Страница обновлена 31.07.2017

Муниципальное общеобразовательное учреждение Благовещенская средняя общеобразовательная школа

Страница обновлена 31.07.2017
Муниципальное общеобразовательное учреждение Благовещенская средняя общеобразовательная школа

Рабочие программы по географии

 6 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по географии для общеобразовательных учреждений 6-9 класс под редакцией И.В. Душиной. – М.: «Дрофа», 2000 г. по учебнику географии для 6 класса Т.П.Герасимовой. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2008.

Содержание образования рабочей программы соответствует нормативно – правовой базе:

1. Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приложение к Приказу Минобразования России) № 1236 от 19. 05. 98.
2. Базисный учебный план (БУП-98).
3. Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.
4. Стандарт основного общего образования по географии.
5. Программно-методические материалы. Географии. 6-9 кл. /Сост. В.И. Сиротин. – М.: «Дрофа», 2000.
6. Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М.: «Дрофа», 2007.

Структура документа
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Начальный курс географии – первый среди систематических курсов этой дисциплины. При изучении начального курса географии учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе. Начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем. 


Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно – ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся. 


С этой целью организуется активная познавательная, поисковая и творческая деятельность обучающихся с различными источниками географической информации, с привлечением литературных произведений, электронных пособий и материалов Интернет о природных явлениях и процессах.
Для организации процесса обучения используются различные формы учебных занятий (интегрированные уроки, практикумы, экскурсии, ролевые игр и др.). Реализуются элементы педагогических технологий обучения (проблемное, проектное). 


Исходя из требований к уровню подготовленности обучающихся, определяется содержание фрагментов уроков с целью контроля по каждой крупной теме курса и итоговый контрольный урок в заключение изучения курса географии в 6 классе. Для этого используются различные методы и приемы разноуровневого контроля знаний, умений и способов деятельности учащихся

Цель курса: формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.

Задачи курса:
- показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
- приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
- познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
- научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

Используемый УМК:
1. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2008.
2. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
3. Мультимедийная программа: «Начальный курс. География» 6 класс.
4. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 классы”, М., ”Дрофа”, 2001.
5. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии: 6 -10 кл.: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М. Просвещение, 2000.

Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География». Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания.

 

 

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

№ урока в теме

Тема урока. Практические работы. Краеведческий компонент (к/к)

ДЗ

Дата проведения

Методы изучения Земли: космический, картографический, полевой, информационный – 2 ч.

1

1

Методы изучения Земли. к/к Работа географа в полевых условиях.

 

 

2

2

к/к  Пр. раб. №1 Наблюдения за погодой. Измерение погоды с помощью приборов.

 

 

Глобус – 1 ч.

3

1

Способы изображения земной поверхности на глобусе. Градусная сетка.

9

 

План местности – 5 ч.

4

1

План местности. Условные знаки. Чтение топографического плана местности.

4

 

5

2

Масштаб.

5

 

6

3

Стороны горизонта. Ориентирование.

Пр. раб. №2 Определение направлений и расстояний на местности. Движение по азимуту. Ориентирование.

6

 

7

4

Изображение на плане неровностей земной поверхности. к/к Пр. раб. №3 Решение задач по топографической карте.

7

 

8

5

к/к  Пр. раб №4 Составление простейшего плана местности.

 

 

Географическая карта – особый источник географической информации – 5 ч.

9

1

Географическая карта – особый источник географической информации. Легенда карты. Условные знаки.

Пр. раб. №5 Определение элементов градусной сетки.

11-

 

10

2

Географические координаты.

Пр. раб. №6 Определение географических координат по карте полушарий и России: к/к в т. ч. и г. Ярославля.

12-13

 

11

3

Масштаб.

Пр. раб. №7 Определение направлений и расстояний по карте полушарий и России.

10

 

12

4

к/к Пр. раб. №8 Определение по карте направлений и расстояний от своего населенного пункта до морей, измерение расстояний с помощью градусной сетки.

 

 

13

5

Пр. раб. №9 Определение по карте абсолютных высот, в т. ч. своей местности (к/к)

 

 

Природа Земли и человек – 55 ч.

Земля – планета Солнечной системы – 2ч.

14

1

к/к Смена дня и ночи,  времен года, их продолжительность в области.

 Пр. раб. №10 Сравнение Земли с обликом других планет, объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси.

 

 

15

2

Неравномерное распределение солнечного тепла и света. к/к Сезонные изменения в природе области. Фенонаблюдения.

44

 

Развитие географических знаний человека о Земле – 2 ч.

16

1

Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий.

2

 

17

2

Открытия и исследования в России и в мире.  к/к Вклад Ярославцев в исследование космоса.

 

 

Земная кора и литосфера – 4 ч.

18

1

Земля и ее строение.

16

 

19

2

Горные породы и минералы.

Пр. раб. №11 Изучение свойств минералов и горных пород, полезные ископаемые.

17

 

20

3

Движения земной коры. Правила безопасного поведения во время землетрясений. к/к Кора Ярославской области.

18 

 

21

4

Вулканизм. Правила безопасного поведения во время извержения вулкана.

Пр. раб. №12 Нанесение на к/карту зон землетрясений и вулканизма.

19

 

Рельеф Земли – 6 ч.

22

1

Рельеф Земли как следствие взаимодействия внешних и внутренних сил. Основные формы рельефа.

 

 

23

2

Рельеф дна Мирового океана.

Пр. раб. №13 Составление и объяснение схемы «Рельеф дна Мирового океана»

12

 

24

3

Рельеф суши. Горы.

Пр. раб. №14 «Составление и объяснение схемы «Различия гор по высоте». Описание ГП гор. Нанесение на к/карту гор.

20

 

25

4

Равнины суши.

Пр. раб. №15 «Составление и объяснение схемы «Различия равнин по высоте». Описание ГП равнин. Нанесение на к/карту равнин.

21

 

26

5

Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Сели. Овраги. Правила безопасного поведения. к/к  Формы рельефа области, в т. ч. высоты.

20-21

 

27

6

к/к  Пр. раб. №16 Описание на местности форм рельефа и его изменений под влиянием деятельности человека.

 

 

Минеральные ресурсы литосферы – 4 ч.

28

1

Виды минеральных ресурсов.

Пр. раб. №17 Изучение свойств минералов и горных пород.

17

 

29

2

к/к Воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу  и их последствия. Карьеры.

 

 

30

3

к/к Рациональное использование ресурсов литосферы области.

 

 

31

4

Природные памятники литосферы.

Пр. раб. №18 Нанесение на  к/карту природных памятников литосферы области.

 

 

Гидросфера – водная оболочка Земли – 6 ч.

32

1

Вода на Земле. Мировой круговорот воды в природе.

23

 

33

2

Части Мирового океана 

Пр. раб №19 Нанесение на к/карту частей Мирового океана.

24

 

34

3

Методы изучения морских глубин.

Пр. раб. №20 Определение по карте глубин морей и океанов. Описание ГП морей.

28

 

35

4

Свойства вод Мирового океана.

25

 

36

5

Движение воды в океане.

Пр. раб. №21 Определение по карте направлений морских течений.

26-27

 

37

6

Ресурсы Мирового океана. Меры по сохранению качества вод и биоресурсов.

34

 

Источники пресной воды на Земле – 9 ч.

38

1

Подземные воды. к/к Минеральные источники и их использование.

29

 

39

2

Ледники.

32

 

40

3

Реки.

Пр. раб. №22 Составление и объяснение схемы «Части реки» Определение направлений течения рек.

30

 

41

4

Питание и режим рек. Значение рек в жизни человека. Наводнения. к/к

Пр. раб. №23 Описание по карте ГП рек Волги и Черемухи.

30

 

42

5

Озера.

Пр. раб. №24 Нанесение на к/карту крупнейших рек и озер.

32

 

43

6

Водохранилища. Болота. Другие искусственные водоемы.

33

 

44

7

Природные памятники гидросферы.

 к/к  Пр. раб. №25 Нанесение на к/карту природных памятников гидросферы области.

 

 

45

8

к/к Пр. раб. № 26 Описание на местности водных объектов своей местности (прудов), воздействие на них хозяйственной деятельности человека, меры по сохранению.

 

 

46

9

к/к Пр. раб. № 27 Описание на местности водных объектов своей местности (р. Черемуха), воздействие на нее хозяйственной деятельности человека, меры по сохранению.

 

 

Атмосфера – воздушная оболочка Земли – 9 ч.

47

1

Атмосфера.

Пр. раб. №28 Составление и объяснение схемы «Строение атмосферы»

35

 

48

2

Атмосферное давление. Ветер.

38

 

49

3

Типы воздушных масс. Постоянные ветры. Распространение тепла и влаги на поверхности Земли.

44

 

50

4

Влажность воздуха. Облачность.

40

 

51

5

Атмосферные осадки.

41

 

52

6

Погода и климат. Температура воздуха. к/к Выделение преобладающих типов погод за период наблюдения.

Пр. раб №29 Измерение элементов погоды с помощью приборов.

42-43

 

53

7

Причины, влияющие на климат.

Пр. раб. №30 Описание погоды и климата своей местности.

45

 

54

8

к/к Стихийные явления в атмосфере на территории области. Адаптация человека к климатическим условиям. Защита воздуха от загрязнения.

Пр. раб. №31 Решение задач на изменения температуры, давления, влажности.

 

 

55

9

к/к Пр. раб. №32 Обработка материалов наблюдений (составление графиков температуры, облачности, «розы ветров»)

 

 

Биосфера Земли – 5 ч.

56

1

Разнообразие и распространение организмов на Земле.

46

 

57

2

Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие.

 

 

58

3

Приспособление живых организмов к среде обитания.

 

 

59

4

к/к Пр. раб. №33 Описание растений своей местности.

 

 

60

5

Человек и окружающая среда. Меры по ее сохранению и улучшению

к/к Пр. раб. №34 Составление списка охраняемых растений области.

 

 

Почва как особое природное образование – 4 ч.

61

1

Образование почв.

49

 

62

2

Разнообразие почв. к/к Почвы Ярославской области.

 

 

63

3

Плодородие почв.

 

 

64

4

к/к Использование, сохранение и улучшение почв своей местности.

Пр. раб. №35 Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и карте.

 

 

Географическая оболочка Земли – 5 ч.

65

1

Природные зоны Земли.

Пр. раб. №36 Выявление и объяснение географической зональности природы. Описание по карте ПЗ Земли.

47

 

66

2

Взаимодействие компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных ПЗ.

Пр. раб. № 37 Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных ПЗ.

 

 

67

3

к/к Взаимодействие компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в области.

Пр. раб. № 38 Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияние на качество жизни населения..

 

 

68

4

Географическая оболочка и ее составные части.

 

 

69

5

Географическая оболочка как окружающая человека среда.

 

 

Повторение – 1 ч.

70

1

Повторительно-обобщающий урок.

 

 

 

География 7 класс

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004г.
  • авторской программы по географии под редакцией И.В. Душиной, – М.: Дрофа, 2008.
  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004г.

Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.

Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.

Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.

Основные цели и задачи курса:

- создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;

-  раскрыть закономерности землеведческого характера;

- воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.

Программа содержит новые направления географического образования:

- комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;

-  изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;

-  изучение населения, особенностей культуры и быта народов  мира.

Программа содержит практический компонент (30%) около 1/3 содержания.

Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану,  рассчитана на 70 часов (2 ч в неделю).

Планируемые результаты обучения.

  1. 1. Оценивать и прогнозировать:

- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

- изменение климатов Земли;

- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;

- основные взаимосвязи природы и человека;

2. Объяснять:

- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

- особенности расового и этнического состава населения;

- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;

- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

- применять в процессе учебного познания основные географические понятия

3. Описывать:

- основные источники географической информации;

- географическое положение объектов (по карте);

- по схемам круговороты вещества и энергий;

- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;

- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;

- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

4. Определять (измерять):

- географическую информацию по картам различного содержания;

- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

5. Называть и показывать:

- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;

- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п/и, сейсмически опасные территории;

- факторы формирования климата;

- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;

- страны мира, их столицы, крупные города;

- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.

 УМК:

Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов 7 кл.: М., Дрофа, 2013.

Атлас: материки, океаны, народы и страны.

 Требования  к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать

  • Основные понятия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных материков и океанов  Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов стран мира;
  • составлять краткую географическую характеристику материков и океанов и их  природных зон  на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов на материках и океанах ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Тематическое планирование

Тема урока

Практическая работа. Контрольная работа

Дата

ВВЕДЕНИЕ – 2 ЧАСА

1

Как люди открывали и изучали свою Землю? Методы получения, обработки, передачи и предоставления информации

Пр. раб. №1 Обучение простейшим приемам работы с источниками

 геоинформации

2

Карты материков и океанов

Пр.раб. №2 Определение по карте и глобусу расстояний

 

РАЗДЕЛ Ι. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ – 12 ЧАСОВ

Литосфера и рельеф Земли – 2 часа

3

Происхождение материков и впадин океанов.Гипотеза дрейфа материков.. Сейсмические пояса Земли

Пр. раб. №3 Определение по карте направлений передвижений литосферных плит и прогнозирование их положения в далеком будущем.

 

4

Особенности рельефа Земли. Карта строения земной коры.

 

 

Атмосфера и климаты Земли – 3 часа

 

5

Роль атмосферы в жизни Земли. Климатические карты

 

 

6

Распределение температуры и осадков, поясов атмосферного давления на Земле.

 

 

7

Климатические пояса Земли – различные условия жизни людей.

Пр. раб. №4 Объяснение приемов приспособления человека к особенностям того или иного типа климата. (Анализ карт, текста учебника, заполнение таблицы в тетради)

 

Мировой океан – главная часть гидросферы – 3 часа

8

Соотношение суши и океанов на Земле, их распределение между полушариями планеты. Свойства вод Мирового океана. 

 

 

9

Схема поверхностных течений. 

Пр. раб. №5 Выделение на карте побережий и шельфа

 

10

Океан как среда жизни. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

 

 

Географическая оболочка – 4 часа

 

11

Строение и свойства географической оболочки. Этапы развития географической оболочки. Ее изменения под влиянием деятельности человека.

 

 

 

12

Общие географические закономерности – целостность, зональность, ритмичность, их значение для жизни и хозяйственной деятельности людей.

Пр. раб. №6 Анализ схем круговоротов веществ и энергии (по усмотрению)

 

13

Разнообразие природы Земли. Природные комплексы суши, океанов. Широтная зональность и высотная поясность.

 

 

14

Урок обобщения по разделу "Главные особенности природы Земли".

Контрольная работа №1

 

РАЗДЕЛ ΙΙ. ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ – 2 ЧАСА

15

Основные причины и пути расселения человека на Земле. Главные области расселения. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География современных религий. Основные виды хозяйственной деятельности людей. Комплексная карта.

Пр. раб. №7 Сравнение численности, плотности и

динамики населения регионов и стран мира.

16

Многообразие стран мира, их основные типы. Столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.

 

 

РАЗДЕЛ ΙΙΙ. ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ – 43 ЧАСА

Океаны – 5 часов

17

Тихий океан

 

 

18

Индийский океан

 

 

19

Атлантический океан

 

 

20

Северный Ледовитый океан

Пр. раб. №8 Обозначение на к/к шельфа океана и видов хозяйственной деятельности на нем, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов (по выбору)

 

21

Урок обобщения по теме "Океаны".

Контр. работа №2

 

Южные материки – 3 часа

22

Географическое положение южных материков.

Сходство, различие, влияние на природу

 

 

 

23

Особенности природы материков – рельеф, климат, внутренние воды.

 

 

24

Особенности расположения почвенно-растительных зон южных материков.

 

 

Африка – 9 часов

25

Географическое положение. История исследования Африки.

Пр. раб. №9: Обозначение на контурной карте береговой линии Африки (моря, заливы, проливы, острова, п-ова, крайние точки)

 

26

Рельеф и полезные ископаемые.

Пр. раб. №10: Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа, месторождений полезных ископаемых.

 

27

Африка – самый жаркий материк.

 

 

28

Внутренние воды.

 

 

29

 Природные зоны Африки. Различная среда жизни людей. Изменение их под влиянием деятельности человека. Охрана природы.

Пр. раб. №11: Характеристика природной зоны  по плану

 

30

Население Африки, политическая карта

Пр. раб. №12: Оценивание климатических условий одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описание климата этого района. (Работа с атласом, климатограммами)

 

31

Страны Северной Африки – особенности природы, население – быт, традиции, нравы

Пр. раб. №13: Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран

 

32

Страны Центральной и Восточной Африки

 

 

33

Страны Южной Африки.

Контр. работа №3

 

Австралия и Океания – 4 часа

 

34

Географическое положение, история исследования, Рельеф и полезные ископаемые. 

Пр. раб. №14 Работа  с контурной картой. Сравнение ГП Австралии и Африки

 

35

Климат и внутренние воды.

 

 

36

Население. Австралийский Союз.  

Пр. раб. №15: Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения крупных регионов материка. (Анализ карт атласа и выводы в тетради)

 

37

Океания

 

 

 Южная Америка – 6 часов

38

Географическое положение, история исследования материка.

Пр. раб. №16: Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки (Анализ карт и выводы в тетради)

 

39

Особенности рельефа. Полезные ископаемые.

       

 

 

40

Климат и внутренние воды. 

Пр. раб. №17: Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки. Оценивание возможностей и трудностей хоз-го освоения этих рек. (результаты в таблице или на к/карте)

 

41

Почвенно-растительные зоны Южной Америки.

 

 

42

Население. Страны Востока материка.

Пр. раб. №18: Оценивание по картам ареалов и центров наиболее и наименее антропогенного воздействия на природу, выбор места для создания охраняемой территории.

 

43

Андские страны

Пр. раб. №19: Комплексная характеристика одной из стран или природных областей

 

Антарктида – 2 часа

44

Антарктида – уникальный по географическому положению и природе материк.

 

 

45

Урок обобщающего повторения по южным материкам

Пр. раб. №20: Сравнение Арктики и Антарктики. (Оформление таблицы)

 

. Северные материки -1 час

46

Общие особенности географического положения природы материков Северного полушария.

 

 

. Северная Америка – 6 часов

47

Географическое положение, история открытия: исследования Северной Америки. Особенности рельефа и полезные ископаемые.

 

 

48

Климат.

Пр. раб. №21: Сравнительная характеристика климата отдельных территорий материка

 

49

Внутренние воды

 

 

50

Природные зоны, изменения природы под влиянием деятельности человека.

 

 

51

Население материка и страны

 

 

52

США – одна из крупнейших стран мира. Природа, население, хозяйство.

Контр. работа №4

 

Евразия – 11 часов

53

Географическое положение, история исследования материка

 

 

54

Рельеф и полезные ископаемые Евразии

 

 

55

Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей

Пр. раб. №22: Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки, определение типов климата по климатограммам, оценивание климатическим условиям для жизни людей и их хоз. деятельности

 

56

Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение.

 

 

57

Природные зоны материка.

Практическая работа №23 Сравнение природных зон Северной Америки и Евразии по 40º с.ш. выявление причин сходства и различий в чередовании зон

 

58

Зарубежная Европа. Страны Северной и Средней Европы

Пр. раб. №24 Составление «Каталога» стран Азии и Европы, группировка их по различным признакам (Работа по картам атласа, результат – таблица в тетради)

 

59

Страны Восточной и Южной Европы

Пр. раб. №25 Составление простейших картосхем размещения культурно-исторических центров или крупных городов и разработка заданий ориентирования по ним

 

60

Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной и Центральной Азии.

 

 

61

Страны Восточной Азии. 

 

 

62

Страны Южной и Юго-Восточной Азии

Пр. раб. №26 Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и одной из стран Азии.  (Использование типового плана, результат в тетради)

 

63

Урок обобщающего повторения по материкам Северного полушария.

 

 

РАЗДЕЛ ΙV. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА – 5 ЧАСОВ

64

Закономерности географической оболочки, влияние их на жизнь и деятельность людей

 

 

65

Природные условия и природные богатства, и влияние их на жизнь людей

 

 

66

Изменение природы под воздействием хозяйственной деятельности людей

 

 

67

Работа на местности: весенняя экскурсия

Экскурсия №1 составление простейшего плана местности, на котором изучают ПК.

 

68

 

Пр. раб №27. Примеры взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности людей.

 

69

Обобщающее повторение

 

 

70

Меры защиты от природных и техногенных явлений. Правила поведения в природе.

 

 

 

 

География 8 класс

 

Тематическое планирование по географии

 

Раздел I. Особенности географического положения России (10 часов)

 

№п/п

 

№ урока

Тема урока

Практические работы

Дата

1

1

Особенности географического положения России. Государственная территория.

 

 

2

2

Особенности и виды географического положения России.

1. Характеристика географического положения России.

 2. Сравнение ГП России и других стран.

 

3

3

Природно – хозяйственные различия морей России.

 

 

4

4

Морские и сухопутные границы России. акватория, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона РФ.

 

 

5

5

Особенности географического положения Ярославской области. Основные этапы ее освоения.

3. Определение особенностей ГП территории Ярославской области.

 

6

6

Часовые пояса.

4. Определение поясного времени для разных городов России.

 

7

7

История освоения и изучения территории России.

 

 

8

8

Современное административно – территориальное и политико – административное деление страны.

 

 

9

9

Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеративные округа.

 

 

10

10

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Особенности географического положения России».

 

 

 

Раздел II. Природа России (36 часов)

 

Тема 1. Природные условия и ресурсы России (1 ч)

11

 

1

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России.

5. Оценка природного и экологического потенциала Ярославской области.

 

 

 

 

 

Тема 2.  Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (8 ч.)

12

1

Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры.

 

 

 

13

2

Геологические памятники природы Ярославской области.

 

 

 

14

3

Особенности распространения крупных форм рельефа, их связь со строением земной коры.

6. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

 

15

4

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы формирования рельефа. Древнее и современное оледенение. Стихийные природные явления.

 

 

 

16

5

Рельеф Ярославской области.

7. Объяснение особенностей рельефа Ярославской области.

 

17

6

Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.

8. Оценка минеральных ресурсов России.

9. Оценка минеральных ресурсов Ярославской области.

 

18

7

Изменение рельефа человеком.

 

 

19

8

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые».

 

 

           

 

Тема 3. Климат и климатические ресурсы (7 ч)

 

20

 

 

1

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс.

10. Определение закономерностей распределения суммарной и поглощенной солнечной радиации и их объяснение.

 

21

2

Закономерности распределения тепла и влаги.

11. Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков, их объяснение

 

22

3

Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

12. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

 

 

 

 

23

4

Климат и хозяйственная деятельность людей. (Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье). Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны.

13. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

 

24

5

Климат Ярославской области.

14..Оценка основных климатических показателей Ярославской области для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

 

25

6

Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

 

 

26

7

Контроль знаний по теме «Климат и климатические ресурсы».

 

 

 

Тема 4. Внутренние воды и водные ресурсы (8 ч)

 

27

1

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Виды вод суши на территории страны.

 

 

 

 

 

28

2

Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы.

15. Составление характеристики одной из рек с использованием климатических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

 

 

 

29

3

Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

16. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

 

 

 

30

4

 Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

 

 

 

31

5

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

17. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

 

 

32

6

Внутренние воды Ярославской области.

18. Оценка роли рек в жизни населения и развитии  хозяйства Ярославской области.

Оценка обеспеченности водными ресурсами Ярославской области.

 

 

33

7

Охраняемые водные объекты – памятники природы Ярославской области.

19. Определение экологических проблем водных ресурсов Ярославской области.

 

 

34

8

Контроль знаний по теме «Внутренние воды и водные ресурсы».

 

 

 

 

Тема 5. Почва и почвенные ресурсы (4 ч)

 

35

1

Почва – особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии.

 

 

36

2

Размещение основных типов почв. Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России.

20. Определение условий почвообразования для основных зональных типов почв.

 

37

3

Почвы Ярославской области.

21. Определение по почвенной карте Ярославской области преобладающих типов почв.

 

38

4

Изменение почв в ходе хозяйственного их использования. Меры по сохранению плодородия почв, мелиорация почв, борьба с эрозией и их загрязнением.

 

 

 

Тема 5. Растительный и животный мир России (3 ч)

 

39

1

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.

22. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов ПК.

 

40

2

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.

 

 

41

3

Растительный и животный мир Ярославской области.

23. Оценка биологических ресурсов России и Ярославской области, их рационального использования.

 

 

 

Раздел  III. Природно – хозяйственное районирование (5 ч.)

 

42

1

Природно – хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов.

 

 

43

2

Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Лесные зоны России. Зоны лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

24. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

 

44

3

Высотная поясность.

 

 

45

4

Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного наследия.

 

 

46

5

Природные зоны Ярославской области. Дарвиновский заповедник, Переславский природно – исторический парк. Местные памятники природы Ярославской области.

25. Выделение природных зон на территории Ярославской области.

 

 

Раздел  IV. Население России (10 ч.)

 

 

47

1

Человеческий потенциал страны. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Естественное движение населения.

26. Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

 

48

2

Половой и возрастной состав населения. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

 

 

49

3

Народы. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России

27. Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

 

50

4

Основные религии России.

 

 

51

5

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально – экономическими факторами. Основная полоса расселения.

 

 

52

6

Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельское население.

 

 

53

7

Миграции на территории страны, причины, порождающие их. Основные направления и типы миграционных потоков на разных этапах развития страны.

 

 

54

8

Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения, факторы их определяющие.

 

 

55

9

Особенности населения Ярославской области. Этапы заселения, формирования культуры, современного хозяйства. Характеристика городов. Достопримечательности.

28. Анализ карт населения области. Объяснение основных показателей, характеризующих население своей области.

 

56

10

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Население»,

 

 

 

Раздел V. Хозяйство России (11ч.)

 

 

57

1

Особенности развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства, условия и факторы их размещения. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства.

29. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

 

 

58

2

Выдающаяся роль первичного сектора  экономики, его состав и особенности отраслей.

30. Группировка отраслей по различным показателям.

 

59

3

 

31. Оценка природно – ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

 

60

4

Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.

 

 

61

5

Отличие сельского хозяйства от других отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура.

 

 

62

6

География выращивания важнейших культурных растений. Садоводство и виноградарство.

32. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур.

 

63

7

География важнейших отраслей животноводства.

33. Определение по картам основных районов животноводства.

 

64

8

География лесного хозяйства. Заготовка древесины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.

 

 

65

9

Рыбное хозяйство. Основные рыбопромысловые бассейны. География переработки рыбы.

 

 

66

10

Этапы развития хозяйства области. Особенности отраслевой и территориальной структуры. Первичный сектор экономики.

34. Определение по картам основных районов выращивания культурных растений  и отраслей животноводства.

 

 

67

11

Тестирование по теме «Хозяйство России».

 

 

Повторение (3 ч.)

68

1

Повторительно-обобщающий урок.

 

 

69

2

Итоговая контрольная работа.

 

 

70

3

Игра «Что мы знаем о России?»

 

 

             

 

 

География 9 класс

 

Пояснительная записка

          Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
  • авторская программа под редакцией И.В. Душиной. М.: Дрофа, 2009.


Основание на данные документы в программе определяет наиболее полное содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

 Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану (2004г), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу (оценочные работы подчеркнуты). Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

УМК:
- учебник В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2011.
- географический атлас: География. 9 класс. Население и хозяйство.

Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса

  В результате изучения географии обучающийся должен:

знать/понимать

·      основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

·      географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

·      различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов;

·      специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

·      природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

·      выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

·      находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

·      приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России;

·      составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

·      определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

·      применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·      ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

·      проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

·      определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

·      решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

·      проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

 

          Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности.

 

          Описывать:

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо – и пассажиропотоки.

 

         Объяснять:

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

 

          Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

 

 

 

 

Тематическое планирование по географии

9 класс

1. Введение (1 ч)

 

№ п///п

№ урока

Тема урока

Элементы обязательного минимума образования

Практические работы и экскурсии

д/з

Дата

1

1

Введение. Вторичный сектор экономики.

 

 

 

 

 

2. Хозяйство России (18 ч.)

 

2

1

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его значение и проблемы.

Состав и значение комплекса в развитии хозяйства. Связь с другими комплексами. ТЭ баланс. Современные проблемы ТЭК. Охрана окружающей среды.

 

21

 

3

2

Топливная промышленность

Роль нефти, угля и газа в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче. Основные современные и перспективные районы добычи. Способы добычи и транспортировки топлива, проблемы освоения основных месторождений. Топливная промышленность и окружающая среда.

1. Составление по картам и статистическим материалам характеристики одного из угольных бассейнов.

22

 

4

3.

Электроэнергетика.

Значение энергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Единая энергосистема России.

 

23

 

5

4

Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества.

Состав, значение, связь с другими комплексами. Классификация конструкционных материалов.

 

24

 

6

5

Металлургия. География черной металлургии.

Состав, место и значение в хозяйстве страны. Факторы размещения металлургических предприятий. Типы предприятий черной металлургии. Металлургические базы.

2. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

25, 26

 

7

6

География цветной металлургии.

География легких и тяжелых металлов. Факторы размещения предприятий.

Металлургия и охрана природы.

3. Определение по картам главных факторов размещения металлургии по производству меди и алюминия.

27

 

8

7

Химическая промышленность.

Состав и значение отрасли в экономике страны. Специфичность химической промышленности. Значение химизации.

.

 

 

 

 

 

 

 

 28

 

9

8

География химической промышленности.

Группировки отраслей химической промышленности, особенности их размещения. Химические базы. Химическая промышленность и экологические проблемы.

4. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и стат. материалам.

 

29

 

10

9

Лесная промышленность.

Состав, место и значение лесной промышленности в хозяйстве страны. Основные производства и факторы их размещения. Лесопромышленные комплексы страны. Лесная промышленность и охрана природы.

 

 

30

 

11

10

Машиностроительный комплекс.

Состав и значение комплекса, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий.

5. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения

17,18

 

12

11

География машиностроения. Военно-промышленный комплекс.

Главные районы и центры. Особенности географии ВПК и его конверсии.

 

 19,20

 

13

12

Пищевая и легкая промышленность.

Состав, место и значение в хозяйстве страны. Группировки отраслей по характеру использования сырья, география важнейших отраслей. Проблемы легкой и пищевой промышленности в России.

 

33

 

14

13

Состав и значение третичного сектора экономики.

Состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

 

34

 

15

14

Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт.

Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Преимущества и недостатки. Важнейшие транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы развития.

 

34,35

 

16

15

Водный, авиационный и трубопроводный транспорт. Связь.

Особенности водного транспорта и его значение в экономике страны. Проблемы морского транспорта. Крупнейшие порты. Преимущества и недостатки других видов транспорта. Связь и ее роль в период развития НТР.

6. Характеристика одной из магистралей по плану.

36,37

 

17

16

Сфера обслуживания. Жилищное и рекреационное хозяйство.

Сфера обслуживания как одна из отраслей, определяющих качество жизни населения. География жилищного и рекреационного хозяйства, проблемы их развития в России.

 

36,37

 

18

17

География науки.

Наука, ее состав, место и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

 

16

 

19

18

Урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России».

 

 

 

 

 

 

3. География крупных регионов России (30 ч.)

 

Районирование территории (1 ч.)

 

20

1

Различия территории  по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона

Районирование России, основные задачи, принципы и проблемы. Виды районирования. Зоны России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.

7. Моделирование вариантов нового районирования.

38,

39

 

 

Европейская Россия (Западный макрорегион) (28  ч.)

 

 

21

1

Общая характеристика Европейской части России.

Европейская Россия – основа формирования  территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий и ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

 

40

 

 

Европейский Север (4 ч.)

 

 

22

2

Европейский Север. Факторы формирования района.

Состав района. Специфика геополитического, эколого-географического положения и его влияние на формирование района.

 

47

 

 

23

3

Природа Европейского Севера.

Внутренние различия природы района: Кольско – Карельская и Двино – Печорская части, формирование их природы. Природные ресурсы и их использование. Европейский Север – лесной край. Моря Европейского Севера.

 

28

 

 

24

4

Население и хозяйственное освоение Европейского севера.

Влияние историко-географического фактора на население, его традиции, культуру и хозяйственное освоение района Современное население, размещение, структура, демографические проблемы.

8. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

48

 

 

25

5

Хозяйство Европейского Севера.

 

Роль и место района в социально – экономическом развитии страны. Особенности территориальной организации: горнодобывающий, рыбоперерабатывающий и топливно-энергетический комплекс. Социальные, экономические и экологические проблемы. ЕС – важная база российского ВПК.

9. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско – Печорского района.

49

 

Северо – Западный район (3 ч.)

 

26

6

Северо – Западная Россия. Факторы формирования района. Природа. Население и хозяйственное освоение.

Состав района. Особенности ФГП, ЭГП, геополитического и эколого-географического положения и их влияние на формирование района на разных этапах развития. Специфика природы. Действие оледенения. Природные ресурсы, их размещение и использование. Северо – Запад – район древнего заселения. Качество жизни населения.

 

28,

46

 

 

27

7

Хозяйство Северо – Запада.

Историко-географические этапы в развитии  хозяйства. Современная специализация, ведущие отрасли хозяйства и их главные центры. Место и роль района в хозяйстве страны. Экономические, социальные  и экологические проблемы. СЭЗ «Янтарь»

 

46

 

 

28

8

Географические особенности Санкт – Петербурга и других городов Северо – Запада.

Санкт – Петербург – северная столица России: история создания, радиально – дуговая структура, функциональные зоны города. Санкт – Петербургская агломерация. Город Калининград.

 

46

 

 

Центральная Россия (4 ч.)

 

29

9

Центральная Россия. Факторы формирования района.

Состав территории. Преимущества ГП, факторы формирования района в различное время. Столичное положение района. Изменение геополитического положения района после распада СССР.

 

41

 

 

30

10

Природа Центральной России. Население и хозяйственное освоение Центральной России.

Особенности природы и природные ресурсы, их влияние на население и хозяйственное освоение  территории, рост городов. ЦР – ядро формирования русского народа. Качество жизни населения, демографические проблемы.

10. Объяснение взаимодействия природы и человека  на примере одной из территорий ЦР.

27,

42

 

 

31

11

Хозяйство Центральной России.

Наукоемкая специализация района. Ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние различия в сельском хозяйстве. Проблемы и перспективы развития хозяйства.

11. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.

44

 

 

32

12

Московская столичная агломерация.

Москва – столица РФ, представитель России на мировой арене. Радиально – кольцевая структура Москвы. Москва – крупнейший транспортный узел России.

12. Сравнение ГП и планировки двух столиц – Москвы и   Санкт – Петербурга.

43

 

 

География Ярославской области (6 ч.)

 

33

13

Особенности ЭГП, формирования природы, территории.

Определение ЭГП региона, основных этапов освоения территории. Оценка природных ресурсов и их использование.

13. Определение по картам географического положения области.

Изучение и оценка природно-ресурсного потенциала области.

 

 

 

34

14

Население и хозяйственное освоение. Этапы заселения. Формирование культуры народов, современного хозяйства

Этапы заселения. Формирование культуры народов, современного хозяйства.

14. Определение хозяйственной специализации области.

 

 

 

35

15

Особенности хозяйства области. Промышленность. Характеристика внутренних различий районов и городов.

Характеристика внутренних различий районов и городов.

 

 

 

 

36

16

АПК.

Особенности развития АПК. Сельскохозяйственная специализация районов области.

 

 

 

 

37

17

Особенности административного центра региона. Достопримечательности. Топонимика.

1000 – летний Ярославль.

 

 

 

 

38

18

Социально – экономические проблемы области и пути их решения.

 

 

 

 

 

Европейский Юг (4 ч.)

 

39

19

Юг европейской части страны. Факторы формирования района.

Состав района. Особенности ГП, его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы. Историко-географические этапы развития района.

 

50

 

 

 

40

20

Природа Европейского Юга.

Специфика природы района (природный амфитеатр), природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

15. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа.

30

 

 

41

21

Население и хозяйственное освоение Европейского Юга.

Численность населения. Основные проблемы естественного прироста. Самый многонациональный район. Структура населения, традиции, культура, промыслы коренных народов. Казачество. Проблемы, связанные с национальным государственным устройством, межнациональные проблемы. Качество жизни населения.

 

51

 

 

42

22

Хозяйство Европейского Юга.

Европейский Юг – здравница и житница страны. Важнейшие отрасли хозяйства и их главные центры. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Экологические проблемы.

 

52

 

 

Поволжье (3 ч.)

 

 

43

23

Поволжье. Факторы формирования территории. Особенности природы.

Состав района. Основные историко-географические этапы формирования района. Специфика природы: рельеф, климат, природные ресурсы и природные зоны.

16. Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения.

53

 

 

44

24

Население и хозяйственное освоение Поволжья.

Численность, естественный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Города. Качество жизни.

 

54

 

 

45

25

Хозяйство Поволжья.

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Внутренние природно-хозяйственные различия.

17. Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

55

 

 

Урал (4 ч.)

 

 

46

26

Урал: факторы формирования района.

Состав района. Основные историко-географические этапы формирования района.

18. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала (составление картосхемы)

56

 

 

47

27

Природа Урала.

Специфика природы Урала: рельеф, климат,  природные зоны и природные ресурсы.

 

32,

33

 

 

48

28

Население и хозяйственное освоение Урала.

Численность и естественный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Города. Качество жизни.

19. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем.

57

 

 

 

49

29

Хозяйство Урала.

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Проблемы района.

 

58

 

 

Азиатская Россия (Восточный макрорегион) (17  ч.)

 

 

50

1

Азиатская Россия. Общая характеристика.

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения.

20. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека. Составление характеристики нефтяного комплекса. (Значение, уровень развития,  основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива). Экологические проблемы.

59,

60

 

 

Западная Сибирь (4 ч.)

 

 

51

2

Западная Сибирь. Факторы формирования района.

Состав района. Особенности ГП. Этапы формирования района.

 

61

 

 

52

3

Природа Западной Сибири.

Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, природные зоны, ресурсы.

 

35,

36

 

 

53

4

Население и хозяйственное освоение Западной Сибири.

Системность, естественный прирост, миграции. Национальный состав, культура.

21. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

61

 

 

54

5

Хозяйство Западной Сибири.

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.

 

61

 

 

Восточная Сибирь (7 ч.)

 

 

55

6

Север Восточной Сибири. Факторы формирования района.

Состав района. Особенности ГП. Факторы формирования района.

22. Составление характеристики Норильского промышленного узла. (ГП, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры)

62

 

 

56

7

Природа Севера Восточной Сибири.

Специфика природы: рельеф, геологическое строение, климат, природные зоны, природные ресурсы.

 

37

 

 

57

8

Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири.

Специфика расселения, численность, естественный прирост, миграции, традиции и культура.

23. Оценка особенностей природы региона с точки зрения условий жизни человека в сельской местности и в городе.

62

 

 

 

58

9

Хозяйство Севера Восточной Сибири.

География важнейших отраслей хозяйства, особенности территориальной организации. Географические аспекты основных экономических проблем района.

 

62

 

 

59

10

Южная Сибирь. Факторы формирования района.

Состав района. Особенности ЭГП. Историко-географические этапы формирования района.

 

40

 

 

60

11

Кузнецко-Алтайский подрайон.

Состав подрайона. Природа. Особенности развития хозяйства.

24. Объяснение размещения Кузнецко-Алтайского и Западно-Сибирского ПТК, установление причин уровня сформированности каждого из них.

61,

62

 

 

61

12

Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны.

Состав подрайона. Природа. Особенности ЭГП. Население и развитие хозяйства.

 

62

 

 

Дальний Восток (4 ч.)

 

 

62

13

Дальний Восток. Факторы формирования района.

Состав района. Особенности ЭГП и геополитического положения. Основные факторы формирования района.

25. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, оборонных центров Дальнего Востока.

63

 

 

63

14

Природа Дальнего Востока.

Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, ПЗ и природные ресурсы.

 

41,

43

 

 

64

15

Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока.

Численность, естественный прирост, миграции, специфика расселения, традиции, культура.

26. Предложение и обоснование своего варианта прокладки железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку.

63

 

 

65

16

Хозяйство Дальнего Востока.

Роль района в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства.

27. Учебная дискуссия по теме: «Свободные экономические зоны Дальнего Востока: проблемы и перспективы развития».

63

 

 

66

 

Повторительно-обобщающий урок по курсу.

 

 

 

 

 

4. Россия в современном мире (2 ч.)

 

 

67

1

Россия и страны СНГ. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России.

Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России.

 

64,

65

 

 

68

2

Объекты мирового природного и культурного наследия.

Характеристика объектов мирового природного и культурного наследия в России.

 

 

 

 

                       

 

 

География 10-11 класс

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ 10 кл.

В результате изучения географии на базовом уровне обучающийся должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;


уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.




 

Тематическое планирование по географии

10 класс

 

Современные методы географических исследований.

Источники географической информации (4 ч)

 

№ п/п

Тема урока

Практические работы

 

1

Положение географии в системе наук. Методы географических исследований.

 

 

2

Географическая карта – особый источник информации

 

1. Анализ карт различной тематики.

2. Обозначение на к/к различных географических объектов.

3. Сопоставление карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

 

3

Статистический метод – один из основных в географии. Виды статистических материалов.

4. Использование статистической информации разной формы и содержания; обработка, анализ и представление в графической и картографической форме.

 

4

Способы и формы получения географической информации. Геоинформационные системы.

 

 

 

Природа и человек в современном мире (6 ч)

 

5

Взаимосвязь человека и природы в прошлом и настоящем.

 

 

6

Международный характер проблемы «дистабилизации окружающей среды».

 

 

7

Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность.

 

 

8

География природных ресурсов. Природно –  ресурсный потенциал и территориальные сочетания.

5. Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов.

 

9

Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды.

 

 

10

Геоэкологические проблемы регионов. Пути сохранения качества окружающей среды.

6. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.

 

Население мира (6 ч)

 

11

Численность и динамика населения разных  регионов и стран.

 

 

12

Воспроизводство населения. Типы воспроизводства.

 

 

 

13

Структура населения (половая, возрастная, этническая, религиозная).

7. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения разных регионов.

 

14

Демографическая ситуация в разных регионах и странах.

8. Определение демографической ситуации и демографической политики в разных странах и регионах мира.

 

15

Миграции населения. Виды миграций. Характеристика трудовых ресурсов.

9. Определение степени обеспеченности стран и регионов трудовыми ресурсами.

 

16

Расселение населения. Масштабы и темпы урбанизации стран и регионов мира.

 

 

 

География мирового хозяйства (10 ч)

 

17

Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отрасли международной специализации. Международные региональные и отраслевые союзы.

10. Определение международной специализации крупных  стран и регионов мира.

 

18

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства

 

 

19

География важнейших отраслей промышленности.

 

 

20

География отраслей сельского хозяйства

 

 

21

 

11. Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции

 

22

География транспортного мира.

 

 

23

Внешние экономические связи – научно-техническое, производственное сотрудничество, Создание СЭЗ. Международный туризм.

 

 

24

География мировых валютно-финансовых отношений

 

 

25

Международная торговля – основные направления и структура.

 

 

 

26

 

12. Определение основных направлений международной торговли, факторов определяющих международную специализацию.

 

 

Регионы и страны мира (8 ч)

 

27

 

 

Многообразие стран на политической карте мира. Различие стран по размерам территории, численности населения, особенностям географического положения.

 

 

28

Типология стран мира.

 

 

29

Европа. Общая характеристика региона. Территория, границы, географическое положение. Политическая карта. Государственный строй.

 

 

30

Природные условия и ресурсы, большие внутренние различия. Природные предпосылки для развития  хозяйства.

 

 

31

Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Главный район трудовых миграций. 

 

 

32

Национальный, религиозный состав, особенности расселения, урбанизация. Крупнейшие городские агломерации.

 

 

33

Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности и сельского хозяйства. « Центральная ось развития».

13. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями Франции

 

34

Транспортная система. Международные экономические связи. Главные районы туризма. Экологические проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование по географии

11 класс

 

Регионы и страны мира (17 ч)

 

1

Повторение темы «Европа»

 

 

2

Субрегионы и страны. Особенности  культуры и традиции.

 

 

3

Страны региона.

14. Составление комплексной географической характеристики стран разных типов, определение их географической специфики.

 

4

Общая характеристика стран Азии. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй.

 

 

5

Природные условия и ресурсы. Минеральные богатства региона, особое значение нефти. Агроклиматические ресурсы.

 

 

6

Население: особенности воспроизводства, проявление «демографического взрыва». Этнический состав.

 

 

7

Азия – родина мировых религий. Традиции, культура. Особенности урбанизации. Тип восточного города.

 

 

8

Хозяйство: уровень развития и международная специализация. Типы сельского хозяйства.

 

 

9

Страны региона.

15. Составление комплексной характеристики стран региона.

 

10

Северная Америка. Общая характеристика региона. Территория. Границы. Государственный строй. Природные ресурсы для развития экономики.

 

 

11

Общая характеристика населения. Урбанизация. Крупные города.

 

 

12

Характеристика экономики. Главные отрасли промышленности и сельского хозяйства.

 

 

13

Традиции и культура стран региона.

 

 

14

Общая характеристика стран Латинской Америки.

 

 

15

Общая характеристика стран Африки.

 

 

16

Общая характеристика Австралии.

 

 

17

Повторительно – обобщающий урок по теме «Регионы и страны мира».

 

 

 

Россия в современном мире (10 ч)

 

18

 

 

 

Россия на политической карте мира. Изменение географического положения. Характеристика современных границ.

 

 

19

Современное геополитическое положение России.

16. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического положения России, тенденции их возможного развития.

 

20

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.

 

 

21

Отрасли международной специализации.

17. Определение роли России в производстве важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.

 

22

Россия в системе международных финансово – экономических и политических отношений.

 

 

23

География и структура международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России.

 

 

24

Основные формы внешних экономических связей.

18. Определение основных направлений внешних экономических связей с наиболее развитыми странами мира.

 

25

Участие России в международных отраслевых и региональных организациях.

 

 

26

Россия и страны содружества независимых государств.

 

 

27

Географические аспекты важнейших социально – экономических проблем.

 

 

 

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (6 ч)

 

28

 

Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях.

 

 

29

Роль географии в решении глобальных проблем.

 

 

30

Сырьевая, демографическая, продовольственная проблемы, пути их решения.

 

 

31

Экологическая проблема и пути ее решения.

19. Выявление регионов с неблагоприятной экологической ситуацией.

 

32

Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения.

 

 

33

 

20. Географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества (Составление таблиц, схем и пр.)

 

34

Повторительно – обобщающий урок по курсу «География мира».