Страница обновлена 25.03.2020

Муниципальное общеобразовательное учреждение Благовещенская средняя общеобразовательная школа

Страница обновлена 25.03.2020
Муниципальное общеобразовательное учреждение Благовещенская средняя общеобразовательная школа

Материалы по правам ребенка и защите их прав

  1. Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ
  2. Уполномоченный по правам ребенка в Ярославской области
  3. Помощник Уполномоченного по правам ребенка в Большесельском районе
  4. Уполномоченный по правам ребенка в МОУ Благовещенская СОШ
  5. Выписка из протокола педагогического совета
  6. Положение об Уполномоченном по правам ребенка в образовательном учреждении
  7. План – график профилактической работы по правовому просвещению
  8. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в Большесельском районе
  9. Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних.
  10. ПРОГРАММА

    по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних МОУ Благовещенской СОШ

«Утверждаю»

Директор              С.К. Грачёва

Приказ_____________________

ПРОГРАММА

по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних МОУ Благовещенской СОШ

Срок реализации программы – 1 год

Разработана  для  учащихся 1 – 9 классов

 Программа разработана на основе следующих документов:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (с изменениями и дополнениями) от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.09.96 № 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001№ 174-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

7. Федеральный закон от 08.01.98 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями и дополнениями).

8. Федеральный закон от 24.06.99 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями).

9. Конвенция о правах ребенка от 26.01.1990.

10. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

11. Федеральный закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».

12. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 28.02.2000 № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде».

13. Приказ министерства общего и профессионального образования РФ от  23.03.99 № 718 «О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи».

14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2005 № АС-1270/06 «О Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде».

15. Письмо Министерства образования и науки России, МВД России, ФСКН  России от 21.09 2005 № ВФ – 1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в образовательных учреждениях».

 

 

Содержание

  I. Основные положения Программы.

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Цель и задачи Программы.

  II.  Общая характеристика содержания работы.

            2.1. Основные аспекты программы

            2.2. Структура программы

  III. План мероприятий по реализации программы

  IV. Учебно-тематический план

  1. Прогнозируемые результаты реализации Программы

  VI. Тематика лекций для родителей

I.    Основные положения Программы

1.1. Пояснительная записка

      Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

      Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Пребывание ребенка в школе целесообразно рассматривать как этап его жизни, предполагающий создание условий не только для физического оздоровления, но и для личностного роста молодого человека, для формирования законопослушного гражданина.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового  воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность  воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

     В Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от   24.06.1999г.(с изменениями на 13.07.2015), ст.14.5  подчеркнута необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

       В  последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала  одной из главных. Рост  правонарушений  и  преступности в обществе, а  следовательно и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и  не занимающихся воспитанием, содержанием детей  является  основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения  как учащихся, так и их родителей.

    Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с  воспитания гражданина.

1.2.   Цель и задачи Программы

   Цель - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания;  профилактика  безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.

Задачи программы:

- Воспитание у школьников  уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.

- Усиление профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения   школьников.

-  Активизация  разъяснительной работы среди учащихся и  родителей  по  правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье.              

- Формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью.

 

Согласно Закону №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:

  1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.
  2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.
  3. Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Семья, находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
  4. Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.
  5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения.

II.  Общая характеристика содержания работы.

 2.1. Основные аспекты Программы:

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогу-предметнику с неуспевающими учениками.

2. Работа с учащимися, пропускающими занятия без уважительной причины,  является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

3. Организация досуга учащихся - широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Классными руководителями должны приниматься меры по привлечению в спортивные секции, кружки широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска».

4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала.

5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия.

6. Профилактика наркомании и токсикомании.

7. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации. Весь педагогический коллектив поводит работу по предупреждению вовлечения учащихся в экстремистские настроенные организации и группировки. К участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению идей, пропагандирующих межнациональную, межрелигиозную рознь привлекаются учащиеся старших классов.
8. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Некоторые посещения проводятся с сотрудниками ПДН органов внутренних дел, особенно в семьи, состоящие на учете.

9. Проведение индивидуальной профилактической работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на ИПР учащихся с асоциальным поведением индивидуальная работа с ними.

 

2.2.Структура программы

  Устройство программы – модульное. В каждом модуле пакет вариативных учебно-методических материалов, содержащий теоретические положения, практические занятия определенного тематического содержания с базовым законодательным аспектом. Каждый модуль может использоваться самостоятельно, вместе с тем все они связаны единой темой программы: «Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних».         
            Программа  разработана с учетом закономерностей половозрастного развития и ориентирована  на различный возраст учащихся.  По  возрасту наиболее значимо выделение группы детей младшего школьного возраста                            (7 - 10 лет), среднего школьного возраста (11 – 14 лет), старшего подросткового возраста (15 – 16 лет).  В соответствии с этим  курс  состоит из трех  модулей:

1 Модуль:  «Я познаю себя»      (для учащихся 1-4 классов), 

2 Модуль:  «Я и они»                 (для учащихся 5-7 классов),

3 Модуль:  «Я познаю других» (для учащихся  8-9 классов),  

Продолжительность программы  1 учебный год

 

III. План мероприятий по реализации программы

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции).

В течение всего года

Кл. руководители,

2.

Составление социальных паспортов классов и школы с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе.

Сентябрь

Кл. руководители,

 

3.

Сбор информации о детях и семьях, стоящих  на разных формах учета, формирование банка данных. Оформление карточек учащихся, поставленных на учет

Сентябрь, в течение учебного года

Кл. руководители,

 

4.

Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Декады правовых знаний

апрель

Кл. руководители,

инспектор ПДН.

5.

Организация и проведение  “Дня здоровья”

 

1 раз в полугодие

Кл. руководители,

учителя физической культуры

6.

Проведение социально-

психологического   тестирования

учащихся 7-х-9-х классов.

Октябрь-Ноябрь

Кл.руководители,

 

7.

Кинолектории по профилактике детской преступности, правонарушений, бродяжничества

Во время месячников, дней профилактики

Кл. руководители,

 

8.

Проведение классных часов, родительских собраний по проблемам ПАВ, беседы с детьми и родителями, имеющих отклонения в поведении

В течение учебного года

Кл. руководители,

 

9.

Участие в спортивных соревнованиях

По плану

учитель физ. культуры

10.

Учет посещаемости школы детьми, состоящими на разных формах учёта,  контроль их занятость во время каникул.

В течение года

Кл. руководители, совет по профилактике

 

11.

Проведение заседаний Совета профилактики правонарушений.

1 раз в четверть (по мере необходимости)

директор

12.

Проведение рейдов в семьи детей, оказавшихся в социально-опасном положении и семьи, чьи дети состоят на различных формах учёта

В течение года

Кл. руководители,

инспектор ПДН и КДН.

13.

Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни.

В течение года

Кл. руководители,

учитель ИЗО

14.

Система классных часов по программе

В течение года

Кл. руководители

 

 

Данная программа предполагает использование различных подходов при работе с подростками:

  1. Информационный подход, который фокусируется на повышении уровня информированности подростков по  правовым аспектам законодательства.
  2. Приобретение и развитие общих жизненных навыков, которые  помогут принять правильное решение при возникновении проблемных ситуаций.
  3. Освоение социальных навыков, дающих возможность приобрести навыки противостояния социальному давлению.

Формы работы:

            -Классный час

-Беседа

            -Дискуссия

            -Ролевая игра

            -Видеолекторий 

  IV. Учебно-тематический план

 

№ п/п

Разделы курса, темы

Кол-во часов

Сроки проведения

1-4 класс

 

                        1 МОДУЛЬ:  «Я познаю себя» 

 

1.

Международные документы о правах ребенка.

1

октябрь

2.

Правила поведения учащихся. Для чего они нужны?

1

январь

3.

Мои права и права других людей. Мои обязанности.

1

март

4.

Вредные привычки и борьба с ними.

1

май

5-7 класс

 

                               2 МОДУЛЬ:  «Я и они»

 

 

1

 Возраст, с которого наступает уголовная ответственность.

 

октябрь

2

Права и обязанности школьника../Downloads/Занятия/ПРОФ-КА зависимостей/ПРОФ-КА курения/пофилактика КУРЕНИЯ/о вреде  курения.ppt

1

январь

3

Курение: мифы и реальность.

1

март

4

Хулиганство как особый вид преступлений несовершеннолетних.

 

май

8-9 класс

 

 

            3 МОДУЛЬ: «Я познаю других» 

 

 

1

Критерии взрослости. Способы борьбы со стрессом.

1

октябрь

2

Взаимоотношения полов. Что такое ответственность?

1

ноябрь

3

Человек и наркотики: кому и зачем это нужно.

1

декабрь

4

Алкоголь: мифы  и  реальность. 

1

март

5

Учимся решать конфликты.

1

май

         

  V.  Прогнозируемые результаты реализации Программы

Реализация Программы формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся  должны:

-овладеть системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;

- уважать и соблюдать права и законы;

- жить по законам морали и государства;

-быть законопослушным, активно участвовать в законодательном творчестве;

- быть толерантным во всех областях общественной жизни;

-осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.

Ожидаемый результат:

  • Повышение уровня развития познавательных интересов подростков, включающие навыки конструктивного взаимодействия, успешности самореализации;
  • Активизация внутренних ресурсов личности накануне вступления в самостоятельную жизнь;
  • Снижение количества правонарушений за учебный год.
  • Повышение осведомленности подростков  по проблемам наркотической и алкогольной зависимости.
  • Приобретение подростками навыков устойчивости к групповому давлению и избегания ситуаций, связанных с употреблением ПАВ.
  • Приобретение подростками умения адекватно оценивать проблемные ситуации и готовность разрешать их.

  VI.  Тематика лекций для родителей

  1. Законы воспитания в семье. Какими им быть? (1 класс)
  2. Воспитание ненасилием в семье. (2 класс)
  3. Как научить сына или дочь говорить «нет»? (3 класс)
  4. Детская агрессивность, ее причины и последствия. (4 класс)
  5. За что ставят на учет в полиции? (5 класс)
  6. Свободное время – для души и с пользой

 или Чем занят ваш ребенок? (6 класс)

  1. Как уберечь подростка от насилия? (7 класс)
  2. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. (8 класс)
  3. Как научиться быть ответственным за свои поступки? (9 класс)

График личного приема уполномоченным по правам ребенка в ЯО граждан Большесельского муниципального района на 2019 год

17.01.2019 в 11.00

06.06.2019 в 11.00

  1. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка             

Приоритетными направлениями деятельности Уполномоченного по правам ребенка является защита прав, свобод и законных интересов детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и других несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, задачами уполномоченного является разъяснение детям их прав и содействие в совершенствовании законодательства.

Комиссия по правам человека при президенте РФ

http://www.h-rights.ru/

Межрегиональное общественное Учреждение "Объединенная общественная приемная"

http://priemnaya.ru/

Общественная приемная Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации

http://www.priemnaya.ru/kommpp/norma.html

Администрация Президента Российской Федерации. Организационное управление. Комиссия по правам человека

http://orgdiv.adm.gov.ru/konsult/prava/prava_ir_12.htm

Уполномоченный по правам человека РФ

http://www.ombudsman.gov.ru/

Законодательство  по правам ребенка

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ

«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 944

"О порядке предоставления в 2008 – 2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей"

Правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 82 г. Москва "Об утверждении Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала" 

 Права несовершеннолетних детей

Основной международный документ о правах ребенка – "Конвенция о правах ребенка" ООН. Конвенция ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. и вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г. Государства, подписавшие конвенцию, обязуются признавать и защищать права ребенка.

Семейный кодекс разработан в духе данной конвенции.

24 июля 1998 года был принят Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Этот закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка и регулирует отношения, возникающие в связи с их реализацией.

Информация о работе «Телефонов доверия» для детей и подростков

Округ

Центральный

Название

Телефон доверия для подростков

Номер

953-98-30

Дни работы

понедельник – пятница

Часы работы

14:00  -  20:00

  1. Уполномоченный по правам ребёнка в Ярославской области

Крупин Михаил Львович

 Адрес: Советская пл., д. 3

Телефон: 40-07-90, 40-15-02

E-mail: stepanovat@region.adm.yar.ru

Время личного приёма (по предварительной записи):

1-ый четверг месяца — с 10:00

3-ий четверг месяца — с 14:00

Устные консультации юриста Уполномоченного по правам ребёнка — по тел. 40-15-02:

понедельник — пятница — с 8:30 до 17:00 (перерыв с 12:00 до 13:00)

  1. Помощник уполномоченного в  Ярославской области по защите прав ребенка по Большесельскому району

Суханова Галина Сергеевна

директор МУ "Комплексный центр социального обслуживания населения"

 

Время приема:

 

Понедельник с 9.00 до 12.00

 

 по адресу: п. Большое Село, ул. Сурикова, д.12

 

 Электронная почта: kcson2008@mail.ru

                             

Телефон: (48542) 2-16-07

 

 

  1. Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса

Оленева Светлана Петровна – учитель

 

Телефон: 2-46-22

Электронная почта: blagovest63@mail.ru

 

                               Регламент работы:

 

Прием по средам с 11.00 до 12.00 в кабинете №6

 1-я среда месяца  - прием участников (учащиеся, родители, педагоги) образовательного процесса по личным вопросам

 2-я среда месяца – консультации по разъяснению прав участников образовательного процесса

 3-я средя месяца – работа с ученическим активом школы

4-я среда месяца - работа с родителями

  1. Выписка из протокола педагогического совета № 2 от 15.10.2014 года.

На основании решения  педагогического совета Оленеву Светлану Петровну назначить Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса

                                                    Директор школы  Грачева С.К

Утверждаю: 

Приказ от 15.10.2014 №106А                    Согласовано:

Директор МОУ Благовещенской            С родительским комитетом

СОШ:                                                         Председатель Родительского комитета

___________Грачёва С.К.                       ______________ Капустина Г.А.

                                                                  С ученическим комитетом

                                                                   Председатель Ученического комитета

                                                                  ______________ Богданова А.

                                                     

                                                                                    

  1. ПОЛОЖЕНИЕ

об Уполномоченном

по защите прав участников образовательного процесса

муниципального общеобразовательного учреждения

Благовещенской средней общеобразовательной школы       

Настоящее  Положение определяет общие цели, компетенцию и условия деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса общеобразовательного учреждения и может служить основой для принятия положения об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в конкретном общеобразовательном учреждении. 
Решение об учреждении в образовательном учреждении института Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса принимается на общем собрании образовательного учреждения. 
Положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса принимается в соответствии с порядком принятия локальных актов, закрепленным в уставе этого образовательного учреждения. В том случае, если уставом образовательного учреждения не определен орган или должностное лицо образовательного учреждения, к компетенции которого относится принятие локальных актов, то положение об Уполномоченном принимается руководителем этого образовательного учреждения. 

 

1. Общие положения 

1.1. Уполномоченный общеобразовательного учреждения избирается в целях усиления гарантий защиты прав участников образовательного процесса и содействия восстановлению их прав. 
1.2. Уполномоченный содействует исполнению в данном общеобразовательном учреждении нормативных правовых актов Российской Федерации и Ярославской области, общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся прав и обязанностей участников образовательного процесса. Просвещение участников образовательного процесса относительно их прав и обязанностей является неотъемлемой частью деятельности Уполномоченного. 
1.3. Уполномоченный работает на общественных началах. Уполномоченный не является органом управления. Деятельность Уполномоченного не противоречит функциональным обязанностям иных органов общеобразовательного учреждения, не отменяет и не влечет пересмотра их компетенции. 
1.4. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами и законами Ярославской области, а также принимаемыми в соответствии с ними подзаконными актами, уставом общеобразовательного учреждения. В пределах компетенции, установленной настоящим Положением, Уполномоченный независим и неподотчетен органам общеобразовательного учреждения и их должностным лицам. 

 

2. Назначение Уполномоченного и освобождение его от обязанностей 

2.1. Уполномоченным может быть только совершеннолетний участник образовательного процесса соответствующего образовательного учреждения. 
Участник образовательного процесса, занимающий в образовательном учреждении административную должность, не может быть избран Уполномоченным. 
2.2. Состав участников образовательного процесса определяется законодательством Российской Федерации. 
2.3. Уполномоченный избирается в порядке, определяемом настоящим Положением. 
2.4. При вступлении в должность Уполномоченный произносит присягу: "Клянусь защищать права учащихся, родителей и педагогов общеобразовательного учреждения, добросовестно исполнять свои обязанности, быть беспристрастным и принципиальным". 
2.5. Присяга произносится на заседании органа общеобразовательного учреждения, избравшего Уполномоченного. 
2.6. Уполномоченный избирается на срок, равный одному учебному году. При избрании Уполномоченного этот срок может быть увеличен органом самоуправления общеобразовательного учреждения, обладающим правом избирать Уполномоченного, но не более чем на один учебный год. Уполномоченный осуществляет свою деятельность с момента произнесения присяги. 
2.7. Уполномоченный может быть досрочно освобожден от обязанностей в случае подачи личного заявления о сложении полномочий, увольнения из общеобразовательного учреждения, в случае выбытия из этого образовательного учреждения лица, чьим законным представителем является Уполномоченный или в случае совершения Уполномоченным поступков, несовместимых с его статусом. 
2.8. В случае увольнения Уполномоченного из образовательного учреждения его освобождение от обязанностей производится автоматически. В таком же порядке производится освобождение от обязанностей Уполномоченного, назначенного из числа законных представителей учащихся, в случае выбытия из этого образовательного учреждения лица, чьим законным представителем является Уполномоченный. 
2.9. Освобождение Уполномоченного от обязанностей в случаях, предусмотренных пунктом 2.8 настоящего Положения, а также в случае подачи личного заявления о сложении полномочий принимается органом образовательного учреждения, к полномочиям которого относится избрание Уполномоченного. Освобождение Уполномоченного от обязанностей в случае совершения Уполномоченным поступков, несовместимых с его статусом, осуществляется на заседании органа образовательного учреждения, к полномочиям которого относится избрание Уполномоченного, простым большинством голосов. 

 

3. Компетенция Уполномоченного 

3.1. Уполномоченный рассматривает жалобы на действия (бездействие) и решения, нарушающие права участников образовательного процесса. 
3.2. Не подлежат рассмотрению жалобы: 
-лиц, не являющихся участниками образовательного процесса данного образовательного учреждения; 
-на действия (бездействие) и решения лиц, не являющихся участниками образовательного процесса данного образовательного учреждения; 
касающиеся трудовых отношений; 
-на организацию учебного процесса (распределение учебной нагрузки среди учителей и ее изменение в течение учебного года, распределение кабинетов и классного руководства). 
3.4. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения двух недель со дня нарушения прав заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно о таких нарушениях. 
3.5. Жалоба должна подаваться в письменном виде. Уполномоченный вправе проводить проверку с целью установления обстоятельств, сообщенных в устной жалобе, однако дальнейшие действия, относящиеся к его компетенции, Уполномоченный предпринимает только после письменного оформления жалобы заявителем, за исключением обязанности сообщать компетентным органам о совершенном или готовящемся преступлении или административном правонарушении. 
3.6. Уполномоченный вправе по собственной инициативе осуществлять проверку соблюдения прав участников образовательного процесса, не способных по тем или иным причинам самостоятельно отстаивать свои интересы, при наличии информации о нарушениях их прав. 
3.7. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право: 
а) принять жалобу к рассмотрению; 
б) указать заявителю на другие меры, которые могут быть приняты для защиты его прав; 
в) направить жалобу органу или должностному лицу, в компетенцию которого входит разрешение жалобы по существу;
г) отказать в принятии жалобы, аргументируя отказ. 
3.8. При проведении проверки Уполномоченный вправе: 
посещать уроки, родительские собрания, заседания совета общеобразовательного учреждения, педагогические советы и совещания при директоре; 
получать объяснения по вопросам, подлежащим выяснению, от всех участников образовательного процесса; 
проводить самостоятельно или совместно с органами общеобразовательного учреждения, директором общеобразовательного учреждения проверку фактов нарушения прав участников образовательного процесса; 
обращаться за содействием и помощью в государственные органы, если участник образовательного процесса не согласен с решением администрации общеобразовательного учреждения по дисциплинарному расследованию. 
3.9. Уполномоченный не вправе без согласия заявителя разглашать сведения, ставшие ему известными в ходе проведения проверки по жалобе. 
3.10. В случае установления нарушения прав участников образовательного процесса Уполномоченный предпринимает следующие меры: 
а) направляет письменные рекомендации сторонам конфликта, предлагающие меры для его разрешения; 
б) ходатайствует перед администрацией образовательного учреждения о проведении дисциплинарного расследования деятельности участников образовательного процесса. 
В случае недостижения примирения сторон или отказа одной из сторон принять рекомендацию Уполномоченный принимает меры, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3.7 либо подпунктом "б" пункта 3.10 настоящего Положения. 
3.11. По результатам изучения и обобщения информации о нарушении Уполномоченный вправе представлять совету общеобразовательного учреждения, педагогическому совету и администрации общеобразовательного учреждения свои мнения, оценки и предложения общего характера, так и по конкретным вопросам, затрагивающим права участников образовательного процесса. 
3.12. В случае систематических нарушений прав участников образовательного процесса или унижения их достоинства Уполномоченный вправе выступить с устным докладом на заседаниях совета общеобразовательного учреждения. 
3.13. По окончании учебного года Уполномоченный представляет Уполномоченному по правам человека в Ярославской области, управлению образования, совету общеобразовательного учреждения и педагогическому совету доклад о своей деятельности с выводами и рекомендациями. 

 

4. Обязанности Уполномоченного 

4.1. Осуществление деятельности, входящей в компетенцию Уполномоченного в соответствии с настоящим Положением, является обязанностью Уполномоченного. Клятва Уполномоченного отражает требования к качеству исполнения им этой обязанности. 
4.2. Уполномоченный обязан знать и соблюдать требования нормативных правовых актов Российской Федерации и Калужской области, общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся прав и обязанностей участников образовательного процесса. 
4.3. Неисполнение Уполномоченным своих обязанностей не может быть обусловлено соображениями целесообразности или личной заинтересованностью. 
 

5.   Обязанности    администрации      общеобразовательного      учреждения 
 

5.1. Администрация общеобразовательного учреждения оказывает Уполномоченному всемерное содействие, представляет запрошенные материалы и документы, иные сведения, необходимые ему для осуществления деятельности и уяснения мотивов принятых решений. 
5.2. Администрация общеобразовательного учреждения не вправе вмешиваться и препятствовать деятельности Уполномоченного с целью повлиять на его решение в интересах отдельного лица. 
 

6. Выборы Уполномоченного 

6.1. Уполномоченный избирается органом самоуправления общеобразовательного учреждения, в котором представлены все участники образовательного процесса, путем тайного голосования простым большинством голосов. Вид органа самоуправления и правомочность его заседаний определяется уставом общеобразовательного учреждения. 
6.2. Дата выборов назначается приказом руководителя образовательного учреждения. 
6.3. Правом выдвижения кандидатур на должность Уполномоченного обладают общее собрание трудового коллектива образовательного учреждения и классные собрания учащихся и их законных представителей. 
6.4. Общее собрание трудового коллектива образовательного учреждения большинством голосов выдвигает в кандидаты на должность Уполномоченного одного члена этого коллектива (за исключением технического персонала). 
6.5. Классные собрания учащихся и их законных представителей большинством голосов выдвигают в кандидаты на должность Уполномоченного одного из законных представителей учащихся от каждого класса. Собранием может быть поддержан кандидат, выдвинутый от другого класса. 

7. Заключительные положения 

7.1.  Уполномоченный назначает своих помощников таким образом, чтобы были представлены все участники образовательного процесса. 
7.2. Помощники Уполномоченного осуществляют свою деятельность на общественных началах. 
 

7. План-график профилактической работы по правовому просвещению   участников образовательного процесса 

п/п

Мероприятия

Дата проведения

 

1.     Методическая работа

 

1.

Изучение нормативно – правовой базы по защите прав человека

В течение года

2.

Утверждение регламента работы Уполномоченного по защите прав участников  образовательного процесса

Сентябрь

 

3.

Ведение на сайте школы странички Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса и размещение на ней информации о его деятельности, регламенте работы. Работа с сайтом.

В течение года

5.

Ведение журнала регистрации обращений

В течение года

6.

Оформление информационно – правового стенда  в школе для родителей и учащихся.

В течение года

7.

Участие в семинарах, совещаниях института уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса

В течение года

 

2.     Работа с обучающимися

 

1.

Тематические классные  часы:

«Я имею право»

В рамках проведения

 Правовой недели в школе

2.

Мониторинг «Мои права и ответственность» (Цель: выявить пробелы в знаниях обучающихся об ответственности за свои поступки и знание своих прав)

В рамках проведения Правовой недели в школе

 

3.

Индивидуальное консультирование обучающихся по вопросам прав ребенка и их нарушению, работа с обращениями

В течение года

4.

Организация встреч с инспектором ПДН, с целью проведения лекций и бесед на правовую тематику

В течение года

   

 

 

3.     Работа с родителями

 

1.

Выступление на общешкольных родительских собраниях: «Кто такой Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса?» (Информирование родителей о наличии Уполномоченного в школе и специфике его деятельности. Презентация); «О правах участников общеобразовательного процесса»; «Обязанности родителей в отношении своих несовершеннолетних детей»

 В течение года по    плану проведения родительских собраний

2.

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам прав ребенка, прав родителей и их нарушению, работа с обращениями

В течение года

4.

Индивидуальная работа с родителями, чьи дети состоят на ВШК, на учете в КДНиЗП, в ПДН.

В течение года

5.

Содействовать в регулировании взаимоотношений родителей с детьми в конфликтных ситуациях

В течение года

 

4.     Работа с педагогами

 

1.

Индивидуальное консультирование педагогов по вопросам их прав, работа с обращениями

В течение года

2.

Выступление на педсовете «Права участников образовательного процесса»

По согласованию

     

8.Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в Большесельском районе

Брюханкова Наталья Борисовна

Телефон: 2-93-26