Страница обновлена 31.07.2017

Муниципальное общеобразовательное учреждение Благовещенская средняя общеобразовательная школа

Страница обновлена 31.07.2017
Муниципальное общеобразовательное учреждение Благовещенская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа по МХК

 10 класс

 Пояснительная записка

 

Рабочая  программа по МХК составлена на основе Примерной программы  среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (www.mon.gov.ru 2005 г), рекомендованной Министерством образования и науки РФ для базисного учебного плана 2004 г. и соотносится с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования по мировой художественной культуре. Данная программа позволяет выполнить обязательный минимум содержания образования.

Рабочая программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями УМК учебников Л.А.Рапацкой, включённых в Федеральный перечень учебников на 2013 – 2014 уч. год, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.

Изучение МХК направлено на достижение следующих целей:

·        Развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно – творческих способностей;

·        Воспитание художественно – эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

·        Освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

·        Овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

·        Использование приобретённых знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности: от культуры первобытного мира до культуры XX века. Программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного – двух произведений показаны характерные черты целых эпох.  Отечественная культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что дает возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

В курс 10 класса включены следующие темы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков», «Художественная культура Ренессанса».

 

 

Примерная  программа отводит на изучение учебного предмета 35 часов, из расчёта 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 35 часов, из расчёта 1 учебный час в неделю в соответствии с учебным планом образовательного учреждения.  Изменений в программе нет.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, таких как:

·        умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

·        устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

·        оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

·        осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа;

·        использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

·        владеть основными формами публичных выступлений;

·        понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

·        определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

·        осознавать свою культурную и национальную направленность.

 

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки  и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

 

Поурочно-тематическое планирование

по мировой художественной культуре

 

пп

Наименование тем и уроков

Всего

часов

дата

Содержание материала

Домашнее задание

1

 

 

1.1

 

1.2

 

 

Художественная культура первобытного мира

Художественный мир первобытного человека

Культурно-художественный синкретизм первобытного общества

2

 

 

Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Ритуал – единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма, архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры

и Стоунхенджа.

Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность.

Зап. в тетр.

2

 

2.1

 

 

2.2

 

2.3

 

 

2.4

 

2.5

 

2.6

2.7

 

2.8

 

Художественная культура Древнего мира

Особенности художественной культуры Месопотамии

Архитектура страны фараонов

Изобразительное искусство Древнего Египта

Художественная культура древней Индии и Китая

Искусство доколумбовой Америки

Золотой век Афин

Архитектура Древнего Рима

Театральное и музыкальное искусство античности

8

Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды  Гизы, храмы Карнака и Луксора. Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо-ммодельВселенной Древней Индии. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе

(Паленке,Теночтитлан)

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Тетрализованное действо. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь).

Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон.

 

 

Т. 5

 

 

Т. 1 с. 12-19

 

Т.1 с.19-29

 

Т.2-3

 

 

 

Т.6 с.96-111

Т.6 с.113-118

Т.6 с. 112-113

 

3

 

3.1

 

3.2

 

3.3

 

 

 

3.4

 

3.5

 

3.6

 

 

3.7

 

 

3.8

 

 

3.9

 

 

3.10

 

 

3.11

 

 

3.12

 

 

3.13

 

 

Художественная культура Средних веков

Мир византийской культуры

Архитектурный облик Древней Руси

Особенности киевской, владимиро-суздальской и новгородской архитектуры

Архитектура Московского княжества

Изобразительное искусство Древней Руси

Архитектура европейского Средневековья. Романский стиль

Архитектура европейского Средневековья. Готический стиль

Изобразительное искусство романского стиля и готики

Верность традиции в культуре средневековой Индии

Наследие мудрости ушедших поколений в культуре Китая

Художественная культура Японии: гармония с природой

Художественная культура мусульманского Востока: абстрактная красота

Дискуссия на тему: «Восток глазами Запада»

13

София Константинопольская –  воплощение идеала божест. мироздания в восточном христианстве.

Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). Космическая, топографическая,временная символика храма. Икона и иконостас(Ф.Грек,А.Рублёв)

Ансамбль Московского Кремля.  Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор – как образ мира. Региональные школы Западной Европы.

Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Др. Самарканд). Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Философия и мифология в садовом искусстве Японии.

Монодический склад

средневековой музыкальной культуры. Художественные образы Древнего мира, античности и средневековья в культуре последующих эпох.

 

 

 

Т.8 с.136-148

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т.8 с.149-152

 

 

Т.8 с.152-160

4

 

4.1

 

 

4.2

 

 

4.3

 

 

4.4

 

 

4.5

 

 

4.6

 

4.7

 

 

4.8

 

 

4.9

 

 

4.10

 

 

 

4.11

 

 

4.12

Художественная культура Ренессанса

Флоренция – колыбель итальянского Возрождения

Золотой век Возрождения.

Художественный мир Леонардо да Винчи

Золотой век Возрождения.

Бунтующий гений Микеланджело

Золотой век Возрождения.

Рафаэль – «первый среди равных»

Тициан – глава венецианской школы живописи

Высокое Возрождение в искусстве Венеции

Северное Возрождение. Нидерландские и немецкие мастера

Театр Вильяма Шекспира – энциклопедия человеческих страстей

Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов

Дискуссия на тему: «Вневременная художественная ценность идей Возрождения»

Повторительно-обобщающий урок по курсу

Защита презентаций

12

 

Возрождение в Италии.. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан).

Северное Возрождение:

Гентский алтарь Я. Ван Эйка; мастерские гравюры Альбрехта Дюрера, комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. 

Театр В. Шекспира.

Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

 

 

 

Т.9 с.164-178

 

Т.9 с.179-180

 

 

Т.9 с.182-187

 

 

Т.9 с.180-182

 

 

Т.9 с.188-189

 

Т.9 с.190-192

 

 

 

Т.10 с.196-214

 

Т.11 с.218-221

 

Итого

35

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

 

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

 

Знать/ понимать:

·        Основные виды и жанры искусства;

·        Изученные направления и стили мировой художественной культуры;

·        Шедевры мировой художественной культуры;

·        Особенности языка различных видов искусства.

 

 

Уметь:

·        Узнавать изученные произведения и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением;

·        Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

·        Пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

·        Выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

 

 

Использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

·        Выбора путей своего культурного развития;

·        Организации личного и коллективного досуга;

·        Выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

·        Самостоятельного художественного творчества.