
4 |
Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы. |
|
|
||
61 |
5 |
Отличие сельского хозяйства от других отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. |
|
|
||
62 |
6 |
География выращивания важнейших культурных растений. Садоводство и виноградарство. |
32. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур. |
|
||
63 |
7 |
География важнейших отраслей животноводства. |
33. Определение по картам основных районов животноводства. |
|
||
64 |
8 |
География лесного хозяйства. Заготовка древесины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. |
|
|
||
65 |
9 |
Рыбное хозяйство. Основные рыбопромысловые бассейны. География переработки рыбы. |
|
|
||
66 |
10 |
Этапы развития хозяйства области. Особенности отраслевой и территориальной структуры. Первичный сектор экономики. |
34. Определение по картам основных районов выращивания культурных растений и отраслей животноводства. |
|
|
|
67 |
11 |
Тестирование по теме «Хозяйство России». |
|
|
||
Повторение (3 ч.) |
||||||
68 |
1 |
Повторительно-обобщающий урок. |
|
|
||
69 |
2 |
Итоговая контрольная работа. |
|
|
||
70 |
3 |
Игра «Что мы знаем о России?» |
|
|
||
География 9 класс
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
- стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
- примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
- авторская программа под редакцией И.В. Душиной. М.: Дрофа, 2009.
Основание на данные документы в программе определяет наиболее полное содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану (2004г), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу (оценочные работы подчеркнуты). Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
УМК:
- учебник В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2011.
- географический атлас: География. 9 класс. Население и хозяйство.
Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса
В результате изучения географии обучающийся должен:
знать/понимать
· основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
· географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
· различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов;
· специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
· природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
· выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
· находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
· приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России;
· составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
· определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
· применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
· проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
· определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
· решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
· проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли местной промышленности.
Описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
- основные грузо – и пассажиропотоки.
Объяснять:
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Тематическое планирование по географии
9 класс
1. Введение (1 ч)
№ п///п |
№ урока |
Тема урока |
Элементы обязательного минимума образования |
Практические работы и экскурсии |
д/з |
Дата |
1 |
1 |
Введение. Вторичный сектор экономики. |
|
|
|
|
2. Хозяйство России (18 ч.)
2 |
1 |
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его значение и проблемы. |
Состав и значение комплекса в развитии хозяйства. Связь с другими комплексами. ТЭ баланс. Современные проблемы ТЭК. Охрана окружающей среды. |
|
21 |
|
3 |
2 |
Топливная промышленность |
Роль нефти, угля и газа в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче. Основные современные и перспективные районы добычи. Способы добычи и транспортировки топлива, проблемы освоения основных месторождений. Топливная промышленность и окружающая среда. |
1. Составление по картам и статистическим материалам характеристики одного из угольных бассейнов. |
22 |
|
4 |
3. |
Электроэнергетика. |
Значение энергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Единая энергосистема России. |
|
23 |
|
5 |
4 |
Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества. |
Состав, значение, связь с другими комплексами. Классификация конструкционных материалов. |
|
24 |
|
6 |
5 |
Металлургия. География черной металлургии. |
Состав, место и значение в хозяйстве страны. Факторы размещения металлургических предприятий. Типы предприятий черной металлургии. Металлургические базы. |
2. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. |
25, 26 |
|
7 |
6 |
География цветной металлургии. |
География легких и тяжелых металлов. Факторы размещения предприятий. Металлургия и охрана природы. |
3. Определение по картам главных факторов размещения металлургии по производству меди и алюминия. |
27 |
|
8 |
7 |
Химическая промышленность. |
Состав и значение отрасли в экономике страны. Специфичность химической промышленности. Значение химизации. |
.
|
28 |
|
9 |
8 |
География химической промышленности. |
Группировки отраслей химической промышленности, особенности их размещения. Химические базы. Химическая промышленность и экологические проблемы. |
4. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и стат. материалам.
|
29 |
|
10 |
9 |
Лесная промышленность. |
Состав, место и значение лесной промышленности в хозяйстве страны. Основные производства и факторы их размещения. Лесопромышленные комплексы страны. Лесная промышленность и охрана природы. |
|
30 |
|
11 |
10 |
Машиностроительный комплекс. |
Состав и значение комплекса, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. |
5. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения |
17,18 |
|
12 |
11 |
География машиностроения. Военно-промышленный комплекс. |
Главные районы и центры. Особенности географии ВПК и его конверсии. |
|
19,20 |
|
13 |
12 |
Пищевая и легкая промышленность. |
Состав, место и значение в хозяйстве страны. Группировки отраслей по характеру использования сырья, география важнейших отраслей. Проблемы легкой и пищевой промышленности в России. |
|
33 |
|
14 |
13 |
Состав и значение третичного сектора экономики. |
Состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития. |
|
34 |
|
15 |
14 |
Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт. |
Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Преимущества и недостатки. Важнейшие транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы развития. |
|
34,35 |
|
16 |
15 |
Водный, авиационный и трубопроводный транспорт. Связь. |
Особенности водного транспорта и его значение в экономике страны. Проблемы морского транспорта. Крупнейшие порты. Преимущества и недостатки других видов транспорта. Связь и ее роль в период развития НТР. |
6. Характеристика одной из магистралей по плану. |
36,37 |
|
17 |
16 |
Сфера обслуживания. Жилищное и рекреационное хозяйство. |
Сфера обслуживания как одна из отраслей, определяющих качество жизни населения. География жилищного и рекреационного хозяйства, проблемы их развития в России. |
|
36,37 |
|
18 |
17 |
География науки. |
Наука, ее состав, место и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы. |
|
16 |
|
19 |
18 |
Урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России». |
|
|
|
|
3. География крупных регионов России (30 ч.)
Районирование территории (1 ч.) |
|
||||||||||
20 |
1 |
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона |
Районирование России, основные задачи, принципы и проблемы. Виды районирования. Зоны России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы. |
7. Моделирование вариантов нового районирования. |
38, 39 |
|
|
||||
Европейская Россия (Западный макрорегион) (28 ч.) |
|
|
|||||||||
21 |
1 |
Общая характеристика Европейской части России. |
Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий и ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. |
|
40 |
|
|
||||
Европейский Север (4 ч.) |
|
|
|||||||||
22 |
2 |
Европейский Север. Факторы формирования района. |
Состав района. Специфика геополитического, эколого-географического положения и его влияние на формирование района. |
|
47 |
|
|
||||
23 |
3 |
Природа Европейского Севера. |
Внутренние различия природы района: Кольско – Карельская и Двино – Печорская части, формирование их природы. Природные ресурсы и их использование. Европейский Север – лесной край. Моря Европейского Севера. |
|
28 |
|
|
||||
24 |
4 |
Население и хозяйственное освоение Европейского севера. |
Влияние историко-географического фактора на население, его традиции, культуру и хозяйственное освоение района Современное население, размещение, структура, демографические проблемы. |
8. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера. |
48 |
|
|
||||
25 |
5 |
Хозяйство Европейского Севера.
|
Роль и место района в социально – экономическом развитии страны. Особенности территориальной организации: горнодобывающий, рыбоперерабатывающий и топливно-энергетический комплекс. Социальные, экономические и экологические проблемы. ЕС – важная база российского ВПК. |
9. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско – Печорского района. |
49 |
|
|||||
Северо – Западный район (3 ч.) |
|
||||||||||
26 |
6 |
Северо – Западная Россия. Факторы формирования района. Природа. Население и хозяйственное освоение. |
Состав района. Особенности ФГП, ЭГП, геополитического и эколого-географического положения и их влияние на формирование района на разных этапах развития. Специфика природы. Действие оледенения. Природные ресурсы, их размещение и использование. Северо – Запад – район древнего заселения. Качество жизни населения. |
|
28, 46 |
|
|
||||
27 |
7 |
Хозяйство Северо – Запада. |
Историко-географические этапы в развитии хозяйства. Современная специализация, ведущие отрасли хозяйства и их главные центры. Место и роль района в хозяйстве страны. Экономические, социальные и экологические проблемы. СЭЗ «Янтарь» |
|
46 |
|
|
||||
28 |
8 |
Географические особенности Санкт – Петербурга и других городов Северо – Запада. |
Санкт – Петербург – северная столица России: история создания, радиально – дуговая структура, функциональные зоны города. Санкт – Петербургская агломерация. Город Калининград. |
|
46 |
|
|
||||
Центральная Россия (4 ч.) |
|
||||||||||
29 |
9 |
Центральная Россия. Факторы формирования района. |
Состав территории. Преимущества ГП, факторы формирования района в различное время. Столичное положение района. Изменение геополитического положения района после распада СССР. |
|
41 |
|
|
||||
30 |
10 |
Природа Центральной России. Население и хозяйственное освоение Центральной России. |
Особенности природы и природные ресурсы, их влияние на население и хозяйственное освоение территории, рост городов. ЦР – ядро формирования русского народа. Качество жизни населения, демографические проблемы. |
10. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий ЦР. |
27, 42 |
|
|
||||
31 |
11 |
Хозяйство Центральной России. |
Наукоемкая специализация района. Ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние различия в сельском хозяйстве. Проблемы и перспективы развития хозяйства. |
11. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России. |
44 |
|
|
||||
32 |
12 |
Московская столичная агломерация. |
Москва – столица РФ, представитель России на мировой арене. Радиально – кольцевая структура Москвы. Москва – крупнейший транспортный узел России. |
12. Сравнение ГП и планировки двух столиц – Москвы и Санкт – Петербурга. |
43 |
|
|
||||
География Ярославской области (6 ч.) |
|
||||||||||
33 |
13 |
Особенности ЭГП, формирования природы, территории. |
Определение ЭГП региона, основных этапов освоения территории. Оценка природных ресурсов и их использование. |
13. Определение по картам географического положения области. Изучение и оценка природно-ресурсного потенциала области. |
|
|
|
||||
34 |
14 |
Население и хозяйственное освоение. Этапы заселения. Формирование культуры народов, современного хозяйства |
Этапы заселения. Формирование культуры народов, современного хозяйства. |
14. Определение хозяйственной специализации области. |
|
|
|
||||
35 |
15 |
Особенности хозяйства области. Промышленность. Характеристика внутренних различий районов и городов. |
Характеристика внутренних различий районов и городов. |
|
|
|
|
||||
36 |
16 |
АПК. |
Особенности развития АПК. Сельскохозяйственная специализация районов области. |
|
|
|
|
||||
37 |
17 |
Особенности административного центра региона. Достопримечательности. Топонимика. |
1000 – летний Ярославль. |
|
|
|
|
||||
38 |
18 |
Социально – экономические проблемы области и пути их решения. |
|
|
|
|
|
||||
Европейский Юг (4 ч.) |
|
||||||||||
39 |
19 |
Юг европейской части страны. Факторы формирования района. |
Состав района. Особенности ГП, его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы. Историко-географические этапы развития района. |
|
50 |
|
|
|
|||
40 |
20 |
Природа Европейского Юга. |
Специфика природы района (природный амфитеатр), природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения. |
15. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа. |
30 |
|
|
||||
41 |
21 |
Население и хозяйственное освоение Европейского Юга. |
Численность населения. Основные проблемы естественного прироста. Самый многонациональный район. Структура населения, традиции, культура, промыслы коренных народов. Казачество. Проблемы, связанные с национальным государственным устройством, межнациональные проблемы. Качество жизни населения. |
|
51 |
|
|
||||
42 |
22 |
Хозяйство Европейского Юга. |
Европейский Юг – здравница и житница страны. Важнейшие отрасли хозяйства и их главные центры. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Экологические проблемы. |
|
52 |
|
|
||||
Поволжье (3 ч.) |
|
|
|||||||||
43 |
23 |
Поволжье. Факторы формирования территории. Особенности природы. |
Состав района. Основные историко-географические этапы формирования района. Специфика природы: рельеф, климат, природные ресурсы и природные зоны. |
16. Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения. |
53 |
|
|
||||
44 |
24 |
Население и хозяйственное освоение Поволжья. |
Численность, естественный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Города. Качество жизни. |
|
54 |
|
|
||||
45 |
25 |
Хозяйство Поволжья. |
География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Внутренние природно-хозяйственные различия. |
17. Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья. |
55 |
|
|
||||
Урал (4 ч.) |
|
|
|||||||||
46 |
26 |
Урал: факторы формирования района. |
Состав района. Основные историко-географические этапы формирования района. |
18. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала (составление картосхемы) |
56 |
|
|
||||
47 |
27 |
Природа Урала. |
Специфика природы Урала: рельеф, климат, природные зоны и природные ресурсы. |
|
32, 33 |
|
|
||||
48 |
28 |
Население и хозяйственное освоение Урала. |
Численность и естественный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Города. Качество жизни. |
19. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем. |
57 |
|
|
|
|||
49 |
29 |
Хозяйство Урала. |
География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Проблемы района. |
|
58 |
|
|
||||
Азиатская Россия (Восточный макрорегион) (17 ч.) |
|
|
|||||||||
50 |
1 |
Азиатская Россия. Общая характеристика. |
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. |
20. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека. Составление характеристики нефтяного комплекса. (Значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива). Экологические проблемы. |
59, 60 |
|
|
||||
Западная Сибирь (4 ч.) |
|
|
|||||||||
51 |
2 |
Западная Сибирь. Факторы формирования района. |
Состав района. Особенности ГП. Этапы формирования района. |
|
61 |
|
|
||||
52 |
3 |
Природа Западной Сибири. |
Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, природные зоны, ресурсы. |
|
35, 36 |
|
|
||||
53 |
4 |
Население и хозяйственное освоение Западной Сибири. |
Системность, естественный прирост, миграции. Национальный состав, культура. |
21. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона. |
61 |
|
|
||||
54 |
5 |
Хозяйство Западной Сибири. |
География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. |
|
61 |
|
|
||||
Восточная Сибирь (7 ч.) |
|
|
|||||||||
55 |
6 |
Север Восточной Сибири. Факторы формирования района. |
Состав района. Особенности ГП. Факторы формирования района. |
22. Составление характеристики Норильского промышленного узла. (ГП, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры) |
62 |
|
|
||||
56 |
7 |
Природа Севера Восточной Сибири. |
Специфика природы: рельеф, геологическое строение, климат, природные зоны, природные ресурсы. |
|
37 |
|
|
||||
57 |
8 |
Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири. |
Специфика расселения, численность, естественный прирост, миграции, традиции и культура. |
23. Оценка особенностей природы региона с точки зрения условий жизни человека в сельской местности и в городе. |
62 |
|
|
|
|||
58 |
9 |
Хозяйство Севера Восточной Сибири. |
География важнейших отраслей хозяйства, особенности территориальной организации. Географические аспекты основных экономических проблем района. |
|
62 |
|
|
||||
59 |
10 |
Южная Сибирь. Факторы формирования района. |
Состав района. Особенности ЭГП. Историко-географические этапы формирования района. |
|
40 |
|
|
||||
60 |
11 |
Кузнецко-Алтайский подрайон. |
Состав подрайона. Природа. Особенности развития хозяйства. |
24. Объяснение размещения Кузнецко-Алтайского и Западно-Сибирского ПТК, установление причин уровня сформированности каждого из них. |
61, 62 |
|
|
||||
61 |
12 |
Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. |
Состав подрайона. Природа. Особенности ЭГП. Население и развитие хозяйства. |
|
62 |
|
|
||||
Дальний Восток (4 ч.) |
|
|
|||||||||
62 |
13 |
Дальний Восток. Факторы формирования района. |
Состав района. Особенности ЭГП и геополитического положения. Основные факторы формирования района. |
25. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, оборонных центров Дальнего Востока. |
63 |
|
|
||||
63 |
14 |
Природа Дальнего Востока. |
Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, ПЗ и природные ресурсы. |
|
41, 43 |
|
|
||||
64 |
15 |
Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока. |
Численность, естественный прирост, миграции, специфика расселения, традиции, культура. |
26. Предложение и обоснование своего варианта прокладки железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку. |
63 |
|
|
||||
65 |
16 |
Хозяйство Дальнего Востока. |
Роль района в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства. |
27. Учебная дискуссия по теме: «Свободные экономические зоны Дальнего Востока: проблемы и перспективы развития». |
63 |
|
|
||||
66 |
|
Повторительно-обобщающий урок по курсу. |
|
|
|
|
|
||||
4. Россия в современном мире (2 ч.) |
|
|
|||||||||
67 |
1 |
Россия и страны СНГ. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. |
Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. |
|
64, 65 |
|
|
||||
68 |
2 |
Объекты мирового природного и культурного наследия. |
Характеристика объектов мирового природного и культурного наследия в России. |
|
|
|
|
||||
География 10-11 класс
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ 10 кл.
В результате изучения географии на базовом уровне обучающийся должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Тематическое планирование по географии
10 класс
Современные методы географических исследований.
Источники географической информации (4 ч)
№ п/п |
Тема урока |
Практические работы |
|
1 |
Положение географии в системе наук. Методы географических исследований. |
|
|
2 |
Географическая карта – особый источник информации
|
1. Анализ карт различной тематики. 2. Обозначение на к/к различных географических объектов. 3. Сопоставление карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. |
|
3 |
Статистический метод – один из основных в географии. Виды статистических материалов. |
4. Использование статистической информации разной формы и содержания; обработка, анализ и представление в графической и картографической форме. |
|
4 |
Способы и формы получения географической информации. Геоинформационные системы. |
|
|
Природа и человек в современном мире (6 ч)
5 |
Взаимосвязь человека и природы в прошлом и настоящем. |
|
|
6 |
Международный характер проблемы «дистабилизации окружающей среды». |
|
|
7 |
Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. |
|
|
8 |
География природных ресурсов. Природно – ресурсный потенциал и территориальные сочетания. |
5. Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. |
|
9 |
Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. |
|
|
10 |
Геоэкологические проблемы регионов. Пути сохранения качества окружающей среды. |
6. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций. |
|
Население мира (6 ч)
11 |
Численность и динамика населения разных регионов и стран. |
|
|
12 |
Воспроизводство населения. Типы воспроизводства.
|
|
|
13 |
Структура населения (половая, возрастная, этническая, религиозная). |
7. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения разных регионов. |
|
14 |
Демографическая ситуация в разных регионах и странах. |
8. Определение демографической ситуации и демографической политики в разных странах и регионах мира. |
|
15 |
Миграции населения. Виды миграций. Характеристика трудовых ресурсов. |
9. Определение степени обеспеченности стран и регионов трудовыми ресурсами. |
|
16 |
Расселение населения. Масштабы и темпы урбанизации стран и регионов мира. |
|
|
География мирового хозяйства (10 ч)
17 |
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отрасли международной специализации. Международные региональные и отраслевые союзы. |
10. Определение международной специализации крупных стран и регионов мира. |
|
18 |
Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства |
|
|
19 |
География важнейших отраслей промышленности. |
|
|
20 |
География отраслей сельского хозяйства |
|
|
21 |
|
11. Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции |
|
22 |
География транспортного мира. |
|
|
23 |
Внешние экономические связи – научно-техническое, производственное сотрудничество, Создание СЭЗ. Международный туризм. |
|
|
24 |
География мировых валютно-финансовых отношений |
|
|
25 |
Международная торговля – основные направления и структура.
|
|
|
26 |
|
12. Определение основных направлений международной торговли, факторов определяющих международную специализацию. |
|
Регионы и страны мира (8 ч)
27
|
Многообразие стран на политической карте мира. Различие стран по размерам территории, численности населения, особенностям географического положения. |
|
|
28 |
Типология стран мира. |
|
|
29 |
Европа. Общая характеристика региона. Территория, границы, географическое положение. Политическая карта. Государственный строй. |
|
|
30 |
Природные условия и ресурсы, большие внутренние различия. Природные предпосылки для развития хозяйства. |
|
|
31 |
Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Главный район трудовых миграций. |
|
|
32 |
Национальный, религиозный состав, особенности расселения, урбанизация. Крупнейшие городские агломерации. |
|
|
33 |
Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности и сельского хозяйства. « Центральная ось развития». |
13. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями Франции |
|
34 |
Транспортная система. Международные экономические связи. Главные районы туризма. Экологические проблемы. |
|
|
Тематическое планирование по географии
11 класс
Регионы и страны мира (17 ч)
1 |
Повторение темы «Европа» |
|
|
2 |
Субрегионы и страны. Особенности культуры и традиции. |
|
|
3 |
Страны региона. |
14. Составление комплексной географической характеристики стран разных типов, определение их географической специфики. |
|
4 |
Общая характеристика стран Азии. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй. |
|
|
5 |
Природные условия и ресурсы. Минеральные богатства региона, особое значение нефти. Агроклиматические ресурсы. |
|
|
6 |
Население: особенности воспроизводства, проявление «демографического взрыва». Этнический состав. |
|
|
7 |
Азия – родина мировых религий. Традиции, культура. Особенности урбанизации. Тип восточного города. |
|
|
8 |
Хозяйство: уровень развития и международная специализация. Типы сельского хозяйства. |
|
|
9 |
Страны региона. |
15. Составление комплексной характеристики стран региона. |
|
10 |
Северная Америка. Общая характеристика региона. Территория. Границы. Государственный строй. Природные ресурсы для развития экономики. |
|
|
11 |
Общая характеристика населения. Урбанизация. Крупные города. |
|
|
12 |
Характеристика экономики. Главные отрасли промышленности и сельского хозяйства. |
|
|
13 |
Традиции и культура стран региона. |
|
|
14 |
Общая характеристика стран Латинской Америки. |
|
|
15 |
Общая характеристика стран Африки. |
|
|
16 |
Общая характеристика Австралии. |
|
|
17 |
Повторительно – обобщающий урок по теме «Регионы и страны мира». |
|
|
Россия в современном мире (10 ч)
18
|
Россия на политической карте мира. Изменение географического положения. Характеристика современных границ. |
|
|
19 |
Современное геополитическое положение России. |
16. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического положения России, тенденции их возможного развития. |
|
20 |
Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. |
|
|
21 |
Отрасли международной специализации. |
17. Определение роли России в производстве важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. |
|
22 |
Россия в системе международных финансово – экономических и политических отношений. |
|
|
23 |
География и структура международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. |
|
|
24 |
Основные формы внешних экономических связей. |
18. Определение основных направлений внешних экономических связей с наиболее развитыми странами мира. |
|
25 |
Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. |
|
|
26 |
Россия и страны содружества независимых государств. |
|
|
27 |
Географические аспекты важнейших социально – экономических проблем. |
|
|
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (6 ч)
28
|
Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. |
|
|
29 |
Роль географии в решении глобальных проблем. |
|
|
30 |
Сырьевая, демографическая, продовольственная проблемы, пути их решения. |
|
|
31 |
Экологическая проблема и пути ее решения. |
19. Выявление регионов с неблагоприятной экологической ситуацией. |
|
32 |
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. |
|
|
33 |
|
20. Географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества (Составление таблиц, схем и пр.) |
|
34 |
Повторительно – обобщающий урок по курсу «География мира». |
|
|