Материалы по правам ребенка и защите их прав
- Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ
- Уполномоченный по правам ребенка в Ярославской области
- Помощник Уполномоченного по правам ребенка в Большесельском районе
- Уполномоченный по правам ребенка в МОУ Благовещенская СОШ
- Выписка из протокола педагогического совета
- Положение об Уполномоченном по правам ребенка в образовательном учреждении
- План – график профилактической работы по правовому просвещению
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в Большесельском районе
- Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних.
-
ПРОГРАММА
по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних МОУ Благовещенской СОШ
«Утверждаю»
Директор С.К. Грачёва
Приказ_____________________
ПРОГРАММА
по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних МОУ Благовещенской СОШ
Срок реализации программы – 1 год
Разработана для учащихся 1 – 9 классов
Программа разработана на основе следующих документов:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (с изменениями и дополнениями) от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.09.96 № 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001№ 174-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
7. Федеральный закон от 08.01.98 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями и дополнениями).
8. Федеральный закон от 24.06.99 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями).
9. Конвенция о правах ребенка от 26.01.1990.
10. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
11. Федеральный закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».
12. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 28.02.2000 № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде».
13. Приказ министерства общего и профессионального образования РФ от 23.03.99 № 718 «О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи».
14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2005 № АС-1270/06 «О Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде».
15. Письмо Министерства образования и науки России, МВД России, ФСКН России от 21.09 2005 № ВФ – 1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в образовательных учреждениях».
Содержание
I. Основные положения Программы.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи Программы.
II. Общая характеристика содержания работы.
2.1. Основные аспекты программы
2.2. Структура программы
III. План мероприятий по реализации программы
IV. Учебно-тематический план
- Прогнозируемые результаты реализации Программы
VI. Тематика лекций для родителей
I. Основные положения Программы
1.1. Пояснительная записка
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Пребывание ребенка в школе целесообразно рассматривать как этап его жизни, предполагающий создание условий не только для физического оздоровления, но и для личностного роста молодого человека, для формирования законопослушного гражданина.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
В Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 24.06.1999г.(с изменениями на 13.07.2015), ст.14.5 подчеркнута необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а следовательно и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения как учащихся, так и их родителей.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.
Задачи программы:
- Воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.
- Усиление профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников.
- Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье.
- Формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью.
Согласно Закону №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:
- Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.
- Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.
- Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Семья, находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
- Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.
- Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения.
II. Общая характеристика содержания работы.
2.1. Основные аспекты Программы:
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогу-предметнику с неуспевающими учениками.
2. Работа с учащимися, пропускающими занятия без уважительной причины, является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
3. Организация досуга учащихся - широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Классными руководителями должны приниматься меры по привлечению в спортивные секции, кружки широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска».
4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала.
5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия.
6. Профилактика наркомании и токсикомании.
7. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации. Весь педагогический коллектив поводит работу по предупреждению вовлечения учащихся в экстремистские настроенные организации и группировки. К участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению идей, пропагандирующих межнациональную, межрелигиозную рознь привлекаются учащиеся старших классов.
8. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Некоторые посещения проводятся с сотрудниками ПДН органов внутренних дел, особенно в семьи, состоящие на учете.
9. Проведение индивидуальной профилактической работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на ИПР учащихся с асоциальным поведением индивидуальная работа с ними.
2.2.Структура программы
Устройство программы – модульное. В каждом модуле пакет вариативных учебно-методических материалов, содержащий теоретические положения, практические занятия определенного тематического содержания с базовым законодательным аспектом. Каждый модуль может использоваться самостоятельно, вместе с тем все они связаны единой темой программы: «Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних».
Программа разработана с учетом закономерностей половозрастного развития и ориентирована на различный возраст учащихся. По возрасту наиболее значимо выделение группы детей младшего школьного возраста (7 - 10 лет), среднего школьного возраста (11 – 14 лет), старшего подросткового возраста (15 – 16 лет). В соответствии с этим курс состоит из трех модулей:
1 Модуль: «Я познаю себя» (для учащихся 1-4 классов),
2 Модуль: «Я и они» (для учащихся 5-7 классов),
3 Модуль: «Я познаю других» (для учащихся 8-9 классов),
Продолжительность программы 1 учебный год
III. План мероприятий по реализации программы
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции). |
В течение всего года |
Кл. руководители, |
2. |
Составление социальных паспортов классов и школы с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе. |
Сентябрь |
Кл. руководители,
|
3. |
Сбор информации о детях и семьях, стоящих на разных формах учета, формирование банка данных. Оформление карточек учащихся, поставленных на учет |
Сентябрь, в течение учебного года |
Кл. руководители,
|
4. |
Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Декады правовых знаний |
апрель |
Кл. руководители, инспектор ПДН. |
5. |
Организация и проведение “Дня здоровья”
|
1 раз в полугодие |
Кл. руководители, учителя физической культуры |
6. |
Проведение социально- психологического тестирования учащихся 7-х-9-х классов. |
Октябрь-Ноябрь |
Кл.руководители,
|
7. |
Кинолектории по профилактике детской преступности, правонарушений, бродяжничества |
Во время месячников, дней профилактики |
Кл. руководители,
|
8. |
Проведение классных часов, родительских собраний по проблемам ПАВ, беседы с детьми и родителями, имеющих отклонения в поведении |
В течение учебного года |
Кл. руководители,
|
9. |
Участие в спортивных соревнованиях |
По плану |
учитель физ. культуры |
10. |
Учет посещаемости школы детьми, состоящими на разных формах учёта, контроль их занятость во время каникул. |
В течение года |
Кл. руководители, совет по профилактике
|
11. |
Проведение заседаний Совета профилактики правонарушений. |
1 раз в четверть (по мере необходимости) |
директор |
12. |
Проведение рейдов в семьи детей, оказавшихся в социально-опасном положении и семьи, чьи дети состоят на различных формах учёта |
В течение года |
Кл. руководители, инспектор ПДН и КДН. |
13. |
Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни. |
В течение года |
Кл. руководители, учитель ИЗО |
14. |
Система классных часов по программе |
В течение года |
Кл. руководители
|
Данная программа предполагает использование различных подходов при работе с подростками:
- Информационный подход, который фокусируется на повышении уровня информированности подростков по правовым аспектам законодательства.
- Приобретение и развитие общих жизненных навыков, которые помогут принять правильное решение при возникновении проблемных ситуаций.
- Освоение социальных навыков, дающих возможность приобрести навыки противостояния социальному давлению.
Формы работы:
-Классный час
-Беседа
-Дискуссия
-Ролевая игра
-Видеолекторий
IV. Учебно-тематический план
№ п/п |
Разделы курса, темы |
Кол-во часов |
Сроки проведения |
|
1-4 класс |
|
|||
1 МОДУЛЬ: «Я познаю себя» |
|
|||
1. |
Международные документы о правах ребенка. |
1 |
октябрь |
|
2. |
Правила поведения учащихся. Для чего они нужны? |
1 |
январь |
|
3. |
Мои права и права других людей. Мои обязанности. |
1 |
март |
|
4. |
Вредные привычки и борьба с ними. |
1 |
май |
|
5-7 класс |
|
|||
2 МОДУЛЬ: «Я и они» |
|
|||
1 |
Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. |
|
октябрь |
|
2 |
Права и обязанности школьника. ../Downloads/Занятия/ПРОФ-КА зависимостей/ПРОФ-КА курения/пофилактика КУРЕНИЯ/о вреде курения.ppt |
1 |
январь |
|
3 |
Курение: мифы и реальность. |
1 |
март |
|
4 |
Хулиганство как особый вид преступлений несовершеннолетних. |
|
май |
|
8-9 класс |
|
|
||
3 МОДУЛЬ: «Я познаю других» |
|
|
||
1 |
Критерии взрослости. Способы борьбы со стрессом. |
1 |
октябрь |
|
2 |
Взаимоотношения полов. Что такое ответственность? |
1 |
ноябрь |
|
3 |
1 |
декабрь |
||
4 |
Алкоголь: мифы и реальность. |
1 |
март |
|
5 |
Учимся решать конфликты. |
1 |
май |
|
V. Прогнозируемые результаты реализации Программы
Реализация Программы формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся должны:
-овладеть системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
- уважать и соблюдать права и законы;
- жить по законам морали и государства;
-быть законопослушным, активно участвовать в законодательном творчестве;
- быть толерантным во всех областях общественной жизни;
-осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.
Ожидаемый результат:
- Повышение уровня развития познавательных интересов подростков, включающие навыки конструктивного взаимодействия, успешности самореализации;
- Активизация внутренних ресурсов личности накануне вступления в самостоятельную жизнь;
- Снижение количества правонарушений за учебный год.
- Повышение осведомленности подростков по проблемам наркотической и алкогольной зависимости.
- Приобретение подростками навыков устойчивости к групповому давлению и избегания ситуаций, связанных с употреблением ПАВ.
- Приобретение подростками умения адекватно оценивать проблемные ситуации и готовность разрешать их.
VI. Тематика лекций для родителей
- Законы воспитания в семье. Какими им быть? (1 класс)
- Воспитание ненасилием в семье. (2 класс)
- Как научить сына или дочь говорить «нет»? (3 класс)
- Детская агрессивность, ее причины и последствия. (4 класс)
- За что ставят на учет в полиции? (5 класс)
- Свободное время – для души и с пользой
или Чем занят ваш ребенок? (6 класс)
- Как уберечь подростка от насилия? (7 класс)
- Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. (8 класс)
- Как научиться быть ответственным за свои поступки? (9 класс)
График личного приема уполномоченным по правам ребенка в ЯО граждан Большесельского муниципального района на 2019 год
17.01.2019 в 11.00
06.06.2019 в 11.00
- Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
Приоритетными направлениями деятельности Уполномоченного по правам ребенка является защита прав, свобод и законных интересов детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и других несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, задачами уполномоченного является разъяснение детям их прав и содействие в совершенствовании законодательства.
Комиссия по правам человека при президенте РФ
Межрегиональное общественное Учреждение "Объединенная общественная приемная"
Общественная приемная Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации
http://www.priemnaya.ru/kommpp/norma.html
Администрация Президента Российской Федерации. Организационное управление. Комиссия по правам человека
http://orgdiv.adm.gov.ru/konsult/prava/prava_ir_12.htm
Уполномоченный по правам человека РФ
Законодательство по правам ребенка
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 944 "О порядке предоставления в 2008 – 2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей" Правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 82 г. Москва "Об утверждении Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала" Права несовершеннолетних детей Основной международный документ о правах ребенка – "Конвенция о правах ребенка" ООН. Конвенция ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. и вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г. Государства, подписавшие конвенцию, обязуются признавать и защищать права ребенка. Семейный кодекс разработан в духе данной конвенции. 24 июля 1998 года был принят Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Этот закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка и регулирует отношения, возникающие в связи с их реализацией.
Крупин Михаил Львович Адрес: Советская пл., д. 3 Телефон: 40-07-90, 40-15-02 E-mail: stepanovat@region.adm.yar.ru Время личного приёма (по предварительной записи): 1-ый четверг месяца — с 10:00 3-ий четверг месяца — с 14:00 Устные консультации юриста Уполномоченного по правам ребёнка — по тел. 40-15-02: понедельник — пятница — с 8:30 до 17:00 (перерыв с 12:00 до 13:00)
Суханова Галина Сергеевна директор МУ "Комплексный центр социального обслуживания населения"
Время приема:
Понедельник с 9.00 до 12.00
по адресу: п. Большое Село, ул. Сурикова, д.12
Электронная почта: kcson2008@mail.ru
Телефон: (48542) 2-16-07
Оленева Светлана Петровна – учитель
Телефон: 2-46-22 Электронная почта: blagovest63@mail.ru
Регламент работы:
Прием по средам с 11.00 до 12.00 в кабинете №6 1-я среда месяца - прием участников (учащиеся, родители, педагоги) образовательного процесса по личным вопросам 2-я среда месяца – консультации по разъяснению прав участников образовательного процесса 3-я средя месяца – работа с ученическим активом школы 4-я среда месяца - работа с родителями
На основании решения педагогического совета Оленеву Светлану Петровну назначить Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса Директор школы Грачева С.К Утверждаю: Приказ от 15.10.2014 №106А Согласовано: Директор МОУ Благовещенской С родительским комитетом СОШ: Председатель Родительского комитета ___________Грачёва С.К. ______________ Капустина Г.А. С ученическим комитетом Председатель Ученического комитета ______________ Богданова А.
об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса муниципального общеобразовательного учреждения Благовещенской средней общеобразовательной школы Настоящее Положение определяет общие цели, компетенцию и условия деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса общеобразовательного учреждения и может служить основой для принятия положения об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в конкретном общеобразовательном учреждении. 1. Общие положения 2. Назначение Уполномоченного и освобождение его от обязанностей 3. Компетенция Уполномоченного 4. Обязанности Уполномоченного 5. Обязанности администрации общеобразовательного учреждения 5.1. Администрация общеобразовательного учреждения оказывает Уполномоченному всемерное содействие, представляет запрошенные материалы и документы, иные сведения, необходимые ему для осуществления деятельности и уяснения мотивов принятых решений. 6. Выборы Уполномоченного 7. План-график профилактической работы по правовому просвещению участников образовательного процесса
8.Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в Большесельском районе Брюханкова Наталья Борисовна Телефон: 2-93-26 |